ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Давайте друг другу улыбнемся, ведь от улыбки не только станет теплей на душе, но и у каждого из вас появится хорошее настроение, которое так необходимо для нашей сегодняшней работы на уроке.
II. Актуализация изученного.
А) Прием «Верные – неверные утверждения».
Давайте, ребята, с помощью приема «Верные – неверные утверждения» проверим наши знания по пройденной теме «Обращение».
Если утверждение верное, говорите «Да», если нет- «Нет».
-Верно ли то, что обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь? + - Верно ли то, что обращение является членом предложения?- - Верно ли то, что обращение может быть распространенным и нераспространенным?+ - Верно ли то, что личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений?+ - Верно ли то, что обращения обычно не выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке – восклицательным знаком, стоящим после обращения?- |
Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число. Оставьте строчку, на которой должна быть записана тема урока пока пустой.
А пока мы с вами выполним распределительный диктант.
Б) «Распределительный диктант». Взаимопроверка (после выполнения обмениваются тетрадями)
Распределить предложения по группам: первая группа- предложения с обращениями, вторая –без них.
1.Мчись же быстрее, летучее время!
2.Время промчалось так быстро!
3.Куда ты, светлый ручеек., стремишься?
4. течет в лесу прозрачный ручеек.
5. Отпусти ты, старче, меня в море!
6. Ты отпустишь меня на волю?
III. Мотивация к учебной деятельности (предложения записаны на доске заранее).
-Ребята, обратите внимание на доску. Чем они отличаются друг от друга?
1) Уля сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.
2) Уля сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».
- Какое предложение точнее передает слова Ули? Почему?
(-Второе, потому что оно передает слова мамы дословно, без изменений.)
-Правильно, это предложение с прямой речью. Давайте заполним пустую строчку в тетради и на доске. Тема нашего сегодняшнего урока «Предложения с прямой речью».
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке?
(Что такое предложение с прямой речью?)
- К концу урока мы должны знать:
что такое «прямая речь»;
из каких частей состоит предложение с прямой речью;
какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с прямой речью;
как составить схему предложения с прямой речью.
IV.Изучение нового материала
Прямая речь – речь
Она состоит из слов автора и самой прямой речи.
Задание
Укажите слова автора и прямую речь
1. «А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила Лиса. 2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. 3. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт». 4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
Выявите особенности записи прямой речи
Особенности записи прямой речи:
Выявите особенности записи слов автора
Особенности записи слов автора:
оформляются без кавычек;
пишутся с заглавной буквы, если находятся в начале предложения;
пишутся со строчной буквы, если находятся в середине предложения
Рассмотрение схем постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П?!» «П», - а. «П?!» - а. «П?!» - а. «П?!» - а.
В)Закрепление и применение новых знаний и способов деятельности.
Индивидуальная работа по карточке.
1.Расставьте в предложениях знаки препинания, где необходимо, исправьте строчну́ю букву на прописную.
Что, Иванушка, невесел, что головушку повесил спрашивает квакушка
И подумал Иван-царевич зря я лягушачью кожу сжёг!
Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно, старче
Спасибо за доброту, Емелюшка поблагодарила щука
2. Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишите их.
Мы встретили в лесу старичка и попросили его показать нам дорогу. Дедушка сказал, чтобы мы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, как поблагодарить его и воспользоваться его советом.
V. Итог урока
Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
VI. Рефлексия.
1. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: …… и ……….
2. Прямая речь пишется всегда с… буквы и заключается в ……. .
3. Слова автора …………. в кавычки.
4. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они пишутся с …… буквы и между частями предложения ставится ……. .
5. Если слова автора стоят после прямой речи, то они пишутся с …… буквы и между частями предложения ставится ……. .
6. Вопросительный и восклицательные знаки ставятся …… кавычек, а точка и запятая ….. кавычек
VII. Выставление оценок.