СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетания».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний. Предусмотрена групповая и индивидуальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетания».»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Словосочетания».


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов :формирование знаний о словосочетании.

Планируемые результаты:

Личностные: 

обучающийся научится   готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные:

обучающийся научится   отличать словосочетания от предложений,

 обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи. 

 Метапредметные УУД :

  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Регулятивные УУД : 

обучающийся научится   целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,

обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 

 Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов

 обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД : 

обучающийся научится  приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого,  согласовывать свои действия;

обучающийся получит возможность научиться формулировать  собственное мнение, задавать вопросы.

Предметно- образовательная среда: компьютер, учебник, карточки,  эталоны заданий.

                             

Ход урока

1) Организационный этап.

Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку. Обучающиеся записывают дату в тетрадях, учитель записывает на доске.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Сегодня я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд). Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? (Ответы уч-ся).

-Давайте запишем эти слова в тетрадь (Солнце, море, пляж, погода, отдых…)

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака).

- Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). Прежде чем переходить к исследованию этой синтаксической единицы, любому ученому нужно установить цели. Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой?

Ученики отвечают (цели появляются на слайде):

  • Узнать, что такое словосочетание.

  • Из каких частей состоит словосочетание?

  • Уметь находить словосочетания.

  • Определять вид словосочетаний.

3) Актуализация знаний.

-Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

-Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

- Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому).

-Давайте определим в наших словосочетаниях главное и зависимое слово:

Синее море

весёлый человек

яркое солнце

отдых на море

лежать на пляже

тихая погода

плавать в море

долго плавать

белые облака

- Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).

- Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют?

Ученик. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Например: ласковое солнце (прил.+ сущ.), весёлый человек (прил. + сущ.). Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например: долго плавать (нареч.+глаг.)

- Давайте с вами обратимся к учебнику. СТР. 61 ЧИТ. ПРАВИЛО. Какая информация оказалась новой для вас? (Грамматическая основа не является словосочетанием; слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом).

4) Первичное усвоение новых знаний.

-Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания, задать вопрос от главного слова к зависимому, определить вид словосочетаний. (Работа в парах)

Задание (на слайде): произвести синтаксический разбор предложения, выписать словосочетания, задать вопрос от главного слова к зависимому, определить вид словосочетаний.

Ковер из мокрых листьев покрывает сады и парки.

Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с

Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с

Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с

Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с

Учитель. Какой можно сделать вывод? (Однородные члены, оказывается, тоже не являются словосочетаниями).

Упр. 128 Постановка проблемы:

-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).

- Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания. Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика. (Работа в парах).

Сделайте вывод: как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании? (Они согласованы в роде, числе, падеже).

Физкультминутка. (Уч- ся встали, хлопают в ладоши, если слышат глагольное словосочетание, качают головой, если слышат именное словосочетание).

Бежал быстро – глагольное,

чахлая рябина –именное,

 по редкому лесу – именное,

таяли в тучах- глагольное,

 по сосновому лесу – именное,  

мокнет под дождем – глагольное,

болтливые воды- именное,

белые облака- именное,

проходят чередой- глагольное,

тихо плыли- глагольное.

5) Первичная проверка понимания. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Задание (на слайде): распределите словосочетания   в зависимости от вида.

Возраст деревьев, чистые воды, лежат на, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, лошади бегут, поздравить друга, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаешь грамматику, участник войны.

-Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не являются словосочетаниями лежат на, лошади бегут). Поменяемся тетрадями и оценим работу по эталону.

                                      Эталон к заданию (на слайде)

Именные                                               Глагольные


Возраст деревьев                              

Чистые воды                                        изобразил на картине

Краски осени                                        дружно работать

Бег лошади                                           поздравить друга

Пение птиц                                             гордиться дедом

Участник войны                                  изучаешь грамматику

Страстное желание                             объединить усилия



6) Первичное закрепление.

Работа по карточкам.

Задание: найди ошибку. Учащимся было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найдите их.

1.Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

а) тёплый ветер;

б) пролетает над полями;

в) пролетает и поднимает;

г) пролетает ветер;

д) поднимает пыль;

е) цветочную пыль.

2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.

а) весенние ветерки;

б) пахнули травой;

в) ветерки пахнули;

г) травой и гнёздами;

д) свежей травой;

е) птичьими гнёздами;

ж) весенними гнёздами.

3. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.

а) дорога к станции;

б) вилась к станции;

в) вилась и спускалась;

г) вилась в ложбинки;

д) дорога вилась;

е) вилась по тропинке;

ж) в сырые ложбинки;

з) в ложбинки

Итак, проверим, как вы справились  с этим заданием?  Ответ: 1 – в, г. 2 – в, г. 3 – в, д, з.

Критерии оценивания теста:

  • Ошибки отсутствуют - «5»

  • 1ошибка - «4»

  • 2-3 ошибки - «3»

  • 4 ошибки - «2»

Выставление отметок.

7) Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. (Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания. Теперь знаем какие бывают словосочетания. Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями).

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке: ? и !

8) Домашнее задание: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть трудности.

1.Кто научился определять словосочетания, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить  виды словосочетаний, поставьте знак вопроса и выполните упр. №132

2. Кто научился определять словосочетания и может объяснить тему товарищу, то поставьте восклицательный знак - Составление опорной схемы по теме «Словосочетание».

Спасибо всем за урок! Урок закончен.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!