СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе "Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о   нормах  словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Задачи: формировать умение правильно писать и употреблять имена существительные множественного числа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа"»

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Класс: 6

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о нормах словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Задачи: формировать умение правильно писать и употреблять имена существительные множественного числа

Планируемые результаты


Личностные УУД:

- осваивать роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению.

Метапредметные УУД:

- развивать умения искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

- определять основную и дополнительную информацию

Коммуникативные УУД:

- описывать содержание совершаемых действий с целью ориетировки учебно-практической деятельности

Регулятивные УУД:

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Предметные УУД

- формировать интерес к новому учебному материалу

ланируемые результаты

.


https://youtu.be/cFjH9pse9vA
https://youtu.be/DqU1JEePqZU

Ход урока

Язык в ещё большей форме, чем одежда,

свидетельствует о вкусе человека, о его отношении

к окружающему миру и к себе.

Д.С. Лихачёв 

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? 2 мин

Язык — это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык — это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке. Не только национальность, но культурный уровень. Красиво и модно одетый человек, а выражается, как последний биндюжник. Разве захочется общаться с таким человеком, у которого, что ни слово, то мат? Нет. Есть люди одетые в не модные, но чистые одежды. Но как они грамотно говорят, эрудированны, начитаны. Хочется слушать такого человека ещё и ещё.


III. Актуализация знаний, умений, навыков:

1. Синтаксический разбор одного предложения:

Невдалеке я услышал плач ребёнка.

Фронтальная проверка правил по теме:

- Что такое имя существительное?

- Какая форма  слова для  имени существительного является начальной?

- Сколько падежей в русском языке?

- Как распределить имя существительное по склонениям?

- Измените по падежам, просклоняйте слова родина, отечество.

- Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение?

- Как пишутся существительные 2 и 3 склонений с основой  на шипящий?

  Где существительное женского рода  - там есть мягкий знак,

  Печь и речь – она моя.

  Ну, а ключ и мяч – он мой, значит это ряд мужской


Орфографическая работа. – Запиши слова, вставляя гласные. Выдели корень слова. Орфограмму обозначь графически.

К…саться, к…снулись, дог…рал, перег…рела, сл…гать, заст…лить, выч…тание, подр…сла, предл…жение, зам…рать, зап…рать, соб…раться, р…стение, сл…жить, к…сание.

Какие корни в данных словах?- С чередованием гласных.

IV. Усвоение новых знаний:

-Записать, определить склонение у следующих слов:

балкон, компьютер, профессии, хоккей, маршрут.

-Какое слово лишнее? (профессии). Почему?

-Правильно. Оно во множественном числе.

-А в каком падеже? (Им. п.)

Итак, какая же тема сегодняшнего урока?

«Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа»


-Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам, выясним, какие же окончания имеют имена существительные во множественном числе в именительном падеже. Так же будем учиться слушать своих товарищей и высказывать свое мнение.

-Поднимите руку те ребята, кто хочет совершенствовать свои знания по этой теме? (дети поднимают руки)

-Это и является целью нашего урока. А для этого вы должны быть внимательными и активными, дисциплинированными.

- Посмотрите на слова: цветок, гнездо, степь, лист.

-В каком числе и падеже стоят эти слова? (В единственном числе, им. п).

Первое слово записывает и объясняет учитель, а потом ученики по очереди.

На доске:

Цветок - цветы, степь - степи, гнездо - гнезда, лист - листья.

-Выделите окончания имен существительных во множественном числе им. падеже.

-Какой вывод можно сделать?

Теория:

1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос – голоса. Исключения:  месяц - месяцы.

2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры.

3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр - шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.

4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы. 5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора,профессора.Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией.6) Различие в значение слов. В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы);

проводы (при отъезде) - провода (электрические);

цветы (растения) - цвета (окраска);

пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.





1 склонение

2 склонение

3 склонение

звезда — звёзды

берёза — берёзы

мальчишка — мальчишки

деревня — деревни

певунья — певуньи



робот — роботы

гений — гении

город — города

кол — колья

озеро — озёра

шило — шилья


медаль — медали

насыпь — насыпи


Следует запомнить:

Склонение, род

Окончания

Примеры


У ряда существительных при образовании формы именительного падежа множественного числа происходит изменение основы:

курица — куры;

небо — небеса;

чудо — чудеса;

судно — суда;

человек — люди;

ребёнок — дети



V. Первичная проверка усвоения знаний:

Запись слов: Адрес (адреса), офицер (офицеры), доктор (доктора), сторож (сторожа),

Шофер (шоферы), торт (торты), директор (директора), слесарь (слесари).


2. Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.



3. «Говорим правильно» или словарям.

1) По горному серпантину водить автомобили могут только опытные (шофёры — шофера).

2) В фирменном кондитерском магазине всегда в продаже свежие (торты — торта).

3) (Договоры — договора) о сотрудничестве были подписаны обеими сторонами.

4) Над созданием новой машины напряжённо трудились (конструкторы — конструктора) отдела. 5) По команде в воду были спущены (якори — якоря).



VI. Рефлексия.

- Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял.

Сегодня мы с вами закрепили знания о множественном числе ИС, выполнив задания


- Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?


VI. Информация о домашнем задании:
















































 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.





 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.






 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.





 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.




 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.




 Перепишите, расставив ударение в существительных.

Книжные полки, стрелковые полки, дверной замок, средневековый замок, сельские клубы, клубы дыма, географический атлас, атлас на подкладку пальто, крашеные полы, полы плаща, меткая острота, острота лезвия, танцующие пары, водяные пары.






 





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!