СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Ключевые слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме: «Ключевые слова» по формированию читательской грамотности школьников

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Ключевые слова»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В. В. Гусева

города Рошаль Городского округа Шатура»













Конспект

урока русского языка в 6 классе

по теме: «Ключевые слова»











Учитель русского языка и литературы

Середа Светлана Валерьевна



















2021 год





Тема урока: Ключевые слова

Цель урока: в процессе знакомства с понятием «ключевые слова текста» формировать читательскую грамотность обучающихся.

Задачи:

  • развить представление о ключевых словах текста

  • отработать навыки поиска и извлечения информации, сопоставления текстов одной тематики, составления собственного текста на основе полученной информации

Планируемые результаты:

Личностные: развитие ценностно-смысловой ориентации обучающихся (знания моральных норм, умения соотносить поступки с этическими принципами).

Регулятивные: тренировка навыков осуществления учебных действий (чтение текста, поиск, анализ и использование информации), развитие навыка самооценки

Познавательные: овладение навыком поиска и выделения необходимой информации, навыком смыслового чтения

Коммуникативные: развитие социальных компетенций, навыка постановки вопросов, умения полно и точно выражать свои мысли.

Предметные: овладение понятием «ключевые слова», развитие умения находить ключевые слова в тексте

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Самоопределение к деятельности. Работа с учебником. Чтение текста № 1.

Текст №1 (упражнение 94 в учебнике М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской)

Правила для молодых дворян при Петре I

Для того чтобы молодое поколение вырастало вежливым, воспитанным, по указанию Петра I в 1717 году был подготовлен учебник этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Частично это были переводы из сочинений иностранных авторов, но многие параграфы пособия чисто российского происхождения.

Юные дворяне должны были в обиходе проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы.

Требовалось, чтобы юные дворяне проявляли уважение к родителям: «… впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать».

Правила учтивого поведения требовали, чтобы при приветствии снимали шляпу.

При разговоре дóлжно «благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё, что достойно, предъявить».

Правила поведения за столом предписывали, что «дóлжно тихо и смирно, прямо сидеть».

  1. Актуализация знаний

Задания к тексту № 1:

  1. Найдите в тексте сложные для вашего понимания слова. Давайте вместе попробуем объяснить их значение. (зерцало, житейское обхождение, дóлжно благочинно)

  2. Какова задача текста? (Рассказать о правилах поведения молодых дворян)

  3. Выпишите в тетрадь ключевые слова (они выделены жирным шрифтом).

  4. Подумайте, какое определение мы можем дать понятию «ключевые слова» (Общими усилиями выводится и записывается определение: Ключевые слова – это слова, которые передают основную информацию, содержащуюся в тексте)

  5. Пользуясь ключевыми словами, расскажите о правилах этикета для молодых дворян.



  1. Открытие новых знаний. Чтение текста № 2

Текст № 2 (https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyh-mestah-dlya-detej.html)

Требования к поведению подростков

  • Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

  • На улице и в общественных местах не кричи, не шуми, не мешай другим людям

  • Проявляй вежливость к взрослым людям, покровительствуй маленьким. Будь внимательным к людям с ограниченными возможностями

  • Придерживайся чистоты в общественных местах – не мусори, не плюй, береги зеленые насаждения

  • Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца.

  • Не совершай недостойных поступков и уберегай от них друзей.

  • Аккуратно и тихо ешь в заведениях общественного питания, пользуйся салфетками.



  1. Самостоятельная работа

Задания к текстам №№ 1 и 2:

  1. Подчеркните в тексте № 2 ключевые слова

  2. Пользуясь двумя текстами, найдите верные утверждения:

  1. Учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» был создан по указанию Екатерины II

  2. Учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» не содержал переводов иностранных текстов

  3. Правила поведения за столом предписывают принимать пищу тихо, аккуратно

  4. В современных правилах для подростков нет информации о том, нужно ли снимать шляпу во время приветствия

  5. В 18 веке при общении друг с другом допускалось участие молодых дворян в драках



  1. Какие правила начала 18 века утратили свою актуальность в веке 21? (Снятие шляпы во время приветствия)

  2. Что нового появилось в правилах поведения в наши дни? (Внимательность к людям с ограниченными возможностями, бережное отношение к зелёным насаждениям)

  3. Какими правилами, пришедшими к нам из прошлого, мы пользуемся и сегодня? (заполните таблицу)

В какой области поведения употребляются

Правила для молодых дворян при Петре I


Требования к поведению подростков


Уважение к старшим

Требовалось, чтобы юные дворяне проявляли уважение к родителям



Проявляй вежливость к взрослым людям

Правила поведения в обиходе (общении)

Проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы

На улице и в общественных местах не кричи, не шуми, не мешай другим людям


Правила поведения за столом

«дóлжно тихо и смирно, прямо сидеть»

Аккуратно и тихо ешь в заведениях общественного питания, пользуйся салфетками

Правила поведения во время разговора

«благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать»

Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца




  1. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Фронтальный опрос

Какую тему мы с вами сегодня изучали? («Ключевые слова»)

Что такое ключевые слова? (Повторяем выведенное в начале урока определение)

Оцените свою работу на уроке и свои достижения (отвечают несколько человек по своему желанию или по выбору учителя)

На каком материале мы изучали данную тему? (На текстах об этикете)

Для чего людям нужен этикет?

Делаем вывод: Культура поведения в общественных местах, соблюдение всех правил этикета общения свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и манерах. Общение с воспитанным интеллигентным человеком приносит много положительных эмоций, с ним всегда приятно проводить время.

Домашнее задание:

Параграф 17, упражнение 95 (составить и записать в тетрадь рассказ по некоторым правилам этикета, о которых мы не говорили на уроке)

Подчеркнуть в составленном тексте ключевые слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя