Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Героя Советского Союза В. В. Гусева
города Рошаль Городского округа Шатура»
Конспект
урока русского языка в 6 классе
по теме: «Ключевые слова»
Учитель русского языка и литературы
Середа Светлана Валерьевна
2021 год
Тема урока: Ключевые слова
Цель урока: в процессе знакомства с понятием «ключевые слова текста» формировать читательскую грамотность обучающихся.
Задачи:
-
развить представление о ключевых словах текста
-
отработать навыки поиска и извлечения информации, сопоставления текстов одной тематики, составления собственного текста на основе полученной информации
Планируемые результаты:
Личностные: развитие ценностно-смысловой ориентации обучающихся (знания моральных норм, умения соотносить поступки с этическими принципами).
Регулятивные: тренировка навыков осуществления учебных действий (чтение текста, поиск, анализ и использование информации), развитие навыка самооценки
Познавательные: овладение навыком поиска и выделения необходимой информации, навыком смыслового чтения
Коммуникативные: развитие социальных компетенций, навыка постановки вопросов, умения полно и точно выражать свои мысли.
Предметные: овладение понятием «ключевые слова», развитие умения находить ключевые слова в тексте
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Самоопределение к деятельности. Работа с учебником. Чтение текста № 1.
Текст №1 (упражнение 94 в учебнике М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской)
Правила для молодых дворян при Петре I
Для того чтобы молодое поколение вырастало вежливым, воспитанным, по указанию Петра I в 1717 году был подготовлен учебник этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Частично это были переводы из сочинений иностранных авторов, но многие параграфы пособия чисто российского происхождения.
Юные дворяне должны были в обиходе проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы.
Требовалось, чтобы юные дворяне проявляли уважение к родителям: «… впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать».
Правила учтивого поведения требовали, чтобы при приветствии снимали шляпу.
При разговоре дóлжно «благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё, что достойно, предъявить».
Правила поведения за столом предписывали, что «дóлжно тихо и смирно, прямо сидеть».
-
Актуализация знаний
Задания к тексту № 1:
-
Найдите в тексте сложные для вашего понимания слова. Давайте вместе попробуем объяснить их значение. (зерцало, житейское обхождение, дóлжно благочинно)
-
Какова задача текста? (Рассказать о правилах поведения молодых дворян)
-
Выпишите в тетрадь ключевые слова (они выделены жирным шрифтом).
-
Подумайте, какое определение мы можем дать понятию «ключевые слова» (Общими усилиями выводится и записывается определение: Ключевые слова – это слова, которые передают основную информацию, содержащуюся в тексте)
-
Пользуясь ключевыми словами, расскажите о правилах этикета для молодых дворян.
-
Открытие новых знаний. Чтение текста № 2
Текст № 2 (https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyh-mestah-dlya-detej.html)
Требования к поведению подростков
-
Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.
-
На улице и в общественных местах не кричи, не шуми, не мешай другим людям
-
Проявляй вежливость к взрослым людям, покровительствуй маленьким. Будь внимательным к людям с ограниченными возможностями
-
Придерживайся чистоты в общественных местах – не мусори, не плюй, береги зеленые насаждения
-
Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца.
-
Не совершай недостойных поступков и уберегай от них друзей.
-
Аккуратно и тихо ешь в заведениях общественного питания, пользуйся салфетками.
-
Самостоятельная работа
Задания к текстам №№ 1 и 2:
-
Подчеркните в тексте № 2 ключевые слова
-
Пользуясь двумя текстами, найдите верные утверждения:
-
Учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» был создан по указанию Екатерины II
-
Учебник этикета “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» не содержал переводов иностранных текстов
-
Правила поведения за столом предписывают принимать пищу тихо, аккуратно
-
В современных правилах для подростков нет информации о том, нужно ли снимать шляпу во время приветствия
-
В 18 веке при общении друг с другом допускалось участие молодых дворян в драках
-
Какие правила начала 18 века утратили свою актуальность в веке 21? (Снятие шляпы во время приветствия)
-
Что нового появилось в правилах поведения в наши дни? (Внимательность к людям с ограниченными возможностями, бережное отношение к зелёным насаждениям)
-
Какими правилами, пришедшими к нам из прошлого, мы пользуемся и сегодня? (заполните таблицу)
В какой области поведения употребляются | Правила для молодых дворян при Петре I | Требования к поведению подростков |
Уважение к старшим | Требовалось, чтобы юные дворяне проявляли уважение к родителям | Проявляй вежливость к взрослым людям |
Правила поведения в обиходе (общении) | Проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы | На улице и в общественных местах не кричи, не шуми, не мешай другим людям |
Правила поведения за столом | «дóлжно тихо и смирно, прямо сидеть» | Аккуратно и тихо ешь в заведениях общественного питания, пользуйся салфетками |
Правила поведения во время разговора | «благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать» | Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца |
-
Рефлексия.
Подведение итогов урока. Фронтальный опрос
Какую тему мы с вами сегодня изучали? («Ключевые слова»)
Что такое ключевые слова? (Повторяем выведенное в начале урока определение)
Оцените свою работу на уроке и свои достижения (отвечают несколько человек по своему желанию или по выбору учителя)
На каком материале мы изучали данную тему? (На текстах об этикете)
Для чего людям нужен этикет?
Делаем вывод: Культура поведения в общественных местах, соблюдение всех правил этикета общения свидетельствует о высоком культурном развитии человека, о его воспитании и манерах. Общение с воспитанным интеллигентным человеком приносит много положительных эмоций, с ним всегда приятно проводить время.
Домашнее задание:
Параграф 17, упражнение 95 (составить и записать в тетрадь рассказ по некоторым правилам этикета, о которых мы не говорили на уроке)
Подчеркнуть в составленном тексте ключевые слова.