Конспект урока русского языка в 6 классе (для обучающихся с у/о)
Тема урока: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний)
Цель: дать понятие о согласовании прилагательных с существительными.
Образовательные задачи:
совершенствовать умение устанавливать связь имён прилагательных с существительными;
совершенствовать умение определять род, число и падеж имен существительных, применять полученные знания при выполнении заданий;
формировать навыки согласования прилагательных с существительными.
Коррекционно – развивающие задачи:
развивать речь при построении устных ответов, при объяснении лексического значения слова, подборе имён прилагательных;
корригировать внимание посредством упражнения на соотнесение разноуровневых столбцов с буквами, при написании словарного диктанта и работе с учебником, упражнения на соотнесение существительных с прилагательными при выполнении заданий.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к урокам русского языка;
повышать общую культуру обучающихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки с дифференцированными заданиями.
Межпредметная связь с природоведением, литературой.
Ход урока.
I. Организационный момент (Эмоциональный настрой, коррекция внимания) - Здравствуйте! Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и урок наш начинаем.
Сначала займут свои места те, кто сидят за первыми партами, а теперь все остальные.
II. Актуализация опорных знаний . Постановка цели урока.
- Обратите внимание на доску! Перед вами имена существительные, обозначающие положительные качества, которые необходимы каждому прилежному ученику:
усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность.
Я уверена, что каждый из вас обладает теми или иными качествами, и пусть они помогут вам сегодня на уроке.
Предлагаю вам образовать от данных слов однокоренные имена прилагательные. (Ученики называют прилагательные)
- Молодцы! Скажите, а почему я попросила вас образовать не глаголы, а имена прилагательные?
- Потому что мы изучаем эту часть речи.
- Вспомните, что такое имя прилагательное.
(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- С какой частью речи в предложении всегда связано имя прилагательное?
- С именем существительным.
- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, каким образом взаимодействуют эти части речи друг с другом. А какое будет ключевое слово для темы нашего урока, вы назовёте мне сами, прочитав его по разноуровневым столбцам (Обучающиеся по разноуровневым столбцам читают слово. Коррекция внимания, логического мышления)
- Правильно! Давайте запишем тему урока в тетрадь.
-Ребята, а что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие». Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии»
-Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща.
- Действительно. В грамматике русского языка имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. ( На экране Имя Существительное, Имя Прилагательное в виде человечков, держатся за руки) У них много общих признаков. А, каких? Мы сегодня с вами обязательно выясним и к концу урока их назовём.
III. Проверка Д/З . Словарная работа.
- К сегодняшнему уроку вы должны были повторить словарные слова.
К доске идёт…………
Все слова я попрошу вас написать в столбик:
Хозяин
Смородина
Печенье
Каникулы
Телеграмма
Шоколад
Семена
- Определите род существительных. У каких существительных вы не смогли определить род и почему? ( У существительных мн. ч. род определить нельзя) Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное, подпишите род и число. Выделите окончания прилагательных. Какой вывод вы можете сделать на основе выполненного задания? (В каком роде и числе стоят существительные, в таком же роде и числе зависимые от них прилагательные)
-Значит, эти части речи согласуются в роде и числе. (Учитель размещает на доске карточки со словами: род, число)
IV. Зрительная гимнастика.
- Назовите, какое сейчас время года?
- Зима.
- Какая может быть зима? (холодная, морозная, снежная, долгожданная и т. д.)
- А сколько же зимой чудес! Снежинки падают с небес. Кружат, вьются, как живые, озорные, кружевные. И я предлагаю вам понаблюдать за летящей снежинкой. Внимание на экран!
(Обучающиеся следят за движениями снежинки на экране)
V. Закрепление пройденного материала. Работа с карточками.
- Чтобы приступить к выполнению следующего задания, вам нужно отгадать загадку:
В мягкой шубке, длинноух. У него хороший слух. Чуть услышит ветки хруст, тут же прячется под куст. Вот трусишка, так трусишка! Это что за зверь?…
- Зайчишка (на экране появляется изображение зайца и текст с пропущенными именами прилагательными)
- Итак, название к тексту у нас есть. Давайте прочитаем его. Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте?
- Имён прилагательных.
--Правильно, и чтобы текст стал более полным, понятным и красивым, вместо точек вам нужно вставить пропущенные имена прилагательные. Не забудьте о согласовании их с именами существительными. Вспомните, что вам известно об этом зверьке с уроков природоведения. Кому покажется задание трудным, можно использовать слова для справки.
На доске и в индивидуальных карточках с дифференцированными заданиями записан текст:
Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы -------------------, а задние - -------- и --------.
Шубка у зверька летом ----------, а зимой -----------.
Задание. Озаглавить текст. Вставить недостающие имена прилагательные, выделить окончания, указать их число и род.
Слова для справки: пушистый, короткий, длинные, белая, сильные, серая, маленькие, большие.
Проверка. ( Ученик читает получившийся текст. Карточки с выполненным грамматическим заданием все обуч-ся сдают учителю на проверку)
VI. Физкультминутка.
Поработали мы дружно. Отдохнуть теперь нам нужно. Снега мы возьмём немножко. Слепим мы снежки в ладошке. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. На дворе у нас мороз. Чтобы нос наш не замёрз, Надо нам потопать, А затем похлопать. А теперь мы с вами вертим только головами. Вправо – влево, раз и два – отдыхает голова. Руки за спину положим. Это мы, конечно, сможем. Голову поднимем выше, Свежим воздухом подышим. Напоследок потянулись И назад чуть – чуть прогнулись. Руки плавно опускаем И работать продолжаем.
VII.Работа с учебником (стр. 146 упр. 238)
Задание: Прочитать. Определить, какое словосочетание повторяется на протяжении всего стихотворения. Выписать выделенные прилагательные вместе с существительными. Определить падеж существительных, выделить окончания прилагательных.
(Обучающиеся по образцу выполняют задание на доске и в тетрадях. При определении падежа существительных пользуются таблицей)
- Как вы думаете, почему прилагательное, так же как и существительное меняет окончание?
- Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются.
- И, поэтому делаем вывод: прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится. Значит, карточку с каким словом я должна поместить на доску?
- Падеж (Учитель размещает карточку на доске и предлагает обучающимся самим сформулировать правило по теме урока)
- Так как же согласуется имя прилагательное с существительным? Что у них общего? Давайте проверим ваши ответы и прочитаем правило на стр. 149.
- В таблице на стр. 147 -148 вы можете познакомиться с падежными вопросами и окончаниями прилагательных мужского и среднего рода. Она вам поможет при выполнении домашнего задания (стр. 148, упр. 240, таблица)
(Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание )
VIII. Объяснение домашнего задания.
XI. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке.
- Близится к концу урок, подведём ему итог. Какую часть речи мы с вами изучаем?
- Назовите тему нашего урока.
- К какому выводу мы пришли с вами к концу урока? Как согласуются прилагательные с существительными?
- Как вы думаете, нужно ли нам изучать эту тему и для чего? (Да, чтобы грамотно писать)
- Верно! - Посмотрите на экран. Узнаёте ли вы произведение и его героев? - Это герои из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
- Вспомните мораль басни. Почему герои не смогли выполнить задание?
- Они не смогли договориться между собой.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…
- А если, ребята, части речи начнут вести себя так же, как герои этой басни, то
слова в предложении потеряют связь между собой, и наша речь будет несвязная, неграмотная. Вот почему для нас так важно изучать грамматику русского языка.
- Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились. Вам, несомненно, помогли те качества, о которых мы говорили в начале урока.
Особенно меня порадовали сегодня ответы………
XII. Рефлексия.
- У каждого из вас на парте лежит снежинка. На доске – два облака (светлое и тёмное):
1. ВСЁ 2. ОСТАЛИСЬ
ПОНЯТНО ВОПРОСЫ
Если вам всё понятно было на уроке, то прикрепите «свою» снежинку к 1-му облаку, если остались вопросы – ко 2-му.
-Урок окончен. Желаю всем хорошего дня.