СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" Урок комбинированный (изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"»


Конспект урока русского языка в 6 классе (для обучающихся с у/о)

Тема урока: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Тип урока:  комбинированный (изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний) 

Цель: дать понятие о согласовании прилагательных с существительными.

Образовательные задачи:


  • совершенствовать умение устанавливать связь имён прилагательных с существительными;

  • совершенствовать умение определять род, число и падеж имен существительных, применять полученные знания при выполнении заданий;

  • формировать навыки согласования прилагательных с существительными.


Коррекционно – развивающие задачи:


  • развивать речь при построении устных ответов, при объяснении лексического значения слова, подборе имён прилагательных;


  • корригировать внимание посредством упражнения на соотнесение разноуровневых столбцов с буквами, при написании словарного диктанта и работе с учебником, упражнения на соотнесение существительных с прилагательными при выполнении заданий.


Воспитательные задачи:


  • воспитывать интерес к урокам русского языка;

  • повышать общую культуру обучающихся.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация, карточки с дифференцированными заданиями.

Межпредметная связь с природоведением, литературой.



Ход урока.

I. Организационный момент (Эмоциональный настрой, коррекция внимания) - Здравствуйте! Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и урок наш начинаем.

Сначала займут свои места те, кто сидят за первыми партами, а теперь все остальные.

II. Актуализация опорных знаний . Постановка цели урока.

- Обратите внимание на доску! Перед вами имена существительные, обозначающие положительные качества, которые необходимы каждому прилежному ученику:

усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность.

Я уверена, что каждый из вас обладает теми или иными качествами, и пусть они помогут вам сегодня на уроке.

Предлагаю вам образовать от данных слов однокоренные имена прилагательные. (Ученики называют прилагательные)

- Молодцы! Скажите, а почему я попросила вас образовать не глаголы, а имена прилагательные?

- Потому что мы изучаем эту часть речи.

- Вспомните, что такое имя прилагательное.

(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- С какой частью речи в предложении всегда связано имя прилагательное?

- С именем существительным.

- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, каким образом взаимодействуют эти части речи друг с другом. А какое будет ключевое слово для темы нашего урока, вы назовёте мне сами, прочитав его по разноуровневым столбцам (Обучающиеся по разноуровневым столбцам читают слово. Коррекция внимания, логического мышления)


- Правильно! Давайте запишем тему урока в тетрадь.

-Ребята, а что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие». Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии»

-Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща.

- Действительно. В грамматике русского языка имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. ( На экране Имя Существительное, Имя Прилагательное в виде человечков, держатся за руки) У них много общих признаков. А, каких? Мы сегодня с вами обязательно выясним и к концу урока их назовём.


III. Проверка Д/З . Словарная работа.

- К сегодняшнему уроку вы должны были повторить словарные слова.

К доске идёт…………

Все слова я попрошу вас написать в столбик:

Хозяин

Смородина

Печенье

Каникулы

Телеграмма

Шоколад

Семена


- Определите род существительных. У каких существительных вы не смогли определить род и почему? ( У существительных мн. ч. род определить нельзя) Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное, подпишите род и число. Выделите окончания прилагательных. Какой вывод вы можете сделать на основе выполненного задания? (В каком роде и числе стоят существительные, в таком же роде и числе зависимые от них прилагательные)

-Значит, эти части речи согласуются в роде и числе. (Учитель размещает на доске карточки со словами: род, число)

IV. Зрительная гимнастика.

- Назовите, какое сейчас время года?

- Зима.

- Какая может быть зима? (холодная, морозная, снежная, долгожданная и т. д.)

- А сколько же зимой чудес! Снежинки падают с небес. Кружат, вьются, как живые, озорные, кружевные. И я предлагаю вам понаблюдать за летящей снежинкой. Внимание на экран!

(Обучающиеся следят за движениями снежинки на экране)


V. Закрепление пройденного материала. Работа с карточками.

- Чтобы приступить к выполнению следующего задания, вам нужно отгадать загадку:

В мягкой шубке, длинноух. У него хороший слух. Чуть услышит ветки хруст, тут же прячется под куст. Вот трусишка, так трусишка! Это что за зверь?…

- Зайчишка (на экране появляется изображение зайца и текст с пропущенными именами прилагательными)

- Итак, название к тексту у нас есть. Давайте прочитаем его. Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте?

- Имён прилагательных.

--Правильно, и чтобы текст стал более полным, понятным и красивым, вместо точек вам нужно вставить пропущенные имена прилагательные. Не забудьте о согласовании их с именами существительными. Вспомните, что вам известно об этом зверьке с уроков природоведения. Кому покажется задание трудным, можно использовать слова для справки.

На доске и в индивидуальных карточках с дифференцированными заданиями записан текст:

Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы -------------------, а задние - -------- и --------.

Шубка у зверька летом ----------, а зимой -----------.

Задание. Озаглавить текст. Вставить недостающие имена прилагательные, выделить окончания, указать их число и род.

Слова для справки: пушистый, короткий, длинные, белая, сильные, серая, маленькие, большие.

Проверка. ( Ученик читает получившийся текст. Карточки с выполненным грамматическим заданием все обуч-ся сдают учителю на проверку)


VI. Физкультминутка.

Поработали мы дружно. Отдохнуть теперь нам нужно. Снега мы возьмём немножко. Слепим мы снежки в ладошке. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. На дворе у нас мороз. Чтобы нос наш не замёрз, Надо нам потопать, А затем похлопать. А теперь мы с вами вертим только головами. Вправо – влево, раз и два – отдыхает голова. Руки за спину положим. Это мы, конечно, сможем. Голову поднимем выше, Свежим воздухом подышим. Напоследок потянулись И назад чуть – чуть прогнулись. Руки плавно опускаем И работать продолжаем.

VII.Работа с учебником (стр. 146 упр. 238)

Задание: Прочитать. Определить, какое словосочетание повторяется на протяжении всего стихотворения. Выписать выделенные прилагательные вместе с существительными. Определить падеж существительных, выделить окончания прилагательных.

(Обучающиеся по образцу выполняют задание на доске и в тетрадях. При определении падежа существительных пользуются таблицей)

- Как вы думаете, почему прилагательное, так же как и существительное меняет окончание?

- Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются.

- И, поэтому делаем вывод: прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится. Значит, карточку с каким словом я должна поместить на доску?

- Падеж (Учитель размещает карточку на доске и предлагает обучающимся самим сформулировать правило по теме урока)

- Так как же согласуется имя прилагательное с существительным? Что у них общего? Давайте проверим ваши ответы и прочитаем правило на стр. 149.

- В таблице на стр. 147 -148 вы можете познакомиться с падежными вопросами и окончаниями прилагательных мужского и среднего рода. Она вам поможет при выполнении домашнего задания (стр. 148, упр. 240, таблица)

(Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание )

VIII. Объяснение домашнего задания.

XI. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке.

- Близится к концу урок, подведём ему итог. Какую часть речи мы с вами изучаем?

- Назовите тему нашего урока.

- К какому выводу мы пришли с вами к концу урока? Как согласуются прилагательные с существительными?

- Как вы думаете, нужно ли нам изучать эту тему и для чего? (Да, чтобы грамотно писать)

- Верно! - Посмотрите на экран. Узнаёте ли вы произведение и его героев? - Это герои из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

- Вспомните мораль басни. Почему герои не смогли выполнить задание?

- Они не смогли договориться между собой.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…

- А если, ребята, части речи начнут вести себя так же, как герои этой басни, то

слова в предложении потеряют связь между собой, и наша речь будет несвязная, неграмотная. Вот почему для нас так важно изучать грамматику русского языка.


- Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились. Вам, несомненно, помогли те качества, о которых мы говорили в начале урока.

Особенно меня порадовали сегодня ответы………

XII. Рефлексия.

- У каждого из вас на парте лежит снежинка. На доске – два облака (светлое и тёмное):

1. ВСЁ 2. ОСТАЛИСЬ

ПОНЯТНО ВОПРОСЫ


Если вам всё понятно было на уроке, то прикрепите «свою» снежинку к 1-му облаку, если остались вопросы – ко 2-му.

-Урок окончен. Желаю всем хорошего дня.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!