СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме"Непроизводные и производные предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок - урок изучения нового материала с элементами реализации ФГОС. На уроке предусмотрено формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, присутствует работа в группах и индивидуальная работа. запланирована физкультминутка и смена видов деятельности.На уроке сочетаются как репродуктивный метод, так и частично-поисковый. Детям предоставляются задания различной степени сложности, даётся возможность самопроверки по эталону и возможность взаимопроверки. В конце урока запланирован элемент рефлексии. В урок включено задание по культуре речи и исправлению грамматических ошибок и подчёркивается важная роль грамотной речи в жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме"Непроизводные и производные предлоги"»

Русский язык. 7 класс. 07.02.2019

Учитель Андреева Л.А.

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

- знакомство с производными и непроизводными предлогами.

Задачи урока:

Образовательная:

- выработать умения различать производные и непроизводные предлоги;

- научиться правильно использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи.

Развивающая:

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность обучающихся.

Воспитательная:

- формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;

- воспитывать культуру коммуникативного общения обучающихся.

Формируемые на уроке компетенции:

  • Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Формирование языковой и лингвистической компетенцийй: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  • Формирование культуроведческой компетенции: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

  • Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.



  • Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки)



Развитие УУД:

  • личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

  • коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

  • познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

  • регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

Методы обучения:

- репродуктивный.

- проблемный.

- частично-поисковый.

Оборудование:

- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с., [4] л. ил.

Дополнительный материал к уроку:

- карточки с заданиями.

- карточки для рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Подготовьте все необходимое к уроку. Садитесь. Мы сегодня будем работать как самостоятельно, так и в команде. Я надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите дату урока. Классная работа

II. Актуализация знаний

- Вспомните, ребята, с какой частью речи мы сейчас знакомимся поближе? (Предлог)

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на доску. Нам предлагается задание, которое проверит ваши знания о предлоге как части речи.

Предлог это…

- служебная часть речи.

Предлоги выражают…

- зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают…

- простые и составные, производные и непроизводные.

Предлоги выражают…

- различные отношения (временные, целевые, причинные, пространственные).

Итог II этапа:

- Ребята, дайте, пожалуйста, полный ответ. Что такое предлог как часть речи?


III. Мобилизующий этап

Запись на карточках (№1)

- Ребята, прочитайте предложения, записанные у вас на карточках и у меня на таблице:


Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.

Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре.

Тайга загляделась в окошко, метель шелестит по стене, играет в Сибири гармошка, поет о родной стороне.

- Назовите имеющиеся в этих предложениях предлоги.

- В данных предложениях употреблены предлоги: по, в, о, благодаря, до, на.

- Как пишутся предлоги с другими частями речи?

- Запишите выделенное предложение, заключите в прямоугольник предлоги, подчеркните орфограмму «Пробел».

IV. Формулирование обучающимися темы и цели урока

- Ребята, в данном предложении укажите предлог, который перешел из разряда самостоятельных частей речи.

- Можно выделить предлог благодаря, он образован путем перехода самостоятельной части речи в служебную.

- Определим падеж рядом стоящего с производным предлогом существительного.

- Дательный падеж.

- Запомните, что производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются только с Дательным падежом.

- Ребята, обратите внимание на доску: «Он ушел, благодаря меня» Какой частью речи является слово «благодаря» в данном предложении (деепричастие)?

- Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?

- Это производные предлоги.

- Какой ещё предлог вы выделили в этом предложении? (До) Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?

- Это непроизводные предлоги.

- Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали.

- Это предлоги в, по, о, на, до

- Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.

- Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»- Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Запись на доске

Цель: познакомиться с … (производными и непроизводными предлогами)

Учиться различать ..., (производные и непроизводные предлоги)

Правильно использовать … (производные и непроизводные предлоги в речи)

Ученики формулируют цель урока, используя запись на доске.

Цель урока: знакомство с производными и непроизводными предлогами; выработка умения различать производные и непроизводные предлоги, использовать их в устной и письменной речи.

V. Изучение нового материала

- Ребята, мы выяснили, что с точки зрения образования предлоги бывают производные и непроизводные. Подробно остановимся на каждом виде предлогов.

- Предлагаю Вам устно поработать с материалом учебника. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 138. Нам предлагается учебный материал о производных предлогах. Изучите его.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на карточки (№2) с заданиями, которые находятся у вас на партах. Какое задание нам предлагается?

Задание: Прочитайте предложения, найдите предлоги.

1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.

2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.

3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.

- Выделите в предложениях производные предлоги и скажите, от какой части речи они образованы?

- В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в.

- Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.

- В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря.

- Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?

- Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.

- Посмотрите на предложения и скажите, с существительными в каких падежах используются производные предлоги?

- Предлоги используются с существительными в родительном, дательном, предложном падежах.

- Перейдем к группе непроизводных предлогов.

- Ребята, обратимся к учебнику. Прочитайте, пожалуйста, материал о непроизводных предлогах на странице 139.

- Ребята, посмотрите на записанное в тетради предложение. Укажите непроизводный предлог. Какое отношение он выражает?

- Пространственное.

Итог V этапа:

- Чем непроизводные предлоги отличаются от производных?

- Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи.

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

Ребята, давайте проверим себя, как мы умеем различать непроизводные и производные предлоги?

Упражнение 1.

Распределительный диктант.

Распределите предлоги на две группы производные и непроизводные. Запишите в тетрадь.

Перед, благодаря, для, при, наперекор, вокруг, в течение, над, в продолжение, через.

Сверим с эталоном:

Производные

Благодаря

Наперекор

Вокруг

В течение

В продолжение

Непроизводные

Перед

Для

При

Над

Через

Упражнение 2 (337). Распределите самостоятельно словосочетания с производными и непроизводными предлогами. Заключите предлоги в прямоугольник. Выполните орфографическое задание.

Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки, передав из по часовой стрелке, начиная с Ани. Ошибки исправьте карандашом, оставив на полях инициалы проверяющего.

Упражнение 3 (задание по карточке).

- Ребята, у Вас на рабочем месте находятся карточки.

Задание: Прочитайте предложения.

Мы шли по д…лине в течение целого дня

(Не)ле…ко отыскать оши…ки в следстви... – существительное на –ие – 2 скл., п.п.

Вследствие сн..гопада мы задержались в пути.

Вопреки предск…заниям ст…рожилов погода про…снилась.

- Определите с какими падежами употребляются производные предлоги и непроизводные предлоги? Назовите и обозначьте орфограммы.

- Из какой части речи образованы производные предлоги?

Упражнение 4 (340). Нужно проанализировать предложения, найти ошибки, исправить их, подобрав подходящий по смыслу предлог.

- Какая информация содержится в рамке напротив данного упражнения? Как она поможет нам избежать ошибок?

VII. Задание по культуре речи.

Упражнение 1 (343). Работа в группах.

Для того чтобы быть успешными в жизни, нам необходимо воспитывать в себе культуру коммуникативного общения. Уроки русского языка помогают нам овладеть основами культурного, грамотного общения. Ведь грамотный человек – это успешный человек!

- Ребята, обратимся к учебнику, выполним упражнение 343.

Ваша задача, работая в группе, исправить ошибки, действуя по образцу. Указать вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот надеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

I группа (Костя, Даша, Стёпа) работает с предложениями 1, 2, 5, 7.

II группа (Аня, Рита) работает с предложениями 3, 4, 6, 7.

Образец: Озабочен о том, как решить этот вопрос. (Лишний предлог) / Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос.

Проверка по эталону:

1. Получены интересные предложения из наших областей. (Не тот предлог)

2. Сейчас мы выясним то, куда пойдут выпускники школы. (Лишний предлог)

3. Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники. (Лишний предлог, не тот падеж указательного местоимения)

4. Говорят, что вы нашли общий язык с семьей шахтёра. (Не тот предлог и падеж зависимого слова)

5. Около четырехсот кинокамер вчера ещё были здесь. (Не тот падеж зависимого слова)

6. Однако, согласно неписаным законам, они являются героями. (Не тот падеж зависимого слова)

7. Нужно обратить внимание на эту проблему. (Не тот предлог и падеж зависимого слова)

VIII. Итог урока

Проводится обобщение изученного и определение степени усвоения обучающимися темы: «Предлог».

- Ребята, работая индивидуально, необходимо составить кластер на тему «Предлог». Шаблон (карточка №3)

Обобщим знания, полученные по теме «Предлог», заполнив схему, находящуюся на Ваших рабочих местах. Самопроверка по эталону:


Кластер на тему «Предлог»

Предлог



Функция По составу По происхождению



Связь слов в 1. Простые 1. Производные 2. Непроизводные словосочетании и 2. Составные

предложении - от наречий

- от деепричастий

- от существительных

с предлогом




VIX. Рефлексия

- Ребята, урок подходит к концу. Какую цель мы перед собой поставили? Удалось ли нам ее достичь?

- Ребята, для того, чтобы определить продуктивность сегодняшнего урока, я предлагаю Вам поработать с карточками, которые находятся на Ваших рабочих местах. Поднимите карточку того цвета, который соответствует Вашим знаниям, полученным на уроке. Красная карточка – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Голубая карточка – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зеленая карточка – эту тему я понял очень хорошо.

X. Домашнее задание

Страница 138-139 – учить материал о производных и непроизводных предлогах; упражнение 339 (подобрать подходящий предлог)

Творческое домашнее задание (по желанию).

Сочинить сказку «Жили-были производные и непроизводные предлоги…».

XI. Выставление отметок с комментированием

- Ребята, я благодарю вас за хорошую, плодотворную работу. Отметки за урок получают…



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!