СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Дефисное написание наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Дефисное написание наречий"»

Открытый урок в 8 классе по теме: « Дефисное написание наречий»

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий;

  • учить детей находить наречия в тексте;

  • формировать навык правильного написания наречий;

  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;

  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся

  • Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Развивающие:

  • способствовать формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся.

Воспитательные:


  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, стремлению к активной жизненной позиции.

  • воспитывать личность, бережно относящуюся к русскому языку как неотъемлемой части национальной культуры.



ХОД УРОКА

Эпиграф

Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской)



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы провести урок русского языка. Надеюсь, вы поможете мне в этом. Но для начала нам нужно познакомиться. Когда люди знакомятся, они задают друг другу вопросы, чтобы получше узнать друг друга, рассказывают о себе, о том, что их интересует, делятся своими знаниями. Мы поступим таким же образом. Итак, начнем.

2. Слово учителя

Меня зовут Ирина Юрьевна, я учитель русского языка школы № 14 с. Надежда. Ваши имена я вижу на нагрудных карточках. Поэтому мы продолжим знакомство и общение, беседуя об удивительной, загадочной, интересной, необходимой части речи - наречии.

- А в чем же особенность этой части речи?

- Даже в его имени скрывается тайна. Вы когда-нибудь задумывались, ребята, почему наречие носит такое имя? Все и всегда начинается с истории. Так и в русском языке. Не зря же существует раздел лингвистики – этимология. Какова же этимология слова НАРЕЧИЕ? Обратите внимание на величавый корень -РЕЧ-.

(Слайд)

Корень –РЕЧ- был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как из-РЕЧ-ение, РЕЧ-истый, на-РЕЧ-ие (говор), на-РЕК-ать и другие. Слово же РЕЧЬ в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне РЕЧ- , входящем в слово НАРЕЧИЕ. И связь между глаголом и НАРЕЧИЕМ самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает “приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание НАРЕЧИЯ видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол.



- Эпиграфом к нашему уроку стали слова поэта Луговского (эпиграф зачитывается).

-Конечно, нужно беречь и любить свой родной язык, относиться к нему внимательно, и тогда он раскроет перед вами свои тайны. Одну тайну наречия мы уже разгадали.

- Без наречий трудно обойтись. Даже в словах поэта Луговского встретились наречия. Назовите их вместе со словами, от которых они зависят

(учащиеся называют: относитесь бережно, любовно; любите страстно). К какой части речи они примыкают? (к глаголу) А значит, что обозначают?(признак действия)



3. Повторение изученного о наречии

Задание 1

Давайте прочитаем отрывок из произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. (Учитель читает)

(слайд)

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

- Назовите наречия, которые встретились в тексте.
- Попробуйте прочитать данный текст, исключив из него наречия.

- Какова же роль наречий в речи?

(Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие, и признак.)

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.

Учитель

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: (Слайд)

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М. Горький)

Поэтому неудивительно, что наречия часто встречаются в русских пословицах, поговорках и загадках.

Задание 2

Вспомните пословицы, в которых встречаются наречия.

(слайд)

Баба с возу – кобыле легче.

Без детей горе, а с детьми – вдвое.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Тяжело в учении – легко в бою.

Бог высоко, а царь далеко.

Близко, да склизко; далеко, да легко.

Больному все горько.

Бойся коровы спереди, а лошади – сзади.

Болезнь да горе изведут скоро.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Везде хорошо, где нас нет.

Во сне счастье, наяву ненастье.

Задание 3

- Отгадайте загадки, назовите наречия:

(Слайд)

Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает. (Пила)

Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

Встает рано, ложится поздно, светит ярко, греет жарко. (Солнце)

Всегда видятся, а вместе не сходятся. (Пол и потолок)

Задание 4

- Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Положа руку на сердце (честно)

У черта на куличках (далеко)

Рукой подать (близко)

Как в аптеке (точно)

Битый час (долго)

Бок о бок (рядом)

Душа в душу (дружно)

На веки вечные (навсегда)

Учитель:

Мы убедились, что наречия широко употребляются в пословицах, поговорках, загадках, заменяют фразеологизмы. Примеров можно привести очень много, потому что, говоря словами А.С.Пушкина, наречия «живописуют» речь.

Итак, необходимость и важность наречий бесспорна, но нам нужно не только уметь употреблять в речи, но и правильно писать.

Изучая тему «Наречие», вы познакомились со многими орфографическими правилами. Следующее задание покажет, насколько прочно вы их усвоили. За каждый правильный ответ получите жетон.

(задания на слайдах)

Найдите наречия

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

  • В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

  • (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

Найдите наречия и объясните написание:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

  • День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

  • Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

Найдите наречие и объясните его написание:

Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.

Правильный ответ:

  • Мужественно от прил. “мужественный”.

Найдите наречия и объясните написание:

Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.

Правильный ответ:

  • Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Найдите наречия и объясните написание:

Тема раскрыта далеко (не)полно

Правильный ответ:

  • Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

Найдите наречия и объясните написание :

Он чувствует себя (не)плохо.

Правильный ответ:

  • Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, синоним – хорошо.

Найдите наречия и объясните написание :

В лесу ещё свеж… от утренней росы.

Правильный ответ:

  • Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.

Найдите наречие и объясните написание :

Угрожающ… шипит что-то серо-зеленая гадюка.

Правильный ответ:

  • Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без ударения – Е.

Найдите наречия и объясните написание :

Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи.

Правильный ответ:

  • Cлева, справа – (в наречиях, образованных от прилагательных, суффикс А, если приставка ИЗ, ДО, С).

4 Физкультурная пауза.


К солнцу вверх все потянулись,

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились!

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!


- А заметили ли вы, что и в этом стихотворении не обошлось без наречий?

Назовите их (вверх, вправо, влево, низко, дружно, теперь).


5 Новый материал.

Учитель:

Мы доказали значимость наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какая часть речи перед вами? Докажите.


Наблюдение (слайд).

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.


- Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?


Тема: “Дефис в наречиях” (слайд).


Запись в тетрадь даты, темы.


- Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?


Целеполагание: (слайд)

Узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий.

Уметь находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).


- Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие? Встречались ли вам раньше эти части слова при изучении другой части речи? Какой?

(слайд)1) Кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь; (выделить цветом суффиксы и приставку)

(Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис).

(слайд)2) По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;


3)Во-первых, во-вторых, в-шестых; (выделить приставки и суффиксы цветом)


По какому принципу объединены наречия в этой группе? Как бы вы сформулировали пункт правила?

(через дефис пишутся наречия, образованные при помощи приставки по- и суффиксов –ому, -ему, -и

и при помощи приставки в- (во-) и суффиксов –ых (-их).


(слайд) 4) Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле (выделить основы цветом)


Какие еще наречия пишутся через дефис?

(сложные, образованные повторением одного слова или основы)


Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий

Схема: (слайд) (памятки на столах)

Условия дефисного написания наречий

  • 1) КОЕ- …;

  • 2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

  • 3) сложение слов или основ;

  • 4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;

  • 5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. с. 134 (чтение правила).



6. Закрепление темы «Дефисное написание наречий»

Задание 1. Упражнение 215 с.135. – по 2 слова из каждого ряда (проверка после написания).

Задание 2. Прочитайте стихотворение. Какова тема этого стихотворения? О чем оно? В каком предложении выражена основная мысль? (слайд)


Наш язык и скромен и богат.


В каждом слове скрыт чудесный клад.


Слово «ввысь» произнеси –


И представишь сразу неба синь.


Ты скажи: «Кругом белым – бело» -


И увидишь зимнее село,


С белых крыш свисает белый снег,


Не видать под белым снегом рек.


Вспомнится наречие «светло» -


И увидишь: солнышко взошло.


Если скажешь «ароматно» ты,


Сразу вспомнишь ландыша цветы.


Ну, а если скажешь ты «красиво»,


Пред тобою – сразу вся Россия!


(Тема - стихотворение о красоте и богатстве русского языка. Основная мысль выражена в первом предложении)


-Назовите наречия, которые в стихотворении встретились. Какое наречие относится к теме нашего урока? (белым-бело) Какому пункту орфограммы оно соответствует?


Задание 3 (по вариантам)


Вариант 1

По.. .весеннему, по.. .русски, по.. .немецки, по.. .товарищески, как.. .нибудь, сколько.. .то, где.. .либо, кое.. .где, точь... в... точь, мало... помалу, по...зимнему пути, одеться по...зимнему.


Вариант 2 По.. .видимому, по.. .казацки, по..дружески, по...китайски, сколько.. .нибудь, откуда.. .то, как.. .либо, кое.. .как, видимо.. .невидимо, точь... в... точь, по.. .весеннему тепло, идти по.. .весеннему лесу.



Взаимопроверка по карточке-ответу: Карточка-ответ (слайд)


Вариант 1

По-весеннему, по-русски, по-немецки, по-товарищески, как-нибудь, сколько-то, где-либо, кое-где, точь-в-точь, мало-помалу, по зимнему пути, одеться по-зимнему,


Вариант 2 По-видимому, по-казацки, по-дружески, по-китайски, сколько-нибудь, откуда-то, как-либо, кое-как, точь-в-точь, видимо - невидимо, по-весеннему тепло, идти по весеннему лесу.


Задание 4. Работа с текстом сказки (текст проецируется на экран)

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо-тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну? Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты посадил дуб?

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

- Как можно озаглавить текст?

- О чём этот текст? Какова главная мысль?

- Чему учит сказка?

(Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь. Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.)

- Выпишите из текста наречия на изученную орфограмму, объясните написание.


7.Подведение итогов урока.


- Что узнали нового за урок? (Когда наречия пишутся через дефис)


- Чему научились? (Писать наречия через дефис)


Домашнее задание (слайд).

Параграф 28, упражнение 223






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!