СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова и предложения"»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка

в 8 классе

Обобщение и систематизация знаний

по теме "Вводные слова и предложения"»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова и предложения"»»

Конспект урока русского языка

в 8 классе

Обобщение и систематизация знаний

по теме "Вводные слова и предложения"»



Автор: Дабдиева Асият Дабдиевна

учитель русского языка и литературы



Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова и предложения""»

Цель: систематизировать и обобщить знания по теме "Вводные слова и предложения"

развитие речевой и мыслительной деятельности.



Задачи:

  • повторить теоретические сведения о вводных словах и знаки препинания при них;

  • развивать навыки пунктуационного анализа предложений;

  • совершенствовать умение сравнивать, делать выводы;

  • формировать умение использовать вводные слова в речи устной и письменной;



Оформление урока: Эпиграф

Если в мире есть вещи, достойные
названия "чуда", то слово, бесспорно,
первое и самое чудесное из них.
І Л. Успенский



Ход урока

І. Организационный момент.

І І. Актуализация знаний.

  1. Работа с эпиграфом.

Обратим внимание учащихся на эпиграф, помещённый на доске.

- Почему именно эти слова выбраны для урока? (Ответы учащихся)

Что вы можете сказать о синтаксической конструкции этого предложения?



Учитель: Мы завершили изучение темы "Вводные слова и предложения". Сегодня мы проводим заключительный урок, на котором будут проверены ваши знания, навыки, полученные в результате изучения темы.

- Какие задачи будут для нас важными на уроке?

Постановка задач урока

  1. Работа с текстом.

Сейчас мы с вами послушаем отрывок из древней летописи "Вечное заклятие".

Постановка задачи к тексту:

- Послушайте текст. Какие основные группы значения вводных слов, которые встретились в данном заклятии.

3. Чтение текста учеником.

ВЕЧНОЕ ЗАКЛЯТИЕ.

Древние летописи сохранили интересное предание о войне между простыми и сложными предложениями. Долгие годы длилась война с переменным успехом, прежде чем стороны пришли к перемирию.

Однажды к Главному Воителю одной из сторон привели пленных.

- Кто это?- надменно спросил он.

- Это вводные слова.

- Почему вводные?

- Они введут нас в курс дела. От них мы узнаем, где и как расположены войска противника, чем вооружены, сколько их.

Пленники разбились на несколько групп и о чём-то перешёптывались. Главный Воитель подозвал к себе ближайшую группу слов.

- Вы знаете план расположения войск моего противника?

Пленники забормотали:

- Э-Э, конечно, бесспорно, э-э, несомненно, но нет, кажется, э-э, нет, возможно:, пожалуй,:нет, не знаем, Главный воитель.

-Прочь! Прочь от меня!- разгневался тот.- Они выражают различную степень уверенности! Но они не знают! Обманщики! Лгуны! Позовите ко мне вон тех! Вы знаете кто перед вами?- сердито спросил он.

- О! О! К счастью, знаем. К общей радости! К удивлению! А впрочем, нет. К несчастью. К сожалению.

- Ах вы неблагодарные! Вы должны трепетать передо мной! А вы выражаете различные чувства! Ну и пленники! Отойдите от трона! Вы! Вот вы! Которые стоят в том углу! Быстро ко мне! Рассказывайте, как укреплены ваши позиции!

- По сообщению разведчиков: по словам воюющих: по мнению сражающихся: мы не знаем.

- Сговорились! Нарочно сговорились! Источники сообщения называют, а само сообщение держат в тайне. Попробуем порасспрашивать других. Так. Вон ту группу. Ну! Живо выкладывайте мне все сведения!

- Во- первых, властитель: а, напротив, ну, например: и, следовательно:

Порядок мыслей! А мысли - то, мысли-то где?! Называйте их скорее! Молчите?! Я вам покажу! Вы у меня поплатитесь! Осталась последняя кучка слов. Ну! Вы! Отвечайте! Иначе вам всем придётся плохо!

- Ну, одним словом,: иначе говоря,: а лучше сказать:

- Так. Теперь способы оформления мыслей. А сведений так и нет. Насколько я понял, вы мне ничего не скажете. Я напрасно теряю время. Но мои угрозы не напрасны. Я налагаю на вас Вечное Заклятие. Отныне вас будут называть вводными словами. Вы всюду будете чужаками. Ни одно предложение не примет вас в свои члены, напротив, от вас будут отгораживаться запятыми с двух сторон.

Война давно закончилась, все забыли о ней, а Вечное Заклятие действует до сих пор, и никто не может его отменить.

Учитель: - Назовите основные группы значения вводных слов, которые встретились в днном заклятии.

- Что еще можно узнать о вводных словах из этого текста?

  • Какие слова называются вводными? (Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает)

  • Как на письме выделяются вводные слова?

І І І. Закрепление.

1. Индивидуальная работа

Синтаксический разбор предложения (2 человека у доски)

Книги как извес..но издавн..почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.

Слети к нам тихий ветер на мирные п..ля. Тебе поем мы песню вечерняя з..ря.

2. Работа с классом по вариантам.

У вас на листочках даны предложения (Знаки препинания не расставлены).

Прочитайте их и скажите, в каком предложении нет вводных конструкций?

1 вариант

1. Дверь к моему уд..влению ок..залась (не)запертой, и я заш..л в эту комнату.

2. Все в этом доме к..залось слаженным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чу..ствовали себя в (не)знакомой обстановк...

3. Не было (не, ни)чего, что бы, по мнению бабушки, (не) пригодилось в хозяйстве.

- В каком предложении нет вводных конструкций? (знаки препинания не расставлены)

2 вариант.

1. Генерал к..залось (не) слышал слов капитана, но это впечатление было обманчивым.

2. Долга полярная ноч.., но к счастью и ей приходит конец.

3. Лицо его к...залось утомленным.

4. Этот человек надо вам заметить жил в этих местах недавно.

3. Проверка работы с предложениями у доски.

Слово учителя.

Вводные слова - закономерное явление в русском языке. Никто из великих русских поэтов и писателей не избегал вводных слов. Давайте прочитаем предложения, которые взяты из изученных произведений и подумаем, какими вводными конструкциями осложнены они и почему их использует автор.

  • 1-й вариант - 5 предложений из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

  • 2-й вариант - 5 предложений из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Предложения из "Ревизора":

  • "Колпаки пожалуй можно надеть и чистые"
    (О возможности выполнения указаний городничего)

  • "Нет я вам скажу вы не того, вы не:….."
    (Вводное предложение принадлежит Аммосу Фёдоровичу Ляпкину-Тяпкину. Оно раскрывает пустоту этого человека)

  • "Без сомнения проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения"
    (Городничий считает, что ревизор обязательно посетит указанные заведения)

Предложения из "Мцыри":

  • "Меня могила не страшит: там говорят страданье спит"

  • "Казалось звон тот выходил из сердца"

  • "Быть может он с своих высот привет прощальный мне пришлёт"

Вывод:

У Н.В. Гоголя вводные слова используются для более точной характеристики героев, а у М.Ю. Лермонтова они помогают правдиво передать мысли и чувства Мцыри, подчеркнуть его одиночество и отчаяние. Использование вводных слов в речи литературных героев делает её красочной и выразительной. Это доказывают примеры из классической литературы.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи. И вводные слова нужно использовать правильно, так как излишнее их употребление - стилистический недостаток. Чрезмерное употребление вводных слов затрудняет понимание речи и говорит о неумении выразить свою мысль. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, затрудняет её восприятие слушателями.

Вы, вероятно, часто слышите в речи своих товарищей, знакомых такие слова: значит, так сказать, в общем, мд-а-а, э-э-э. Мы их называем слова- “сорняки”, слова- “паразиты” они так “привязываются” к нам, что от них бывает очень трудно избавиться.

Словарная работа со словом паразит.

Этот словарный сор, не замечаемый говорящим, весьма заметен для слушателей, он “режет” ухо, а иногда приводит к двусмысленности.

- Послушаем выступление критика, говорившего о новой пьесе.

(Выступление учащегося)

Это, так сказать, произведение, в котором, так сказать, автор хотел поднять, так сказать, проблему, важную, значит, так сказать, для нашего общества.

Учитель: - Что бы вы сказали о таком выступлении? (ответы учащихся)

Здесь оратор, давая положительную оценку пьесе, так засорил речь бесконечными “так сказать”, что придал ей иронический и отрицательный смысл. Каждый выступающий должен следить за чистотой своей речи, всячески оберегать её от слов-“паразитов”.

Тест по теме "Вводные слова и предложения"

    1. Вводные слова - это:

  1. слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

  2. слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

    1. Какое значение имеет вводное слово действительно:

  1. порядок мыслей;

  2. различные чувства;

  3. большая степень уверенности;

  4. меньшая степень уверенности;

  5. источник сообщения

    1. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

  1. к удивлению;

  2. возможно;

  3. конечно;

  4. по-моему;

  5. Итак

    1. Являются ли вводные слова членами предложения:

  1. да;

  2. нет

    1. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

  1. Мне кажется, что скоро пойдёт снег.

  2. Кажется, скоро пойдёт снег.

  3. Он не такой, каким кажется

    1. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

  1. Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

  2. Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

  3. Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище

    1. Определите значение вводных слов:

 

К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

Лошадка Касияна, к удивлению моему, бежала довольно быстро.

 

         а)  источник сообщения;

         б)  порядок мыслей и их связь;

         в)  меньшая степень уверенности;

         г)  различные чувства.

 

    1. В каком предложении слово кажется является вводным?

 

  1. Кажется шепчут колосья друг другу.

  2. Мир кажется мне книгой бесконечной.



    1. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания:

 

а)  Дождь казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

в)  Ты, сказывают, петь великий мастерище.

г)  Дождь прекратился, но должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

д)  По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

Ответы теста: 1 а; 2. в; 3. д; 4.б; 5. б; 6.б; 7. г; 8. 1; 9. аб, г, д

Выводы по уроку.

Оценки за урок.

Д.З. Выбрать из литературных произведений 6-7 предложений с вводными конструкциями.

Итог урока

А.Кушнера "Вводные слова".

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!