СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обобщение и повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

=

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Обобщение и повторение изученного

по теме «Обособленные члены предложения».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе. Обобщение и повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».»

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Учитель: Дабдиева Асият Дабдиевна

Обобщение и повторение изученного

по теме «Обособленные члены предложения».

Цели урока:

1.Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения.

2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя:

-На протяжении нескольких уроков мы изучали большую тему в курсе русского языка «Обособленные члены предложения». Сегодня на уроке мы обобщим полученные по этой теме знания, подведём итоги, посмотрим, что усвоено, что необходимо ещё закрепить, проверим ваше умение находить обособленные члены и правильно расставлять знаки препинания в предложениях. С какой целью мы это делаем (вопрос ученикам)? (Предположительный ответ: повторить правила обособления, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в предложениях (в тексте), использовать в устной и письменной речи предложения различных конструкций, подготовиться к ОГЭ). Работать мы будем на (рабочих) листах с заданиями, также вам могут понадобиться тетради по подготовке к ОГЭ.

- Ребята, начнём мы работу с устных вопросов, на которые вы должны будете быстро ответить

III. Обобщение изученного материала.

1. -Что такое обособленные члены предложения?

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Обособленными могут быть определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения.)

- Вспомним об обособлении определений?

Обособляются:

1.Определения, относящиеся к личному местоимению.

2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.

3.Согласованные нераспространенные определения, стоящие после определяемого существительного.

4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

- Чем выражены обособленные определения?

1.Причастным оборотом

2.Прилагательным с зависимым словом

3.Одиночными прилагательными

(После ответов ребят на экране проецируются правильные ответы)

- У вас на партах находятся рабочие листы с заданиями, которые выполнять мы будем поэтапно вместе. Выполнять сразу всё не нужно.

- Выполните задание №1

ЗАДАНИЕ 1. Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение, объясните свой выбор.

  1. В лицо дует ветер_ несущий запах сырых дубовых лесов.

  2. Меня_ мокрого до последней нитки_сняли с лошади почти без памяти.

  3. Покрытый полярной волной простор мерцал мириадами снежинок.(определяемое слово стоит после…)

  4. Вот каким увидел я себя в это утро _ яркое и солнечное. (ПРОВЕРКА)

- Выполните задание №2

-Что можно сказать об этих предложениях? (они осложнены)

-Чем они осложнены? (обособленными приложениями)

1) Яблонька,  красавица, глядела в распахнутое настежь окно.

2) Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. 

3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. 

4) Гимнаст и яхтсмен, Белов оживлялся лишь тогда, когда разговор заходил о спорте. 

-Когда приложения обособляются? (ученики отвечают)

Приложения обособляются:

-относятся к личному местоимению;

-стоят перед или после определяемого слова (нарицательного существительного);

-если имеют добавочное обстоятельственное значение;

-если стоит после имени собственного;

-с союзом как в значении причины;

-В рабочих листах выполните задание № 3 (по приложению)

ЗАДАНИЕ 3. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. (зн.препинания не расставлены)

(1) Катерина Петровна знала_ что Насте теперь не до нее_ старухи. (2) У них_ у молодых_ свои дела_ свои непонятные интересы_ свое счастье. (3) Лучше не мешать. (4) Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте_ но думала о ней все дни_ сидя на краешке продавленного дивана так тихо_ что мышь_ обманутая тишиной_ выбегала из-за печки_ становилась на задние лапки и долго_ поводя носом_ нюхала застоявшийся воздух.  (1,2)

(ПРОВЕРКА выполненного задания)

3. И вновь внимание

Учитель читает стихотворение.

Краснея, смущаясь, смеясь, веселясь,

Глумясь и с мыслями борясь,

Волнуясь, двойки боясь, молча,

Ворча, под нос бурча,

Запинаясь, с глупостью расставаясь,

С весельем прощаясь,

Стоит у доски ученик.

- В чем особенность данного стихотворения? (ПП осложнено обособленными обстоятельствами)

- Давайте вспомним обособление обстоятельств, выполнив следующее задание.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте предложения, проверьте правильность постановки знаков препинания, исправьте ошибки и расскажите об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

1) Несколько дней лил не переставая холодный дождь. 2) Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок. 3) Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась, и обещала нам тихое утро. 5) Он работал на поле, спустя рукава. 

-Проверка (сначала ребята самостоятельно объясняют (ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:

1) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. 2) Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок. 3) Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. 5) Он работал на поле спустя рукава. )

-Ребята, ещё раз повторите: когда обстоятельства обособляются? (они проговаривают)

ВЫВОД 

Обособляются:

1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия

2.С предлогами несмотря на, невзирая на.

3.С производными предлогами благодаря, вопреки, согласно, спустя и т.д.

Не обособляются:

1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия

2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.

- Выполните еще одно задание по данной теме (задание № 5)

ЗАДАНИЕ 5. Среди предложений 1-7 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (5)Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (6) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (7) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (2,3,4,7)

4. - Кроме определений, приложений, обстоятельств, какие ещё члены предложения

могут быть обособленными? (дополнения)

-Попробуйте в процессе выполнения следующего задания вспомнить правила постановки знаков препинания при обособленных дополнениях.

-Итак, ЗАДАНИЕ 6. Объясните запятые в данных предложениях. На строчках под предложениями можно кратко дать объяснение.

ПРОВЕРКА.

1.Он зашёл в магазин и закупил всё, включая чемодан. (Обособляется дополнение со значением «включения»; предлог включая)

2.Я не слышал ничего, кроме грохотания поезда и дыхания спящих.(Обособляется дополнение со значением «исключения»; предлог кроме)

3.Вместо голых утёсов, я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья. (Обособляется дополнение со значением «замещения»; предлог вместо)

5. - В следующем задании вам, ребята, предстоит быть более внимательными. Посмотрите, что знаки препинания уже есть.

ЗАДАНИЕ 7. (на экране)– Перед вами предложения-потеряшки. Их необходимо восстановить. Какие члены предложения были потеряны?

1.В марте, ………………………, мы поедем на экскурсию в Белоруссию.

2. Взрослые сели пить чай вечером, ……………………...

3. Это был Гаврила Степанов, или ………………………..

(ПРОВЕРКА) ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫВЕДЕНЫ НА ЭКРАН

(1.В марте, во время каникул, мы поедем на экскурсию в Белоруссию.

2. Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов.

3. Это был Гаврила Степанов, или попросту Гаврюшка.

(Потеряны были уточняющие члены предложения.)

-Что мы знаем об уточняющих членах предложения?

Уточняющие члены предложения:

-уточняют, поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения;

-могут быть как главными, так и второстепенными;

-всегда обособляются;

-являются теми же членами предложения, что и уточняемые слова;

-к уточняющему обособленному слову можно поставить вопросы: где именно? как именно? когда именно?

- могут присоединяться к уточняемым с помощью слов «то есть», «или» (в значении «то есть»), особенно, даже, в частности и др.

-А сейчас вам, ребята, предстоит самостоятельно выполнить задания по материалу, который мы с вами уже повторили по вариантам на оценку. Я на это даю вам ровно 5 минут. Не забудьте подписать работу. (задания на отдельных бланках)

IV. Подведение итогов

- Подведем итогиЧто мы сегодня повторили на уроке? (Правила обособления. Постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.)

V. Рефлексия.

- На бланке «Самооценка» подчеркните нужные слова и ответьте на 5 вопрос (по желанию).

1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

3. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами

умею / не умею/ не всегда.

5. Какая из тем (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения) вызывает до сих пор трудности?

VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:



























Урок русского языка

Систематизация и обобщение изученного материала

по теме:

«Обособленные члены предложения»

8 класс

Разработку урока подготовила: Дабдиева Асият Дабдиевна

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Класс: 8

Тип урока: систематизации и обобщения знаний.

Продолжительность: 1 урок (45 мин.)

Форма урока: повторительно-обобщающий урок

Оборудование: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова и др.; -М.: Просвещение, 2011; индивидуальный раздаточный материал

Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Обособленные члены предложения»

Задачи:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения», обобщить материал как систему знаний;

развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, посредством работы с текстом развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка, расширять общую осведомлённость об окружающем мире;

коррекционные: создать условия для развития логического мышления, образной памяти, самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту;

воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Аннотация к уроку.

Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (Москва.: Просвещение, 2010) к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.А. Тростенцовой,

Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной и др. (М.: Просвещение, 2011).

Урок имеет познавательно-практический характер. Условно делится на две части: теоретическую и практическую.

В первой части посредством контрольного опроса и заполнения таблицы проверяется теоретическое усвоение темы. *Таблицы располагаются в конце документа. Правила в таблице приближены к формулировкам правил, данных в учебнике.

Вторая часть - анализ текста - позволяет выявить уровень сформированности практических навыков находить обособленные члены предложения, определять их тип, выделять их знаками препинания в соответствии с изученными правилами.

Языковой материал урока носит познавательный характер, отобран с целью формирования у учащихся интереса к прошлому нашей страны, расширения общей осведомлённости об окружающем мире.

Урок имеет коррекционную направленность, построен с учётом специфических особенностей обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Это

Отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для усвоения новых знаний.

Выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые пробелы в знаниях, актуализируется и организуется имеющийся у учащихся опыт.

Расчленение сложных связей изучаемого материала урока на элементы и поэтапное усвоение каждого из элементов.

Неоднократное повторение одного и того же материала.

Использование приёмов, повышающих активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала.

Использование различных видов наглядности и речевых опор.

Ход урока

Организационный этап.

-Сегодня на уроке мы должны привести в систему те знания, которые получили на уроках по теме «Обособленные члены предложения.

Актуализация опорных знаний.

1. Задание №1: определите части речи

слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский

2. Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о, деепричастные - д/о

слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть

Проверка домашнего задания.

1. Контрольный опрос.

- Что такое обособление?

- Какие члены предложения могут обособляться?

- Чем может быть выражено обособленное определение?

- Назовите общие условия обособления определений.

- Что такое приложение?

- При каких условиях обособляются приложения?

- Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

- Когда обстоятельства выделяем запятыми?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

2. Проверка учащихся, работавших у доски, оценка знаний.

Дополнительные вопросы:

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть обособленными?

Работа с таблицей.

1. Целевая установка.

- Перед вами таблица «Обособленные члены предложения». В ней обобщён и систематизирован теоретический материал по теме нашего сегодняшнего урока, однако в ней есть пропуски. Наша задача – вставить недостающие сведения.

2. Заполнение таблицы.

Образец поэтапного заполнения таблицы.

- Рассмотрим первую строчку таблицы. Читаем, какие обособленные члены предложения перечислены? Какой член предложения пропущен? (Приложение). Вписываем.

- Перейдём к первой колонке Определение. Читаем, чем могут быть выражены обособленные определения. Чем ещё может быть выражено определение? (Причастным оборотом). Вписываем.

3. Подведение итогов работы с таблицей. Самоконтроль.

- А теперь сверьте заполненную таблицу с образцом. Нет ли у вас ошибок?

Работа с текстом.

- Перейдём к практической части нашего урока. Перед вами – текст. Послушайте его. Какие слова в нём вам непонятны?

Чтение текста вслух учителем (некоторые знаки препинания пропущены).

Афинский зодчий Дедал и его сын Икар согласно мифу поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев слеплённых воском.

Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов - больших хищных птиц.

Наблюдая за полетом итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты оставаясь невредимым.

Никита русский холоп хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин так и оставшийся неизвестным пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.

Так из года в год различные люди изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.

Уточнение словаря.

Зодчий - тот, кто занимается зодчеством; архитектор. (Происходит от др.-русск., церк.-слав. зьдъчии «гончар, строитель, каменщик»)

Холоп – человек, находящийся в зависимости, близкий к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга.

Слюда – прозрачный слоистый минерал

Беседа по вопросам.

- Какие имена собственные встретились в тексте?

-Икар и Дедал.

- Величайшим скульптором и архитектор Афин (город Древней Греции) был Дедал. Жил Дедал у царя Миноса на острове Крит, и не хотел Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец придумал. Он набрал перьев. Скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец Дедал окончил работу и сказал сыну: «Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы соленые брызги не могли смочить твои крылья. Не поднимайся и слишком высоко, близко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, тогда разлетятся все перья. За мной лети, не отставай от меня».Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

- Царь Ксеркс.

- Персидский царь Ксеркс правил в 486 — 465 годах до н. э. и по легенде совершил полёт при помощи дрессированных грифов.

- Леонардо да Винчи.

-Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Знаменитый итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, учёный, математик.

-Никита, русский холоп.

-Летописцы Ивана Грозного оставили потомкам историю о находчивом и любознательном холопе Никите Лутове. Говорили, что он однажды объявил всем, что хочет взлететь в небо, как птица. Никита построил крылья из дерева и птичьих перьев, прикрепив их воском. Посмотреть на русского Икара собрались почти все жители слободы, даже сам Царь Иван Грозный вышел на улицу (кстати, он приказал убить Никиту, если тому не удастся совершить полет). Холоп Никита взобрался на самый верх колокольни, надел самодельные крылья, оттолкнулся и … полетел. Если верить преодолел высокую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлился на берегу реки Серой. Народ ликовал, поздравлял Никиту, да и сам человек-птица не мог поверить в успех. Тем не менее, Иван Васильевич приказал казнить (на то он и Грозный) холопа, объяснив это тем, что человек не может парить, как птица. Царь решил, что сам смерд не мог придумать такого, значит, помогал ему в этом дьявол. За связь с нечистой силой Никите отрубили голову, а его тело отдали свиньям. По приказу царя крылья были сожжены.

- Какова тема текста?

-В тексте говорится о том, как люди с древних времён мечтали о том, чтобы овладеть небом.

- В каком абзаце выражена идея?

- Основная мысль выражена в последнем абзаце, т.к. « только изобретение самолёта положило начало эре покорения неба».

-Как можно озаглавить текст? Подпишите свои заголовки к тексту.

-«Покорение неба», «Мечты о полёте» и т.д.

-А о чём мечтаете вы, какой цели в жизни хотите достичь?

-Что нужно для этого сделать?

- Вспомним слова В.М. Шукшина: «…все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего...».

Проверка применения теоретических знаний на практике.

Задание:

спишите текст, кроме последнего абзаца;

самостоятельно расставьте пропущенные знаки препинания;

графически выделите обособленные члены предложения и условия их обособления;

устно, пользуясь планом, объясните постановку знаков препинания.

Дополнительное задание: выполните синтаксический разбор первого предложения.

План ответа

1).Читаю предложение со знаками препинания.

2).Называю часть предложения, которая является обособленным членом предложения.

3).Говорю: «Это обособленное ____________, выраженное ________________. Выделяем запятыми (запятой), потому что________________».

Проверка выполнения задания.

В итоге знаки препинания в тексте должны быть поставлены следующим образом.

Афинский зодчий Дедал и его сын Икар,│согласно мифу│, поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев, │слеплённых воском│.

Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов, │больших хищных птиц│.

│Наблюдая за полётом│, итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты, │оставаясь невредимым.│

Никита, │русский холоп│, хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин,│ так и оставшийся неизвестным│, пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.

Редактирование предложения.

-В каком предложении нет обособленных членов предложения?

Задание: распространите в последнем предложении подлежащее люди обособленным определением. Запишите последнее предложение.

Пример.

Так из года в год различные люди,│мечтавшие о полёте│, изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.

Подведение итогов урока.

1..Рефлексия.

Задание: закончи предложения.

Сегодня я узнал (а)….

Было трудно….

Я научился…

Теперь я могу…

Самым интересным моментом на уроке…

Я научился…

2. Выставление мотивируемых отметок

Домашнее задание.

-Напишите мини-сочинение на тему: «Моя заветная мечта» (6-8 предложений), используя в одном или двух предложениях обособленные члены предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!