СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи слов в словосочетании"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан  с использованием ИКТ. Цель урока: формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи слов в словосочетании"»

Предмет: русский язык Тема: Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Класс: 8

Уровень: базовый

Цель: Формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматическо- го значения в синонимичные с другим видом связи.

Задачи:

  1. Изучить виды связи слов в словосочетании, установить отличия сочинительной и подчинительной связи слов; познакомиться с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

  2. Развивать навыки  адекватного понимания информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.  

  3. Воспитать уважительное отношение к родному языку, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.


Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание:

Повторить теоретический материал о словосочетании, его строении и грамматическом значении. Сочинительная и подчинительная связь, отличие сочинительной и подчинительной связи слов. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

Термины и понятия:

  • словосочетание;

  • сочинительный вид связи;

  • подчинительный вид связи;

  • согласование;

  • управление;

  • примыкание;

  • синонимичное значение;

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;

стремление к речевому самосовершенствованию;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Метапредметные

Познавательные:

умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;

умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;

усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

В ценностно-ориентационной сфере:

понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;

умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;

В эстетической сфере:

формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;

понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Организация образовательного пространства

Инновационное оборудование

    1. Компьютеры, проектор, интерактивная доска.

    2. Документ-камера

Дидактический материал:

  1. Таблица №1. «Постановка учебной цели».

Ресурсы, в том числе электронные:

1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg

2.Иллюстрация "Сочинение" и "Подчинение" (N 140144)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd75ae9a-7afa-4825-8da6-c017c38564bc/%5BRUS8_157%5D_%5BIM_161%5D.swf

3. Словарь примеров "Виды связи" (N 140018)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2282079-6a0a-41d6-aacd-b034d98caff9/%5BRUS8_157%5D_%5BTD_165%5D.htm#2

4. Интерактивная таблица "Способы подчинительной связи" (N 140134)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

5. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 2 (N 139214)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html

6. Интерактивная таблица "Словосочетания" (N 139993)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be2bb83b-694c-4f3a-9c32-09f332f81ea5/%5BRUS8_159%5D_%5BIA_183%5D.swf

7. Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//

http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12986

8. Видеоурок «Связь слов в словосочетании»//

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii


  • Межпредметные связи: русский язык - литература – искусство (ИЗО)

  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: определение темы и цели урока, актуализация знаний обучающихся по теме «Словосочетание», формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности восьмиклассников.

Ситуативное(ые) задание(я):

Задание 1: Ответьте на вопросы. Что такое словосочетание? Каковы морфологические и грамматические признаки словосочетания? Какие словосочетания называются синонимичными?

Формы работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, которые связаны между собой подчинительной связью.

В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

В словосочетании выражается три вида грамматических значений: определительное, обстоятельственное и объектное (дополнительное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак.

Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак.

Объектное (дополнительное) значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак.

Словосочетания, имеющие разное строение, но сходные по грамматическому значению, называются синонимическими.

Задание 2: Рассмотрите иллюстрацию. Составьте словосочетания, определите их грамматическое значение.

1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg


Задание для первой группы: три именных словосочетания.

Задание для второй группы: три глагольных словосочетания.

Задание для третьей группы: три наречных словосочетания

Формы работы: групповая (Г), фронтальная (Ф).


Учитель: Слова объединяются в словосочетания по определенным законам языка. Знание этих законов помогает совершенствовать речь: точнее формулировать высказывание, понимать информацию. Необходимо различать сочинительную и подчинительную связь, а также виды подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.


Задание 4: Запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.

Таблица №1. Постановка учебной цели.

Знаю

Хочу знать



Формы работы: индивидуальная (И).


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: изучить виды связи слов в словосочетании, установить отличия сочинительной и подчинительной связи слов; познакомиться с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание1: Посмотрите анимацию, объясните, почему художник проиллюстрировал с ее помощью явление синтаксиса?

1.Иллюстрация "Сочинение" и "Подчинение" (N 140144)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd75ae9a-7afa-4825-8da6-c017c38564bc/%5BRUS8_157%5D_%5BIM_161%5D.swf

Примерные ответы обучающихся:

Анимация иллюстрирует значение понятий «сочинение», «подчинение». Значение «сочинение» - соединение равноправных компонентов. Значение «подчинение» - один компонент зависит от другого. От главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Сочинительная связь, подчинительная связь – это две формы синтаксической связи слов в простом предложении или простых предложений в составе сложного.

Формы работы: фронтальная (Ф).


Задание 2: Заполните в тетради таблицу, используя словарь примеров «Виды связи». Впишите 3 примера в каждую графу, выполните синтаксический анализ словосочетаний.

Сочинительные

Подчинительные




1. Словарь примеров "Виды связи" (N 140018)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2282079-6a0a-41d6-aacd-b034d98caff9/%5BRUS8_157%5D_%5BTD_165%5D.htm#2

Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф).

Для проверки задания используется документ-камера. Отвечающий демонстрирует с помощью документ-камеры заполненную таблицу, поясняя и комментируя синтаксический анализ словосочетания.

План синтаксического анализа словосочетания.

1. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного к зависимому.

2. Определить тип словосочетания (именное, глагольное, объектное)

3. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словами (определительные обстоятельственные, объектные)


Задание 3: Используя интерактивную таблицу «Способы подчинительной связи», сформулируйте определение типов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

  1. Интерактивная таблица "Способы подчинительной связи" (N 140134)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

Примерные ответы обучающихся:

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово употребляется в той же форме что и главное, то есть в том же роде, числе и падеже.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной формы.

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово поясняет главное (по смысл) Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи.

Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)

Задание 4: Выполните задание: восстановите правило, выбрав соответствующий термин.

1. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 2 (N 139214)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html

Формы работы: индивидуальная (И).


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: совершенствовать умение различать сочинительные и подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Спишите предложение в тетрадь, выполните синтаксический разбор этого предложения. Выпишите словосочетания с сочинительной связью, с подчинительной связью. Выполните самопроверку, используя ответы в интерактивной таблице.

1. Интерактивная таблица "Словосочетания" (N 139993)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be2bb83b-694c-4f3a-9c32-09f332f81ea5/%5BRUS8_159%5D_%5BIA_183%5D.swf

  • Формы работы: индивидуальная (И).

Задание 2: Определите тип подчинительной связи в следующих словосочетаниях: кушала сливки, сливки с сухариками, слушала восхищенно, слушала шалуна, шалуна унылого.

Формы работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

Согласование: шалуна унылого.

Управление: кушала сливки, сливки с сухариками, слушала шалуна.

Примыкание: слушала восхищенно.

Задание 3: Запишите под диктовку словосочетания в тетрадь, определите вид подчинительной связи, выделите орфограммы.

1. Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//

http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12986

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)

Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Отвечающие поочередно демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя вид подчинительной связи и орфограмму «Чередование гласных в корне».


Задание 3: Рассмотрите иллюстрацию. Составьте и запишите три словосочетания с каждым видом подчинительной связи.

1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg

Задание для первой группы: согласование и примыкание.

Задание для второй группы: управление и согласование.

Задание для третьей группы: примыкание и управление.

Формы работы: групповая (Г), фронтальная (Ф).


Примерные ответы обучающихся:

согласование и примыкание

управление и согласование

примыкание и управление

Солнечные лучи, березовые ветви, ясный день.

Купол церкви, дом из дерева, играть на траве.

Идет медленно, играют весело, смотрит внимательно.

Светит ярко, горько плачет, очень радостно.

Золотые купола, покосившийся забор, деревянный дом.

Ветви деревьев, укрылись в тени, листья лопуха.


Задание 4: Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Формы работы: фронтальная (Ф).

Примерные ответы обучающихся:

Купола церкви - церковные купола, дом из дерева - деревянный дом.

Солнечные лучи – лучи солнца, березовые ветви – ветви берез.

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Варианты заданий:

Задание 1: Выполните тест.

1. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 1 (N 139052)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html


Задание 2: Домашнее задание.

1. Познакомиться с материалами видеоурока «Связь слов в словосочетании»//

http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii


2.Составить устный монологический ответ по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании», используя материалы видеоурока.

3. Заполнить таблицу.

согласование

управление

примыкание











VI этап. Рефлексивная деятельность

Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице № 1 «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...



Использованные информационные источники.

Сайты

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

http://school-collection.edu.ru/

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

3. Грамота.ру//

http://www.gramota.ru/slovari/

4. ИнтернетУрок//

http://interneturok.ru/ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!