Предмет:
русский язык Тема:
Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Класс: 8
Уровень: базовый
Цель: Формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматическо- го значения в синонимичные с другим видом связи.
Задачи:
Изучить виды связи слов в словосочетании, установить отличия сочинительной и подчинительной связи слов; познакомиться с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Развивать навыки адекватного понимания информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.
Воспитать уважительное отношение к родному языку, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание:
Повторить теоретический материал о словосочетании, его строении и грамматическом значении. Сочинительная и подчинительная связь, отличие сочинительной и подчинительной связи слов. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
Термины и понятия:
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Метапредметные
Познавательные:
умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;
понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
определять основную и второстепенную информацию;
уметь устанавливать аналогии.
Регулятивные:
умение работать по предложенному учителем плану;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;
умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
В ценностно-ориентационной сфере:
понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;
умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;
В эстетической сфере:
формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;
понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Организация образовательного пространства
Инновационное оборудование
Дидактический материал:
Таблица №1. «Постановка учебной цели».
Ресурсы, в том числе электронные:
1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg
2.Иллюстрация "Сочинение" и "Подчинение" (N 140144)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd75ae9a-7afa-4825-8da6-c017c38564bc/%5BRUS8_157%5D_%5BIM_161%5D.swf
3. Словарь примеров "Виды связи" (N 140018)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2282079-6a0a-41d6-aacd-b034d98caff9/%5BRUS8_157%5D_%5BTD_165%5D.htm#2
4. Интерактивная таблица "Способы подчинительной связи" (N 140134)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf
5. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 2 (N 139214)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html
6. Интерактивная таблица "Словосочетания" (N 139993)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be2bb83b-694c-4f3a-9c32-09f332f81ea5/%5BRUS8_159%5D_%5BIA_183%5D.swf
7. Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//
http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12986
8. Видеоурок «Связь слов в словосочетании»//
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii
Межпредметные связи: русский язык - литература – искусство (ИЗО)
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: определение темы и цели урока, актуализация знаний обучающихся по теме «Словосочетание», формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности восьмиклассников.
Ситуативное(ые) задание(я):
Задание 1: Ответьте на вопросы. Что такое словосочетание? Каковы морфологические и грамматические признаки словосочетания? Какие словосочетания называются синонимичными?
Формы работы: фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, которые связаны между собой подчинительной связью.
В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
В словосочетании выражается три вида грамматических значений: определительное, обстоятельственное и объектное (дополнительное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак.
Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак.
Объектное (дополнительное) значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак.
Словосочетания, имеющие разное строение, но сходные по грамматическому значению, называются синонимическими.
Задание 2: Рассмотрите иллюстрацию. Составьте словосочетания, определите их грамматическое значение.
1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg
Задание для первой группы: три именных словосочетания.
Задание для второй группы: три глагольных словосочетания.
Задание для третьей группы: три наречных словосочетания
Формы работы: групповая (Г), фронтальная (Ф).
Учитель: Слова объединяются в словосочетания по определенным законам языка. Знание этих законов помогает совершенствовать речь: точнее формулировать высказывание, понимать информацию. Необходимо различать сочинительную и подчинительную связь, а также виды подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.
Задание 4: Запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.
Таблица №1. Постановка учебной цели.
Формы работы: индивидуальная (И).
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: изучить виды связи слов в словосочетании, установить отличия сочинительной и подчинительной связи слов; познакомиться с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание1: Посмотрите анимацию, объясните, почему художник проиллюстрировал с ее помощью явление синтаксиса?
1.Иллюстрация "Сочинение" и "Подчинение" (N 140144)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd75ae9a-7afa-4825-8da6-c017c38564bc/%5BRUS8_157%5D_%5BIM_161%5D.swf
Примерные ответы обучающихся:
Анимация иллюстрирует значение понятий «сочинение», «подчинение». Значение «сочинение» - соединение равноправных компонентов. Значение «подчинение» - один компонент зависит от другого. От главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Сочинительная связь, подчинительная связь – это две формы синтаксической связи слов в простом предложении или простых предложений в составе сложного.
Формы работы: фронтальная (Ф).
Задание 2: Заполните в тетради таблицу, используя словарь примеров «Виды связи». Впишите 3 примера в каждую графу, выполните синтаксический анализ словосочетаний.
Сочинительные | Подчинительные |
| |
1. Словарь примеров "Виды связи" (N 140018)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2282079-6a0a-41d6-aacd-b034d98caff9/%5BRUS8_157%5D_%5BTD_165%5D.htm#2
Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф).
Для проверки задания используется документ-камера. Отвечающий демонстрирует с помощью документ-камеры заполненную таблицу, поясняя и комментируя синтаксический анализ словосочетания.
План синтаксического анализа словосочетания.
1. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного к зависимому.
2. Определить тип словосочетания (именное, глагольное, объектное)
3. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словами (определительные обстоятельственные, объектные)
Задание 3: Используя интерактивную таблицу «Способы подчинительной связи», сформулируйте определение типов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Интерактивная таблица "Способы подчинительной связи" (N 140134)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf
Примерные ответы обучающихся:
Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово употребляется в той же форме что и главное, то есть в том же роде, числе и падеже.
Управление - это вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной формы.
Примыкание - вид подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово поясняет главное (по смысл) Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи.
Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)
Задание 4: Выполните задание: восстановите правило, выбрав соответствующий термин.
1. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 2 (N 139214)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html
Формы работы: индивидуальная (И).
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: совершенствовать умение различать сочинительные и подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание 1: Спишите предложение в тетрадь, выполните синтаксический разбор этого предложения. Выпишите словосочетания с сочинительной связью, с подчинительной связью. Выполните самопроверку, используя ответы в интерактивной таблице.
1. Интерактивная таблица "Словосочетания" (N 139993)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be2bb83b-694c-4f3a-9c32-09f332f81ea5/%5BRUS8_159%5D_%5BIA_183%5D.swf
Задание 2: Определите тип подчинительной связи в следующих словосочетаниях: кушала сливки, сливки с сухариками, слушала восхищенно, слушала шалуна, шалуна унылого.
Формы работы: фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
Согласование: шалуна унылого.
Управление: кушала сливки, сливки с сухариками, слушала шалуна.
Примыкание: слушала восхищенно.
Задание 3: Запишите под диктовку словосочетания в тетрадь, определите вид подчинительной связи, выделите орфограммы.
1. Российский общеобразовательный портал: коллекция – диктанты//
http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12986
Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)
Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Отвечающие поочередно демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя вид подчинительной связи и орфограмму «Чередование гласных в корне».
Задание 3: Рассмотрите иллюстрацию. Составьте и запишите три словосочетания с каждым видом подчинительной связи.
1. Московский дворик, 1878г. (N 109761)// В.Д.Поленов//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577fe987-766a-46b4-a5f7-35683687cdc5/Polenov.MoskovskijDvorik.jpg
Задание для первой группы: согласование и примыкание.
Задание для второй группы: управление и согласование.
Задание для третьей группы: примыкание и управление.
Формы работы: групповая (Г), фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
согласование и примыкание | управление и согласование | примыкание и управление |
Солнечные лучи, березовые ветви, ясный день. | Купол церкви, дом из дерева, играть на траве. | Идет медленно, играют весело, смотрит внимательно. |
Светит ярко, горько плачет, очень радостно. | Золотые купола, покосившийся забор, деревянный дом. | Ветви деревьев, укрылись в тени, листья лопуха. |
Задание 4: Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Формы работы: фронтальная (Ф).
Примерные ответы обучающихся:
Купола церкви - церковные купола, дом из дерева - деревянный дом.
Солнечные лучи – лучи солнца, березовые ветви – ветви берез.
IV этап. Диагностика качества освоения темы
Цель:
установить степень усвоения темы «Виды подчинительной связи слов в словосочетании» Варианты заданий:
Задание 1: Выполните тест.
1. Электронное задание "Способы подчинительной связи". Вариант 1 (N 139052)//
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html
Задание 2: Домашнее задание.
1. Познакомиться с материалами видеоурока «Связь слов в словосочетании»//
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii
2.Составить устный монологический ответ по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании», используя материалы видеоурока.
3. Заполнить таблицу.
согласование | управление | примыкание |
| | |
| | |
| | |
VI этап. Рефлексивная деятельность
Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице № 1 «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:
Что я успел сделать на уроке?
Чего достиг?
Что осталось для меня нерешенным?
Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Использованные информационные источники.
Сайты
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //
http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
3. Грамота.ру//
http://www.gramota.ru/slovari/
4. ИнтернетУрок//
http://interneturok.ru/ru