Урок 2 Русский язык — государственный язык Российской Федерации
Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию представления о русском языке как государственном языке РФ, языке межнационального общения, языке русской нации.
Ход урока
Организационный момент (1 минута).Целеполагание (5 минут) – Ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с удивительной истории, послушайте. Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп пошел на базар и купил…
– Как вы думаете, что? (ребята высказывают предположения, а потом учитель читает дальше)
….купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
- Как вы думаете, что купил Эзоп? (ребята высказывают предположения, а потом учитель читает дальше)
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
- Ребята, как вы думаете, о чем очень важном поведала нам эта история? (ответы детей) (Язык – помощник во всем, но словами легко обидеть).
- Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет язык, поэтому к нему относиться надо очень внимательно.
- Обратите внимание на наш эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева?
- Почему надо беречь наш язык? Хорошо ли мы знаем свой язык?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и его значении для человека).
- Давайте теперь с помощью слов «помощников» сформулируем цели урока (слайд 3):
выясним….. (функции языка);
узнаем…..(значение русского языка как государственного);
поразмышляем …(можно ли общаться без языка).
Итак, записываем число, классная работа и тему урока: Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Актуализация опорных знаний (8 минут).
Слово учителя— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? (ответы учащихся).
Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Когда существовал СССР, русский язык таковым не являлся – слишком много национальностей населяло территорию Советского Союза. Теперь он является языком, обслуживающим не только потребности людей в быту и на работе, но и официальным языком государства, языком науки, производства и, конечно же, культуры.
Работа с учебником Чтение учеником теоретического материала на стр. 4.
— Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
Составьте и запишите по одной ключевой фразе на каждый пункт теоретического материала.
Запись в тетрадь Государственным языком Российской Федерации является русский язык (ст. 68 Конституции РФ)
Наряду с обязательным использованием государственного языка РФ не отрицается право на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ.
Законодательно утверждённым Государственным языком на территории РФ является литературный язык, который используется в официальных сферах общения.
Попутно ведётся словарная работа (объяснение значения слов): СМИ – средства массовой информации
Первичное закреплений новых знаний по теме (12 минут).
Работа с учебником (упр. 1, стр.5)
Задание: Прочитайте текст. Скажите, где, в каких сферах используется русский язык как государственный? (Ответы учеников).
Упражнение 2 стр.5 Задание: Опираясь на текст упражнения №1 и материалы параграфа, дополните схему.
Слово учителя: Мы уже отмечали выше, что одна из функций русского языка – функция межнационального общения.В чём вы видите необходимость в языке межнационального общения?
Работа с упражнением №3, стр. 5 Задания:
Как Вы думаете, почему именно русский язык стал языком межнационального общения и государственным языком в РФ?
На территории России преобладают жители русской национальности. Русский язык много веков служил для преодоления барьера между представителями разных этносов в составе России.
Определите, к какому типу и стилю относится текст (рассуждение, научный).
Какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения? Выпишете из текста ответ на вопрос.
Русский язык – один из наиболее развитых мировых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира. Русский язык может употребляться во всех сферах общественной жизни.
Словарная работа (запись в словарь)
Обще́ние - ср. 1.Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.
Сфе́ра - мн. 1. Круг лиц, объединенных общностью интересов, занятий или положения.
Что изменится в нашей жизни, если на территории РФ исчезнет межнациональный язык?
Физминутка (1 минута)
Проверка умений и навыков (12 минут).Учитель: Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника на стр. 6 и постарайтесь ответить на вопрос:
Какая форма современного русского языка является высшей, образцовой разновидностью национального русского языка?
В чём отличительная особенность русского литературного языка от остальных форм русского языка?
Работа с упражнением №4, стр.6
Задания:Прочитайте высказывания известного русского писателя К. Чуковского
Перечитайте второе высказывание, спишите, вставьте пропущенные буквы.
Неотделима, общей, своего, сердца, интеллекта
Чтобы повысить свою культуру речи, нужно обладать общей культурой, быть умным и порядочным человеком. Язык показывает, насколько человек умен и образован.
**** Дополнительный материал
Работа с упражнением №5, стр.7
Задания:
Прочитайте фрагмент статьи. Подумайте, какие слова и выражения недопустимо употреблять при использовании русского языка как государственного?
Подведение итогов урока - Давайте обобщим изученные на уроке понятия и ответим на вопросы, достигли ли мы цели урока.
Отвечают на вопросы учителя:
Какая тема урока?
Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
Что нового вы узнали?
Рефлексия. Проведение самооценки:1) Какие затруднения испытали?
2) Расскажите по схеме: «Я знаю, запомнил, смог».
3) Чему научились на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: красный – отлично; зелёный - хорошо; жёлтый – надо ещё поработать.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных учеников. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.
Домашнее задание (1 минута)
Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» (упр.6, стр. 7).
Найти и записать 4 высказывания о русском языке известных людей.