СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Тире в БСП" (в рамках ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка ориентирована на практическую часть освоения учебного материала по теме "Тире в БСП", содержит разноуровневые задания, направленные на подготовку к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Тире в БСП" (в рамках ФГОС)»

Конспект урока русского языка в 9 классе «Тире в бессоюзном сложном предложении» (в рамках ФГОС)



Составила

учитель русского языка

МБОУ г. Керчи СШ. № 1 им. В. Дубинина

Бодрова Татьяна Владимировна



Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник русского языка под ред. Л.М. Рыбченковой, компьютер, мультимедийный проектор, учебная презентация

Цели урока:

- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.


Задачи:

- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

- развитие навыков монологической речи;

-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Формируемые УУД:

Предметные: научиться находить БСП, отличать БСП от других сложных предложений, уметь расставлять знаки препинания между частями БСП, составлять схемы предложений, определять смысловые отношения между частями предложения.

Метапредметные: определять цели учебной деятельности, искать средства их осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать её и формулировать, уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Личностные: формировать навыки работы в группе, доброжелательного отношения к чужому мнению, учиться сотрудничать, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, вести диалог, принимать решения.

Планируемый результат:

обучающиеся:

-знают основные понятия темы.

-определяют типы предложений, смысловые отношения между частями БСП .

-преобразовывают информацию: предложение – схема

-формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая: систематизация полученных знаний, исследовательская работа, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП? Готовясь к уроку, я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.

Итак, над какой темой мы сегодня будем с вами работать?

А какие цели и задачи мы можем сегодня поставить?

Наша задача (обучающиеся формируют вместе с учителем) – закрепить уже полученные знания по теме «БСП», работать над развитием умения определять значения  между  смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Познакомиться со случаями постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Отработать на практике случаи постановки тире в БСП.

II. Проверка домашнего задания (Упр.188, 194)

III.Актуализация опорных знаний

1.Один ученик идет к доске. Задание написано на доске.

Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Объяснить их выбор.

Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя: теплятся ровным восковым светом березки; горят трепетным оранжевым огнем клены; пылают, жарко червонея, осины; рассыпаются (фиолетово)-розовым фейерверком вязы.(а именно-значение пояснения; части предложения распространены)

Пока ученик выполняет задание у доски, учитель работает с классом.

2.Объяснительное письмо.

Ребята, вам задание будет следующее: я читаю предложения, вы слушаете, записываете и объясняете постановку знаков препинания.

Дождь прошел, вечернее небо очистилось, в селе было тихо, избы темны. (значение перечисления)

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (вторая часть имеет значение пояснения-а именно)

(Из какого произведения эта фраза?) (А.С. Грибоедов «Горе от ума», Фамусов)

Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного человека. (вторая часть имеет значение причины-так как)

3.Проверка


IV. Изучение новой темы.

Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия.

Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния».

В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире?

  1. Работа с учебной презентацией «Тире в БСП» (Слайды 1-3)

Рассмотрим следующие предложения. Понаблюдаем, когда тире в БСП ставится.

Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве.

Какое это предложение по структуре?

(ССП)

Какие смысловые отношения между частями в этом предложении?

(Противопоставление)

Какой союз указывает на противопоставление?

(Союз а)

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Если биться в одиночку, то жизни не перевернуть

Какое это предложение по структуре?

(СПП)

Выделим главное и придаточное.

Какие смысловые отношения между частями в этом предложении?

(Условие)

Какой союз указывает на условие?

(Если)

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Когда пашню пашут, руками не машут.

Какое это предложение по структуре?

(СПП)

Выделим главное и придаточное.

Какие смысловые отношения между частями в этом предложении?

(Время)

Какой союз указывает на данные отношения?

(Когда)

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Ноги бежали сами, так что пришлось сдерживать их торопливость.

Какое это предложение по структуре?

(СПП)

Выделим главное и придаточное.

Какие смысловые отношения между частями в этом предложении?

(Следствия)

Какой союз указывает на эти отношения?

(Так что)

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Береза в лесу без вершины, как хозяйка без мужа в дому.

Какое это предложение по структуре?

(СПП)

Выделим главное и придаточное.

Какие смысловые отношения между частями в этом предложении?

(Сравнения)

Какой союз указывает на отношения сравнения?

(Как)

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.

Какое это предложение по структуре?

(ССП)

Как происходят события?

Неожиданно. Быстрая смена событий

Перестройте данное союзное предложение в бессоюзное.

Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве.

Что указывает в БСП на противопоставление?

(Интонация)

Прочитайте предложение, подчеркивая интонацией противопоставление.






Биться в одиночку - жизни не перевернуть

Прочитайте предложение с правильной интонацией








Пашню пашут - руками не машут. Прочитайте предложение с правильной интонацией









Ноги бежали сами - пришлось сдерживать их торопливость. Прочитайте предложение с правильной интонацией









Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.

Прочитайте предложение с правильной интонацией









Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Прочитайте предложение с правильной интонацией




2. Исследовательская работа. Учебник (Упр. 192)

Сделаем вывод:

Итак, когда ставится тире в БСП?


Физминутка


3. (Слайды 4-5)

(Взаимопроверка)


Русскую культуру невозможно представить без русской литературы.

Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта. Определите условия постановки тире в следующих предложениях

1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)

2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (Время)

3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. (Следствие)

4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)

5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились. (Противопоставление)

Из какого произведения эти предложения? (М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»)

IV. Закрепление изученного. Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей. (Упр.164)

1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Противопоставление)

2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся. (Противопоставление)

3) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Время)

4) Есть терпение - будет и умение.(Условие)

5) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)

6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.( Следствие)

7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)

8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)

9) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)

10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Противопоставление)

V. Стадия рефлексии.

1.Подведение итогов урока.

- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы (кластера) (Слайд 6)

Тире в БСП ставится, если между частями отношения





















Вспомним этапы работы над темой урока:

-Что вспомнили? Что узнали?

-Что делали?

(сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами; закрепляли знания через применение их на практике). Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

Приём «Анкетирование» (Слайд 7)


1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен



2.Домашнее задание (на выбор), выставление отметок

-§28, правило, упр.192 (устно), Упр.200;

-Из произведений русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!