Конспект урока русского языка в 9 классе (в рамках ФГОС)
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Автор-составитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Керчи РК СШ.№1 им.В. Дубинина
Бодрова Татьяна Владимировна
Цели урока:
1. Образовательные:
обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении;
совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
2. Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса;
вызвать у обучающихся интерес к теме урока;
помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Формируемые УУД:
Предметные: научиться находить БСП, отличать БСП от других сложных предложений, уметь расставлять знаки препинания между частями БСП, составлять схемы предложений, определять смысловые отношения между частями предложения.
Метапредметные: определять цели учебной деятельности, искать средства их осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать её и формулировать, уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Личностные: формировать навыки работы в группе, доброжелательного отношения к чужому мнению, учиться сотрудничать, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, вести диалог, принимать решения.
Планируемый результат:
обучающиеся:
-знают основные понятия темы.
-определяют типы предложений, смысловые отношения между частями БСП.
-умеют расставлять знаки препинания в БСП.
-преобразовывают информацию: предложение – схема
-формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая: систематизация полученных знаний, исследовательская работа, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимопроверка.
Вид урока: обобщение и систематизация
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник русского языка под ред. Л.М. Рыбченковой, компьютер, мультимедийный проектор, учебная презентация «Знаки препинания в БСП».
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом. Мотивация учебной деятельности
(Слайд № 1)
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается (Сергей Иванов)
Лексическая работа.
Маета - собственно русское образование от существительного мая –«тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.
- Ребята, попробуйте формулировать главную мысль стихотворной строфы.
- Назовите синонимы к слову «доброта». Запись слов в тетрадях и на доске.
- Какой смысл заключает в себе слово «доброта»?
Задание к эпиграфу
-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)
- Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)
- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.
-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
III. Сообщение темы урока и постановка целей (обучающиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока)
(Слайд №2 и №3)
- Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.
IV Актуализация имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Слайд №4)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Слайд №5)
4) Расскажите о каждом из них.
(Слайды № 6-12)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Слайд № 13)
Физминутка
V. Работа в группах.
Задание для первой группы: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.
Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второй группы: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Задание для третьей группы: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
VI. Проверка самостоятельной работы.
(Слайд № 14-16)
VII. Творческое задание.
(Слайд №17)
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
- Обратите внимание на эпиграф.
- Почему автор использует бессоюзное предложение?
VIII. Домашнее задание.
Задание для среднего и достаточного уровня: выписать из художественной литературы 5-6 БСП с разными знаками препинания, начертить схемы.
Задание для высокого уровня: напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему «Добрый человек в моем понимании».