Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам, расширить и углубить знания учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Задачи.
Образовательные:
-
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
-
закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
-
расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.
Развивающие:
-
Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
Планируемый результат:
обучающиеся:
-
знают основные понятия темы.
-
определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
-
преобразовывают информацию: предложение – схема
-
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”, раздаточный материал
Ход урока
1.Мотивирование на учебную деятельность.
«Каждое утро у вас есть два варианта: продолжать спать со своими мечтами или проснуться и гнаться за ними» (Кармело Энтони, бывший американский профессиональный баскетболист)
2. Актуализация имеющихся знаний.
- Повторение сведений о ССП. (слайд)
- Решение задания ОГЭ.
Задание 5. (ОГЭ) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Самолет набирал высоту (1) и большой город с квадратами (2) и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах.
То сам себя не понимал я (3) то мир меня не понимал.
Он никогда не плакал (4) зато по временам находило на него дикое упрямство.
Мал золотник (5) да дорог.
В начале апреля уже шумели скворцы (6) и летали в саду желтые бабочки.
- Повторение сочинительных союзов по значению. (слайд)
3. Этап фиксирования затруднения в пробном действии
Задание 4 (ОГЭ).
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) В сложносочиненном предложении имеется общий второстепенный член, относящиеся в равной степени к каждому простому предложению. Б) Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения отделяются друг от друга запятыми. В) В состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения . | 1) Почему ты пришел, когда все уже собрались уходить? 2) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. 3 Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам? 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место. 5) Книга уже появилась в продаже, но я до сих пор её не купила. |
4. Этап построение проекта решения проблемы.
Получается, что мы нашли затруднение. Почему мы не можем решить эту проблему?
Как вы думает , чем мы будем заниматься на уроке?
Какова тема нашего урока?
Оказывается, что мы многого в постановке знаков препинания в ССП не знаем?
Ваши предложения, как нам найти ответы на наши вопросы? Что будем делать?
5. Этап реализация построенного проекта.
Книги у вас для чего?
Открываем материал на с.
Теперь я вам покажу презентацию и сравним, все ли есть у вас в учебнике.
-показ презентации и обсуждение.
6. Этап первичного закрепления . Работа в парах.
К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком.
Как хороша эта девушка и как она умна!
От кого письмо и что в нем сообщается?
А Данко всё был впереди и сердце его всё пылало, пылало! (М.Г.)
Кажется, каждый цветок похож на мак и от них пахнет весной.
Очень свежо и прекрасно.
Тишина и безмолвие белого снега.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
1)сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3)сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.
1)ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3)ССП, перед союзом И нужна запятая
4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2)Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.
3)Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4)В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.
4. В каком случае перед союзом и нужна запятая?
1)Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2)На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3)Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.
5. На месте каких цифр нужны знаки препинания?
Над лугом летали пеночки (1) и звенели жаворонки. Спутанная трава в саду полегла (2) и все доцветал (3) и никак не мог доцвесть (4) и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Как прекрасен луг (5) и как душисты цветы!
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Хорошо читается в эти годы и славное это время!
1)общее вводное слово или вводная конструкция
2)Общая частица
3)Два восклицательных предложения
4)Два вопросительных предложения
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Скажите, где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
(задание 5 (ОГЭ)
9. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжи предложение:
На уроке я узнал …
На уроке мне было тяжело…
У меня сегодня получилось …
На уроке мне было непонятно …
Мне очень понравилось…
Мне надо ещё потренироваться…
Теперь я могу…
Мне было интересно…
У меня получилось…
Я не справился…
Я очень переживал…
10. Домашнее задание. Выполнить задание по карточке