Урок русского языка во 2 классе
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Задачи:
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».
– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).
2. Минутка чистописания.
Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску
Следим за мной как правильно выполнять соединение, только после того как я скажу, «прописываем» выполняем в тетради.
Нижние соединение гласной буквы «А» и согласной буквы «Л».
Нижнее соединение гласной буквы «О» и согласной буквы «М».
Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).
Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.
Верхнее соединение согласной буквы «Р» и гласной буквы « И»
Верхнее соединение согласной буквы «В» и гласной буквы «У». Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца).
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
– Послушайте стихотворение,
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет слова, которые выделены?
- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?
(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
Чем отличаются эти слова? (ответы детей)
4. Введение в тему и целеполагание.
- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
- Что нам необходимо знать о них?
- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).
5. Изучение новых знаний.
- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные на две группы.
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
6. Первичная проверка восприятия изученного.
- Давайте потренируемся.
1)Стр.86 упр.14
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/30/s_5b87a15dab75d/942995_1.png)
- А теперь, давайте обобщим, сделаем вывод.
ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
2) Работа с карточками (одуш., неодуш)
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина.
7. Минутка двигательной активности.
8. Применение и закрепление изученного материала.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/30/s_5b87a15dab75d/942995_2.png)
Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н(неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.
Индивидуальная работа по карточкам.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.
9. Создание проблемной ситуации.
Вову Колесникова попросили задать вопрос к словам
лисички
мышка
Он затрудняется. Помогите ему. Почему не можете?
(Подсказка: Какие лисички могут быть лисами, а какие нет?)
Придумайте предложения: 1 вариант - со словом «лисички» в разных значениях, 2 вариант со словом «мышка» в разных значениях.
Взаимопроверка
Приведите свои примеры слов, которые могут отвечать на оба вопроса.
Норка
Свинка
Шах
Галочка
Ласка
Собачка
11. Подведение итогов.
1) Чему мы научились на уроке?
2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?
12. Домашнее задание.
Упр.12 или 13
13. Рефлексия.
- Нарисуйте на полях в тетради кружочек- это солнышко.
- если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями - закрасьте желтым цветом.
- если вы не совсем хорошо поняли – красным цветом
Теперь дорисуем
- урок понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте лучики
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой, то ничего больше не рисуйте.
– А закончить урок я хочу словами:
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!
Дополнительный материал
Игра: К одушевлённому имени существительному подобрать однокоренное неодушевлённое имя существительное и наоборот.
Лес – лесник,
Сад - садовник,
Печь - печник,
Корова - коровник,
Курица - курятник.
10. Превращения. Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Слайд 15)
Что? Кто?
Кол _____________________
капля ____________________
дверь _____________________
мак _______________________
дом _______________________