СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русской литературы с элементами лингвистической мастерской по теме "Образ Наташи Ростовой - любимой героини Л.Н. Толстого"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект урока содержит материалы из опыта работы, которые могут быть использованы при подготовке учащихся к написанию сочинений и эссе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы с элементами лингвистической мастерской по теме "Образ Наташи Ростовой - любимой героини Л.Н. Толстого"»

4



Гальвина И.В.,

учитель высшей квалификационной категории

ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»

Конспект урока русской литературы с элементами лингвистической мастерской

Тема урока Образ Наташи Ростовой – любимой героини Л.Н. Толстого


Цели урока:


  1. Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

  2. Развитие речи учащихся.

  3. Подготовка учащихся к восприятию роли женщины в семье.


Оборудование: иллюстрации, музыкальная запись фрагмента оперы С. Прокофьева «Война и мир».


ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание

– Обращали ли вы свое внимание на то, что любое произведение искусства, так или иначе связано с женщиной. Картины, нежные и удивительные строки стихов, музыкальные шедевры часто бывают обязаны своим появлением прекрасной половине человечества. И это созвучно с темой нашего урока (объявляется тема). Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское признание» (эти слова являются эпиграфом и записаны на доске). А критики XIX века упрекали Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто же прав: автор романа или критики? Это мы, читатели XXI века, попытаемся выяснить в ходе нашего урока-диспута. Еще великий Гете писал: «Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются». Мы, проанализировав образ Наташи Ростовой, сможем сделать свои выводы. И ваше мнение так же ценно, как и мнение критиков XIX века.

– Вы уже знаете, что Наташа Ростова является идеалом писателя, его любимой героиней. Как вы думаете, почему Толстой больше других своих героинь любил Наташу? Прежде, чем вы начнете отвечать, скажите, когда вы впервые встречаетесь с человеком, на что вы обращаете внимание? (Внешность). Психологи утверждают, чтобы составить первое мнение о человеке, нам надо 30 секунд. И пять лет на то, чтобы это мнение изменить. Так какой вы увидели Наташу Ростову?

Класс накануне разделился на 3 группы. Первая поддерживает мнение Л.Н. Толстого, вторая группа согласна с мнением критиков, а третья группа анализирует мнение двух первых групп и делает выводы. В процессе обсуждения учащиеся могут переходить из одной группы в другую.

I ГРУППА

II ГРУППА

III ГРУППА

Говорят о глазах Наташи. Глаза – зеркало души. Глаза прекрасны – душа прекрасна. Зачитывается эпизод танца Наташи Ростовой с Андреем Болконским (Звучит музыка С. Прокофьева)

Возражают, зачитывая эпизоды из текста

Учащиеся подводят итог, используя выражение А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Проводят параллель с современностью (люди всё больше уделяют внимания внешности)

Обобщается всё сказанное на этом этапе.

Так почему Толстой любит Наташу Ростову? (за внутреннюю красоту, за живость поведения и т.д.)

  1. – Наше знакомство с героиней продолжается, после внешности мы стараемся узнать характер человека. А. Моруа сказал: «Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями с другими». Какие же черты характера ценит Л.Н. Толстой в Наташе Ростовой?

I ГРУППА

II ГРУППА

III ГРУППА

Сострадание, доброта, искренность, чуткость, наивность

Излишняя эмоциональность, непостоянство, капризность, непослушание

В характере Наташи Ростовой всем руководит любовь. В образе героини раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - писал сам Толстой.

Всё сказанное ребятами подтверждается примерами из текста.

Так почему Наташа Ростова любима Толстым? (добрая, чуткая, искренняя, сострадательная, милосердная, любит всех и все, что ее окружает)

  1. – Когда вы читали роман, то, наверное, отметили, что для Льва Николаевича очень важным остается отношения человека и природы. «В природе нет ничего мертвого», – говорил Т. Готье. Как вы думаете, каково отношение Наташи к природе?

I ГРУППА

II ГРУППА

III ГРУППА

Зачитывают эпизоды, показывающие Наташу Ростову на лоне природы. Сравнивают Наташу с Элен Безуховой, А.П. Шерер. Говорят о том, что Наташа – часть природы, она находится с ней в гармонии.


Возражают, говорят, что отношение к природе не является важным показателем человеческого характера.

Человек должен искать гармонию с природой, чтобы никто не мог сказать: «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека» (Б. Карман). Проводят параллель с современностью.

Всё сказанное ребятами подтверждается примерами из текста.

– А теперь я предлагаю вам перенестись на страницы романа и увидеть Наташу Ростову. (Монолог Наташи «Ночь в Отрадном» - выразительное чтение вслух под «Лунную сонату» Л. Бетховена). Обобщается всё сказанное на этом этапе.

Так почему Наташа Ростова любимая героиня? (Она гармонична с природой, она ее часть, естественна во всех своих проявлениях)

  1. – Давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока. Так что было самым важным для женщины в понимании Толстого? (Материнство). Хочется вспомнить слова Т.Г. Шевченко:

И в самых радостных краях

Не знаю ничего красивей

Достойной матери счастливой

С ребенком малым на руках.


Какой вы увидели Наташу Ростову в роли матери?


I ГРУППА

II ГРУППА

III ГРУППА

Зачитывают эпизоды, в которых показано кормление ребенка, отношения с мужем. Отмечают счастье, светящееся в глазах героини. Сравнивают Наташу с Элен Безуховой.

Отмечают равнодушие к внешнему виду, к другим делам.

Толстой рисует счастье материнства, оно не выражается во внешних проявлениях, а в состоянии души. Через материнство Толстой отображает красоту души.

Всё сказанное ребятами подтверждается примерами из текста.

– А сейчас, используя все выводы нашего урока, ответим, почему Наташа Ростова – любимая героиня? (Наташа Ростова – гармоничная личность. Она находится в постоянной гармонии в отношениях с другими людьми, природой, она – часть природы, живет по ее законам, выполняя главное предназначение женщины – быть матерью).


– Так кто же прав: те, кто упрекают Наташу Ростову в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой? А может, в ходе нашего диспута, у кого-то поменялось мнение о Наташе? И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать, что роман-эпопея и сейчас актуален, интересен, вызывает множество споров. И нам есть чему поучиться у Наташи Ростовой: ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных людей.

  1. Домашнее задание (вариативное). Можно предложить ребятам продолжить свои размышления в эссе, сделать интервью или провести социальное исследование и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!