СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русской литературы: "Скороговорки, считалки, небылицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русской литературы по теме: "Скороговорки, считалки, небылицы" для учащихся 2 класса интегрированного обучения и воспитания

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы: "Скороговорки, считалки, небылицы"»


Тема: "Скороговорки, считалки и небылицы"

Задачи 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками скороговорками и небылицами.

  2. Развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.  

3. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.


Оборудование: электронное приложение к учебнику, песня В.Шаинского «Небылицы», карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Орг. момент

-Начинаем наш  урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Если постараться,

За работу дружно взяться.

2.Актуализация знаний:

- Прочитайте слово записанное на доске

Ф_ЛЬКЛ_Р

-Какие буквы пропущены?

-Что обозначает это слово?

-   Какие произведения фольклора вам знакомы?

(жанры устного народного творчества)

 - Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки».  (Загадка).

б) «Проворонила ворона вороненка».  (Скороговорка).

в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги».  ( Пословица).

г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом».  ( Потешка).

д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:

– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.

– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку…  (Сказка).

  –  Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?  Где , кроме уроков литературы, вы ещё встречались с этими произведениями в нашей жизни?

Речевая разминка. Живут у меня кукушки-

Варят галушки.

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки-

Пёстрые кукушки.

Догадайтесь, что это?(Скороговорки).

Читаем с разной интонацией, с разной скоростью.

Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)

3.Мотивация:

–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.?

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

4Усвоение новых знаний.

Работа с учебником:

–Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили? (У считалок чёткий ритм.)

-Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица.

-Каким словом его можно заменить? (Фантазия,сказка, выдумка)

Чтение небылиц по карточкам.

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

на пожар спешат.

-Представьте, что это быль. В чём отличие от небылицы?

(исчезли юмор, хорошее настроение)

-Для чего же придумывали люди небылицы? (Для веселья и смеха)

Физминутка.

Для хорошей работы головного мозга потрите носик ладошкой влево 5раз и вправо 5раз.

Упражнение для снятия общего утомления.

«Мышонок крадётся, бежит, танцует»

5Первичное закрепление.

– Послушайте песню  В. Шаинского «Небылицы»

6.Закрепление изученного материала

Работа в группах по карточкам: определить жанр устного народного творчества.

1.Рано утром, вечерком

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами. (небылица)

2.Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку

Рак за руку греку- цап. (скороговорка)

3.На пригорке у Егорки

Есть конёк- горбунок.

Кто коня запряжёт,

Нам подарки привезёт!

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляйся запрягать. (считалка)

7.Итог урока. Рефлексия

– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?

– В чём особенность каждого жанра?

–Какое задание на уроке было самым интересным?

За что вы можете похвалить себя?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!