Тема: "Скороговорки, считалки и небылицы"
Задачи 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками скороговорками и небылицами.
2. Развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.
3. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, песня В.Шаинского «Небылицы», карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Орг. момент
-Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Если постараться,
За работу дружно взяться.
2.Актуализация знаний:
- Прочитайте слово записанное на доске
Ф_ЛЬКЛ_Р
-Какие буквы пропущены?
-Что обозначает это слово?
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
(жанры устного народного творчества)
- Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?
а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки». (Загадка).
б) «Проворонила ворона вороненка». (Скороговорка).
в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги». ( Пословица).
г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом». ( Потешка).
д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:
– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.
– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… (Сказка).
– Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? Где , кроме уроков литературы, вы ещё встречались с этими произведениями в нашей жизни?
Речевая разминка. Живут у меня кукушки-
Варят галушки.
Пекут пампушки,
Поют частушки.
Хорошие подружки-
Пёстрые кукушки.
Догадайтесь, что это?(Скороговорки).
Читаем с разной интонацией, с разной скоростью.
Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)
3.Мотивация:
–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.?
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
4Усвоение новых знаний.
Работа с учебником:
–Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили? (У считалок чёткий ритм.)
-Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица.
-Каким словом его можно заменить? (Фантазия,сказка, выдумка)
Чтение небылиц по карточкам.
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
на пожар спешат.
-Представьте, что это быль. В чём отличие от небылицы?
(исчезли юмор, хорошее настроение)
-Для чего же придумывали люди небылицы? (Для веселья и смеха)
Физминутка.
Для хорошей работы головного мозга потрите носик ладошкой влево 5раз и вправо 5раз.
Упражнение для снятия общего утомления.
«Мышонок крадётся, бежит, танцует»
5Первичное закрепление.
– Послушайте песню В. Шаинского «Небылицы»
6.Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам: определить жанр устного народного творчества.
1.Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (небылица)
2.Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку
Рак за руку греку- цап. (скороговорка)
3.На пригорке у Егорки
Есть конёк- горбунок.
Кто коня запряжёт,
Нам подарки привезёт!
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляйся запрягать. (считалка)
7.Итог урока. Рефлексия
– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?
– В чём особенность каждого жанра?
–Какое задание на уроке было самым интересным?
За что вы можете похвалить себя?