Этап подготов-ки к восприятию | Беседа. - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Сергея Александровича Есенина. - Давайте вспомним, что вы уже знаете о нем? - Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. - И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним стихотворением Есенина о родине. | - Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина – вот истинные источники его поэзии. | |
Открытие но-вых знаний | - Откройте учебник на странице ___. - Послушайте стихотворение в моем исполнении, следите по учебнику. - Скажите, каким вам показалось это стихотворение? - О чём пишет поэт? - Отметьте в стихотворении слова, которые показались вам непонятными. (словарная работа) - А есть ли у вас предположения о том, что могло бы означать это слово? - Посмотрите на экран, прочитайте определение этого слова из словаря Ожегова. - Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Отметьте в стихотворении короткие и длинные паузы. - Сегодня на уроке Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями. - Прочитайте выразительно первую строфу. - Как вы думаете, о чем поэт сообщает нам в этой строфе? - Какая это осень? - А какие слова нам говорят об этом? - Как вы понимаете выражение «рощи голы»? - Верно. - Почему у Есенина «солнце тихое»? - Определите настроение первой строфы. - Что такое эпитет? Посмотрите определение в вашей тонкой тетради. - Найдите эпитеты в первой строфе. - Какой темп прочтения будет в первой строфе? - Давайте поработаем со второй строфой. - О чем пишет поэт в этой части? - Что такое дорога? - Какое определение дает дороге автор? - Как вы понимаете это: взрытая дорога? - Верно. Наступила осень, пошел дождь, дорогу размыло, а по ней возили на телегах урожай с полей. - Откройте рабочую тетрадь на странице 42, номер 4. Запишите определение слов «Нива» и «Взрытая дорога» . - А чем занимается дорога? - Что это значит? - Какой прием здесь использует автор? - А что такое олицетворение? - Посмотрите, где во второй строфе автор еще использует прием олицетворения? - Как вы понимаете слово «примечталось»? - Откройте рабочую тетрадь на странице 42 и выполните задание 2. - Что же примечталось дороге? - А как дорога смогла это понять? - Что происходит с дорогами зимой? - А почему дорога мечтает о зиме? - Посмотрите, где во второй строфе еще встречается олицетворение? - Кого она напоминает? - Может, вы мне объясните, почему С. Есенин написал о зиме «седая», а не белая? - Определите настроение. - Каким тоном будем читать эту строфу? - Какой темп будем соблюдать? - Осталось поработать с третьей строфой. Прочитайте ее. - Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? - Почему в начале строфы автор использует междометие «Ах»? - Когда мы говорим – «Ах»? - Что удивило поэта? Какой образ увидел Есенин в тумане? - Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»? - Как вы себе это представляете? - В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы. - Посмотрите, какой художественный прием автор использует в третьей строфе? - Что сравнивает поэт? - Откройте рабочие тетради на странице 42 и сделайте задание номер 3. - Подумайте, какое настроение у третьей строфы. - Прочитайте про себя стихотворение выразительно. - Давайте проверим, как вы потренировались сейчас выразительно читать стихотворение. | - Слушают стихотворение. - Грустное, печальное, пасмурное, осеннее. - О приближении зимы, об осенних изменениях природы. -Нивы. - Предположения детей. - Нивы – обработанное поле, пашня, посевы. - Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. - Об осени. - Поздняя. - Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость, солнце скатилось. - Нет листьев на деревьях, все облетело. - Светит мало, греет не так как летом. - Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло) - Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался) - Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. - Сини горы, солнце тихое - Медленный. 2 – 3 человека читают первую строфу. - О дороге. - Это путь - Взрытая - Неровная, в ямах. - Дремлет - Сейчас по ней никто не ездит, она отдыхает. - Олицетворение. - Наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа. - Дороге примечталось. - Что-либо представилось в мечтах или воображении. - Дороге примечталось, что скоро наступит зима. - На улице становится очень холодно. - Они замерзают, покрываются льдом. - Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу. - Зима седая - Старуху - Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости. Усталость (дремлет дорога) Мечтательность (примечталось) - Спокойным, мечтательным - Медленный - Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. - Автора - С. Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть. - Когда удивляемся, устаем - Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани. - Сравнение - Месяц и жеребенка.
- Усталость. Надежда на лучшее.
- 2 – 3 человека читают | Предметные УУД: познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина; познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения Личностные УУД: воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; проявлять интерес к художественной литературе; высказывать свою точку зрения; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос. Регулятивные УУД: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя. |
Подведение итогов урока. | - Как вы думаете, какая главная мысль этого стихотворения? - Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? - Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? - Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню? - Что для этого надо сделать? - Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили? - Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку. Давайте послушаем ее. | - Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо. - Свою любовь к родине и родному краю. - Олицетворения, эпитеты, сравнения. - Можно. - Сочинить музыку. - Грустную, медленную, напевную. - Слушают отрывок песни «Нивы сжаты, рощи голы…» | |