СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Семья в религиозных традициях"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья в религиозных традициях"»

УРОК
СЕМЬЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ.

(Слайд 1)

Цели: формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях, воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям, развивать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.


  • Почему погиб Лепесток?

  • А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Только все вместе, в семье, мы сильны, а по отдельности - слабы и уязвимы.)

  1. Определение темы и целей урока. (Слайд 2)

  2. Работа по новой теме:

  1. Семья как школа личностного общения, фундаментом которой является «закон любви».

Человек стремиться выстроить собственную жизнь в зависимости от того, что ему ценно. Не всегда он достигает желаемого, но сам факт стремления к чему-то предметному во многом предопределяет поведение человека, свободную проявленность его личности в этом мире. Для человека семейные ценности являются одними из наиболее значимых.

К главным семейным ценностям относится ценность межличностного общения, которая начинает раскрываться прежде всего в родительской семье. Ни в какой момент времени человек не остается вне сферы общения с другими людьми. Мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей с неизбежным различием в навыках и привычках. Преодоление посредством любви этих несоответствий – цель истинного брака и одно из первых предназначений человека на земле.

Человеку, замкнутому на себе, не имеющему опыта общения с Другим, трудно примириться с волей Другого, с его правами, с самим фактом его существования.

На этапе, когда муж и жена становятся отцом и матерью, к прежним отношениям любви между людьми разного пола достраивается любовь между поколениями: родителей к детям и детей к родителям.

  1. Семья как колыбель новой личности.

Ценность пребывания человека в родительской семье обнаруживает себя прежде всего в том, что, в силу естественности родительской любви именно семья становится колыбелью не только физического взросления человека, но и его нравственно-духовного становления.

Важно не только родить ребенка, важно воспитать из него духовно здорового человека. А это возможно только при наличии опыта построения духовной жизни в семье, основанной на любви и верности.

В нашей стране очень широко распространено такое негативное явление, кК отказ от собственных детей после рождения. Причина этого – отказ от следования семейным традициям, утрата любви к ближнему. А дети, оказавшиеся в детском доме, терпят недостаток любви либо из-за отсутствия родителей, либо из-за того, что живые родители не сумели сохранить любовь. Для таких детей характерен феномен госпитализма – аномалии физического и психического развития младенца из-за недостатка полноценного общения со взрослыми. У такого ребенка во взрослой жизни может возникнуть проблема в создании собственной семьи.

В связи с этим современное российское общество, как и любое другое, должно прежде всего ставить перед собой задачу сохранения семьи от процессов распада, а также возрастания в семьях традиций, основанных на любви.

  1. Семейные традиции в христианстве. (Слайд 3)

  • Муж – глава семьи, т.к. является образом Христа.

  • Жена – помощница.

  • Жертвенная взаимная любовь.

  • Брак – не временный контракт.

  • Ценность супружеской любви и верности.

  • Ценность целомудрия.

  • Ценность рождения и воспитания детей.

  • Ценность отцовства и материнства.

  • Ценность любви к родителям и старшим поколениям.

  • Ценность построения семейного хозяйства.

  • Ценность семейного труда и семейных праздников.

  • Ценность семейных традиций.

  • Ценность сохранения рода.

Эти ценности образуют каркас того, что мы называем семейным счастьем.

В христианстве отказ от семейной жизни и отказ от деторождения для человека, не принявшего обета безбрачия, рассматривается как отказ от самораскрытия человеческой природы, от своего предназначения.

  1. Семейные традиции в мусульманстве. (Слайд 4)

  • Меры по ликвидации факторов, побуждающих мужчину и женщину вступать в аморальные связи: ношение чадры, запрет на смешение мужчин и женщин в общественных местах.

  • Не признается монашество, оно считается противоречащим природе человека.

  • Согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, с семейными обязанностями и функциями.

  • Не принято заключать брачный договор, достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов и присутствия двух свидетелей.

  • Процедура бракосочетания не должна совершаться тайно, ее следует проводить открыто и гласно.

  • Соблюдение умеренности в размере приданого женщины и калыма мужчины с тем, чтобы эти выплаты были посильны для обеих сторон.

  • Мужчина - наставник жены, ответственный за ее благополучие.

  • Исламский суд вправе расторгнуть брак.



  1. Семейные ценности в иудаизме. (Слайд 5)

  • Главная задача семьи – служить базой продолжения человеческого рода.

  • Брак - непреложная обязанность каждого. Кто уклоняется от нее, подобен проливающему кровь.

  • Религиозное содержание церемонии брака создается не священником или раввином, но собственными действиями вступающих в брак (передачей кольца) и двумя свидетелями, которые являются при этом представителями народа Израиля.

  • Главная цель брака – вырастить таких детей, которые с радостью передадут семейную традицию следующему поколению.

  • Одно из главных предназначений брака – общение и любовь супругов.

  • Не признается безбрачие.



  1. Итог урока.

  • Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

  • Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? (Семья – это свято для всех.)

Составление схемы «Моя семья» (Слайд 6)

Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Слайд 7. Список №1.

Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Слайд 8. Список №2.

Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Слайд 9. Список №3.

Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Слайд 10. Список №4.

Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Слайд 11. Список №5.

  • «Согласную семью и горе не берет»

  • «Семья в куче – не страшна и туча»

  • «На что клад, когда в семье лад»



  1. Рефлексия.

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

(Дети рисуют)

А теперь возьмите наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. (Слайд 12) Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

(Звучит песня "Гимн семье")

(Слайд 13)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!