СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Северная война: от Нарвы до Полтавы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассматривается первый период военных действий Северной войны, в том числе подготовку обеих стран к военным действиям. Отдельно останавливается внимание на реорганизации армии и оснвоании Санкт-Петербурга

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Северная война: от Нарвы до Полтавы"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 324

Курортного района Санкт-Петербурга





тема: Северная война – от Нарвы до Полтавы






Автор:

Стульба Надежда Михайловна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга













Санкт-Петербург

Технологическая карта урока


Цель: Сформировать представление учащихся о войне России и Швеции в 1700 – 1721 году.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с Северной войной:

  • подвести к пониманию причин войны и целей сторон,

  • с помощью учебных задач сформировать представление о соотношении сил воюющих сторон,

  • раскрыть ход военных действий,

  • способствовать дальнейшему формированию представления о личности и деятельности Петра I, сформировать представление о личности А.Д. Меншикова,

  • организуя работу с текстом параграфа, дополнительным материалом подвести учащихся к пониманию особенностей ведения военных действий

  1. на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство гордости за Родину.

  2. продолжить развивать умения:

  • анализировать источник информации и выделять главное,

  • решать учебные задачи,

  • систематизировать знания с помощью таблицы,

работать с исторической картой.


Планируемые результаты урока:

  1. Предметные: продолжить развитие картографических и хронологических навыков; формирование образного мышления; выявление причинно-следственных связей; умение давать аргументированные оценки историческим фактам

  2. Метапредметные: продолжить развитие умения планировать деятельность, осуществление самооценки учащимся, поиск необходимой информации в тексте, подготовка сообщения по заданной теме

  3. Личностные: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина своей страны


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые и развиваемые УУД

Организационный момент

Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей у учащихся, проверка отсутствующих на уроке

Подготовка к уроку, психологический настрой на восприятие информации

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос учащихся по изученной теме

Ответы на вопросы учителя, высказывание своего мнения


Актуализация знаний

Подведение учащихся к новой теме с помощью учебных вопросов

Эвристическая беседа по предложенным вопросам; самостоятельная постановка цели урока

Познавательные: выделение причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение излагать собственное аргументированное мнение

Изучение нового материала

Постановка учебных вопросов и задач; использование методов сюжетного рассказа (при изучении военных действий) и объяснения; организация эвристической беседы

Самостоятельная работа с разнообразными источниками информации, ответы на вопросы, запись дат в рабочую карточку

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: выделение информации в разных источниках, анализ информации, умение обобщать, делать выводы, выделять причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение излагать собственное аргументированное мнение

Закрепление материала

Организация проверки и оценки полученных знаний с помощью выполнения учебной задачи

Ответы на вопросы учителя, выполнение учебной задачи

Личностные: оценивать свою работу

Инструктаж по домашнему заданию

Объяснение домашнего задания

Запись домашнего задания в тетрадь

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Рефлексия

Организация оценки знаний, полученных на уроке

Оценивают урок

Личностные: оценивать свою работу



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Проверка готовности к уроку – наличие:

  • тетради,

  • учебника,

  • ручки,

  • дневника


Проверка д/з


Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

  • Скажите, в каком году Петр пришел к власти?

  • Дайте оценку деятельности Петра в начале своего правления.

Ответы учащихся






Актуализация знаний

На прошлом уроке мы познакомились с началом царствования Петра I и выяснили, что особое внимание молодой царь уделял внешней политике, в особенности его волновал вопрос выхода России к незамерзающим морям – Черному и Балтийскому.

Скажите, а зачем России необходимы были выходы в незамерзающие моря?

России необходимы были выходы в незамерзающие моря с целью прямой торговли с европейскими странами. Также Петр видел Россию в качестве мировой морской державы.

О попытке выхода в Черное море мы рассуждали на прошлом уроке, сегодня мы с вами познакомимся с деятельностью Петра I в европейском направлении внешней политики России, то есть рассмотрим завоевание Балтики.

Скажите, какому государству принадлежали земли на побережье Балтийского моря?

К началу XVIII века всё восточное побережье Балтики контролировала Швеция.

Балтийское море превратилось в своего рода «Шведское озеро».

Скажите, могла ли Россия овладеть этими землями мирным путем? И пыталась ли Россия получить выход к Балтике?

Россия пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны в годы правления Ивана Грозного, в годы русско-шведской войны 1656 – 1661 годов.

Как вы думаете, к чему приведет желание России обладать побережьем Балтики?

Вы можете видеть, что война со Швецией для России неумолимо приближалась.

Эта война в начале XVIII века войдёт в историю под названием «Северная война» и продлиться 21 год. Сегодня мы начнем знакомство с ней.

Скажите, а как мы можем обозначить тему урока?






Ответы учащихся











Ответы учащихся






Ответы учащихся






Ответы учащихся






Ответы учащихся

Запись темы урока

Изучение нового материала


Итак, как вы поняли, мы будем сегодня изучать военные действия.

Скажите, по какому плану мы всегда изучаем войну?

  1. Причины войны и цели сторон

  2. Сравнение армий воюющих государств

  3. Основные сражения

  4. Итоги войны

Итак, война была развязана в 1700 году.

Давайте ещё раз проговорим: какова была причина войн, и какие цели преследовали воюющие стороны?

Причина войны заключалась в праве обладания побережьем Балтийского моря.

Россия стремилась получить выход в Балтийское море; цель Швеции – стремление господства на всей Балтике.

Во главе противостоящих государств стояли амбициозные правители: 28 летний Петр и 18 летний Карл XII.

Оба государства заранее готовились к войне, но если Россия рассматривала Швецию как серьезного противника (опыт прошлых лет) – в 1699 году заключила союзный договор с Польшей и Данией; заключила мирный договор с Турцией, чтобы не воевать на два фронта, то Швеция считала, что выиграет войну с легкостью.

Существует такой интересный исторический факт: чтобы показать своё превосходство, Швеция подарила России накануне войны несколько пушек.

Но, как вы понимаете, правители решают, а исполняет замысел – армия.

Обратите внимание, что у вас на столе лежат карточки «Состояние армий Швеции и России к началу войны». (Приложение 1)

Изучите, пожалуйста, предложенный материал, и сделайте вывод: армия какой страны была более подготовленной к войне и почему?

Повторюсь, война была развязана в 1700 году.

Мы приступаем к знакомству с основными событиями начала Северной войны.

Чтобы вам было легче запоминать события, вы в течение урока будете заполнять таблицу в рабочей карточке «События Северной войны»

Предположите, как сложится первое сражение между Россией и Швецией?

Первый период военных действий был крайне неудачный для России и ознаменовался тяжелым поражением в битве под Нарвой.

Сейчас я расскажу вам об этой битве, а вы должны будете самостоятельно заполнить таблицу.

Первое сражение в русско-шведской войне состоялось в 1700 году рядом со шведской крепостью Нарвой, некогда принадлежавшей России.

Петр I двинул сюда 32 тысячи войска, Карл XII выставил 18 тысяч человек.

Шведы ударили в стык русских дивизий, прорвали их ряды и вынудили их к отступлению. На сторону противника перешли все иностранные офицеры, служившие в русской армии.

Итак, скажите мне:

  • в каком году произошла битва под Нарвой,

  • каков итог сражения.

  • Как вы думаете, почему сражение под Нарвой было названо «Нарвская конфузия»?

Швеция после сражения потеряла всякий интерес к России и обратила внимание на её союзницу – Польшу.

Как вы думаете, а что предпринял Петр I после такого унизительного проигрыша?

Представьте себе, что вы – Петр I. Напишите мне, какие бы вы реформы провели в России, чтобы поднять могущество русской армии.

Петр I ясно увидел слабость своей армии. Именно поэтому молодой царь начинает проводить реорганизацию армии.

Что было сделано царем в этой области, вы узнаете самостоятельно, изучив пункт «Реорганизация армии», § 14, и заполнив рабочую карточку – вторую часть таблицы. Работать будете в парах.

Вы должны были увидеть, что благодаря изменениям, Россия превращается в одну из великих военных и морских держав Европы. И, что самое главное, она смогла это подтвердить на деле.

Русские войска начали освобождение Ижорской земли – в 1702 году штурмом был взят Нотебург (крепость Орешек), который был переименован в Шлиссельбург («ключ-город»).

Второй период военных действий закончился в 1706 году.

Скажите, какое важное историческое событие для северо-западной территории России произошло в период с 1702 по 1706 года, но о нем я не упоминала?

В 1703 году на Неве была заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре на более чем двести лет столицей России.

Губернатором Санкт-Петербурга вскоре был назначен ближайший друг Петра I, человек, который был с правителем России в ходе всех сражений.

Кто эта личность и чем она ещё прославится, вы узнаете из сообщения, подготовленного Арепьевым Тимуром.

Рядом с правителем России в ходе войны был его соратник, его близкий друг – А.Д. Меншиков.

Чем прославился А.Д. Меншиков в годы правления Петра Великого вы узнаете, прослушав сообщение Арепьева Тимура.

  • Назовите черты личности Меншикова.

  • Какие звания были у Меншикова?

Итак, Россия отвоевала Ижорские земли, основала Санкт-Петербург, а чем же был занят правитель Швеции?

В это же время Карл XII, закончив войну с Саксонией, Польшей, вновь обратил свой взор на Россию.

Но русские войска уже были готовы к сражениям.

Летом 1708 года шведские войска выступили в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царем дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которой они разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги.

Битву под Нарвой назовут «Нарвской конфузией», битву под Лесной – «матерью Полтавской баталии». Выскажите ваше мнение, почему именно так Петр назвал битву у деревни Лесная?

К 1709 году Карл XII оказался в затруднительной ситуации: надежды на помощь не было.

И именно в 1709 году произошел коренной перелом в ходе Северной войны.

В ходе какого сражения инициатива перешла на сторону русских войск?

Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма, иллюстрирующий знаменитую Полтавскую битву, после просмотра вы постараетесь описать мне ход сражения, используя картосхему Полтавской баталии.

  • Кто руководил сражением?

  • Ход сражения

  • Итог сражения

Полтавская битва изменила расстановку сил в Северной войне.

Дания и Польша возобновили союз с Россией, к ним присоединилась Пруссия, хотя активных действий они не вели.

Но до конца войны оставалось ещё 12 лет.

О сражениях, которые проходили между Россией и Швецией после Полтавской битвы мы узнаем на следующем уроке.




Ответы учащихся






Ответы учащихся


















Работа с дополнительным материалом; ответы учащихся







Ответы учащихся







Слушание сюжетного рассказа, заполнение рабочей карточки








Ответы учащихся







Ответы учащихся








Изучение текста параграфа (в парах), заполнение рабочей; ответы на вопросы учителя









Ответы учащихся












Слушание доклада одноклассника, ответы на вопросы














Ответы на вопросы








Ответы на вопросы; просмотр видеофрагмента; сюжетный рассказ об увиденном











Закрепление материала


Итак, мы с вами изучили ход войны от Нарвы до Полтавы.

Какой вывод можно сделать об этом периоде военных действий?

А как вы думаете, на какую оценку вы усвоили сегодняшний материал?

Давайте проверим.

Переверните рабочую карточку, вы видите задание.

Постарайтесь соотнести цитату из стихотворения из левого столбика с названием сражения или личностью из правого столбика. А потом мы узнаем, что у вас получилось.


Ответы учащихся





Выполнение заданий, ответы учащихся




Инструктаж по д/з


  • § 14 (прочитать, пересказать),

  • ответить на вопросы,

  • выучить записи в тетради

Запись домашнего задания в дневник

Рефлексия


Итак, мы с вами изучили начало Северной войны. Сейчас вы мысленно оцените, насколько вы продвинулись в изучении истории.

Если вы считаете, что вы получили необходимые знания – поднимите красную карточку, если, на ваш взгляд, наш урок не был информативным, то поднимите синюю карточку.

Оценивание полученных знаний

Приложение 1

Рабочая карта учащегося

Тема урока: _____________________________________________________________________________

Основные сражения периода Северной войны

Дата

Сражение

Итог

















Армия России

Армия Швеции

Русская армия в начале XVIII века имела ограниченную подготовку.

Армия в России формировалась по мере необходимости, то есть регулярной основы она не имела.

Армия имела большую численность, но недоставало дисциплины, обучения и материального обеспечения. Лишь два полка, сформированных на базе потешных войск, — Семёновский и Преображенский, были полностью организованы по западному образцу. В 1700 году Российское царство почти не производило мушкетов – оружия, с которым воевали государства Европы.

Шведская армия XVIII века представляла собой хорошо организованную полупрофессиональную структуру.

В шведскую пехоту производился обязательный набор солдат.

Шведская армия была хорошо дисциплинированной.


Реорганизация русской армии

Мои идеи по реорганизации армии

Реформы Петра I

Полтавская битва

Проверь себя

А шведский Карл совсем нахал,

Собрав всего лишь восемнадцать тысяч,

Победу у Петра украл, а заодно Россию "высек".

Полтавская битва

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин, 

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим, 

Страдая раной, он явился.

 Вожди героя шли за ним.

Петр I

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

 Ещё напор - и враг бежит. 

Основание Санкт-Петербурга

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

Битва под Нарвой

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник – он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник

Карл XII


13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!