СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Сезонные изменения в жизни организмов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Сезонные изменения в жизни организмов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сезонные изменения в жизни организмов»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Горностаева Валентина Васильевна,

учитель биологии


Конспект урока «Сезонные изменения в жизни организмов»

Цели урока:

1.Научиться определять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. Объяснять причины этих изменений;

3.Закрепить знания правил поведения на природе ;

Задачи урока:

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой;

личностные:

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

УУД Личностные . Смыслообразование (связь между целью и мотивом) Регулятивные:: Планирование своих действий, контроль, коррекция, оценка, самооценка Коммуникативные: Умение общаться, слушать собеседников, вступать в диалог, коллективное обсуждение. Познавательные УУД : Самостоятельное формулирование учебной цели, решение проблем, поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание в устной речи

Межпредметные связи: География, музыка

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, биологические ритмы, фотопериодизм, фенология.

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I.Организационный момент.

Давайте в начале урока прикоснемся к прекрасному. (ВИДЕО)

Вы прослушали музыку Чайковского и просмотрели картины Левитана. В данном видеофрагменте отображена тема нашего урока. Какая же тема нашего урока?

Что происходит в природе в разные временна года?

Итак, тема урока: Сезонные изменения в природе и в жизни растений.

II. Актуализация знаний:

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Где вы получили знания о сезонных явлениях?

IIIМотивация: А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе?

Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.

Цель урока: установить взаимосвязь изменений в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе.

IV. Изучение нового материала:

  1. Работа с карточками

Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.

Художественный текст (разделен на 4 сезона)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Как вы думаете, что описано в тексте?

У кого описание зимы, лета, весны, осени?

В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Наука которая изучает эти сезонные явления- фенология.( запись в тетрадь)

Живым организмам нужно приспособиться к этим условиям. И эти изменения называют биологическими ритмами.

 Биологические ритмы — периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы. (запись в тетради.)

2.Лекция с элементами беседы « Путешествие по лесу»

Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений в природе и в жизни растений.

Для того чтобы наблюдать за сезонными изменениями, у вас на столах лежат дневники наблюдений, которые мы будем с вами заполнять, наблюдая за каждым сезоном.

Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

(Видео осенний лес)

- Определите, какое это время года?

- Охарактеризуйте погоду осенних явлений, опираясь на план на доске :

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

Длина светового дня

Запишем в дневник наблюдений.

По какому признаку растения определяют, что пришла осень?

Фотопериодизм - изменение продолжительности светлого периода суток

(показ слайда). Это единственная характеристика не изменяющаяся и повторяющаяся каждый год.

Мы с вами изучаем биологию, давайте теперь как биологи подумаем, что же происходит с растениями осенью? Как они готовятся к тем изменениям, которые происходят осенью? (останавливается сокодвижение )

На какой процесс в жизни растений может повлиять понижение температуры?

Уменьшение поступления воды и минеральных веществ через корневую систему. Значит, какой процесс надо остановить?

Испарение ( презентация)

Какими органами выполняется эта функция?

Листьями.

Поэтому и происходит листопад.

От чего зависит зеленая окраска листьев?

Наличие пигмента хлорофилла (Видео« Почему желтеют и падают листья»)

Ребята, так почему желтеют и падают листья?

Кроме хлорофилла присутствуют другие пигменты, в частности золотисто-желтые, красные. В листьях осенью разрушается хлорофилл. Другие пигменты более устойчивые к понижению температуры, поэтому осенью становится заметным их наличие в листьях. Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи.

Первичная проверка понимания

Вывод: листопад- процесс одновременного сбрасывания листьев на период неблагоприятных условий.

Листопад – приспособление растений для защиты от чрезмерных потерь воды. Клетки черешка вблизи стебля начинают усилено делиться, образуя так называемый отделительный слой.

При сбрасывании листьев от чего еще могут избавиться растения?

Благодаря листопаду из растений удаляется разные вредные продукты обмена веществ, накопленные в листьях на протяжении вегетативного периода.

Чем славиться осень? Урожаями.

Почему фрукты, овощи такие вкусные?

Накопление органических веществ.

Где образуются органические вещества?

Перед листопадом усиливается отток органических веществ от листьев в стебель и корень.

Продолжаем наше путешествие

- Какое время года приходит на смену осени? (Видео )

- Назовите признаки зимы.

Солнце низко

Осадки снег

Световой день короче

Температура

Заполним дневник наблюдений

Почему же растения не замерзают?

Температура замерзания раствора органических веществ ниже, чем температура замерзания воды.(Эксперимент дома)

Что происходит зимой с однолетними и двухлетними растениями?

Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Вывод: Зимой процессы жизнедеятельности замедляются

Физкультминутка

И так продолжим путешествие по лесу.

На смену зимнему сну приходит весна. (Видео )

Найдите в учебнике признаки весны стр.133слайд

Солнце

Осадки

Световой день

Ветер

Температуры.

Заполним дневник наблюдений

Как растения определяют, что пришла весна?

Длина светового дня увеличивается

Какие изменения происходят в растениях?

Распускаются и готовятся к цветению деревья и кустарники

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — набухшие почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше - начало пригревать солнце. .

Какие первые растения появляются весной на территории нашей школы?

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipasp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus)

Какую роль играют цветок в жизни растений?

Первичная проверка понимания

Вывод: возобновление процессов жизнедеятельности, развитие побегов и подготовка растений к размножению.

Ну, вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Что происходит с растениями летом? (Видео)

Первичная проверка понимания

Вывод: Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной.

Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких и образование плодов.

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке.

Мы с Вами покидаем наш лес.

V. Закрепление знаний :

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений?

Какой можно сделать вывод подводя итоги?

Вывод: растения связаны с неживой природой и приспосабливаются к определенным природным условиям.

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу , все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Домашнее задание.50

Написать сказку « Временна года ( по желанию).

Рефлексия. Итоги урока.

-Что нового открыли для себя на уроке?

Какая цель была нашего урока?

Мы установили взаимосвязь между живой и неживой природы?

Оцените свою работу на уроке. ( Выставление оценок с комментариями)

Вы хорошо поработали, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок, напишите свое впечатление. Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева и прикрепите их на дерево познания.


Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!