УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения
Цели:
1) познакомить с порядком синтаксического разбора
простого предложения;
2) формировать умение производить синтаксический
разбор (устный и письменный) простого предложения;
3) активизация умений излагать свои мысли чётко и лаконично;
4 ) воспитание внимания к слову через конструирование
предложений;
5) повторение изученного материала по теме «Синтаксис», частей речи.
6) развивать коммуникативные навыки;
7) развивать критическое мышление;
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. /Игра Да-нет/ 1. Синтаксис изучает части речи. 2.Предложение – единица синтаксиса. 3. Предложение имеет интонацию конца предложения. 4.. ? ! – знаки конца предложения. 5. Сказуемое, определение, дополнение – части речи. 6. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа. 7. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. 8. Предложение имеет законченную мысль.
Подвод к теме./запоминалка/. Слова прочитываются один раз, ребята запоминают, записывают. Затем проверяют. Снег ,зима, вьюга, настроение, ветерок, солнце, снежинка, кружится, пушистый, падает. – проверка. -объединены ли слова темой. - составьте небольшой текст .Зачитывается несколько текстов. -из чего состоит текст? Из предложений.
Тема урока. Что мы знаем о предложении. Оцените свое знание./1лесенка/ Какова наша задача ? -- обобщить знания о предложении.
Тема. Слайд №1-записываем тему.
Составьте предложение в котором содержится какое-либо сообщение. –задайте вопрос -попросите , пожелайте. – Вывод. Какие бывают предложения по цели высказывания. Слайд №2
Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? Найдите материал в учебнике. П 135.
Слайд №3
Что такое грамматическая основа.? Выделите грамматическую основу предложений. За окном мелькают снежинки. Книга- источник знаний. Дует сильный ветер, начинается метель. –слайд №4 /Учитель подчеркивает называемые члены предложения/- Вывод. Слайд №5
Допишите предложения. Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение. Если в предложении 2 и более грамматических основ, то это сложное предложение. – Вывод. Слайд №6
Запишите, какие второстепенные члены предложения вы знаете. _ проверим. Слайд №7
Распространите предложение сначала определением, затем обстоятельством.. Солнце светит. – вывод слайд№8
Общий вывод. Слайд №9
Физ-ка. 1.Для глаз. 2Лингвофизминутка./называется глагол- ученики встают, прилагательное – изображают волны руками, существительное- присаживаются за парты/ Прыгать , удивительный, настроение, синий, синеть, прекрасный, замечательный, синева, зимний, зимовать, урок, умный, тишина.
Анализ предложений. . Ребята дружно работают в саду. Снегирь сел на ветку рябины. Из-за туч выглянуло яркое солнце. Слайд № 10.
Вывод. Самооценка. Лесенка №2
Выставление оценок.
д/з П.143.упр. 864. Слайд №11
Спасибо за урок .Слайд №12
Лист для учащихся.
Фамилия.__________________________________________________________ 1.
2.Запоминалка._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Тема урока. _____________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.За окном мелькают снежинки. Книга- источник знаний. Дует сильный ветер, начинается метель.
7.Если в предложении одна грамматическая основа , то это .__________________ предложение. Если в предложении две или более грамматических основ, то такое предложение называется _______________.
8.___________________________________________________________________________________.
9.Ребята дружно работают в саду.______________________________________ Снегирь сел на ветку рябины.____________________________________________ Из-за туч выглянуло яркое солнце.___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения для дополнительной работы. Синтаксический разбор предложений.
1.Наша дорога вывела нас на широкую поляну._______________________________ 2.Планы и мечты бабушки простирались далеко. _____________________________ 3. После знойного лета наступила золотая осень.__________________________________ 4. Глокая кудра кудрячит кудренка.__________________________________