СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Скорость химической реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по химии в 9 классе "Скорость химической реакции"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Скорость химической реакции"»

ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ



Стимул:

Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?

  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?

  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?


Задание

Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"


Текст

I. Понятие о скорости химической реакции

Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени

Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:

υ=ΔС/Δt

где υ - скорость реакции,

Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),

Δt -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.


III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.


Факторы, влияющие на скорость реакций

  1. Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).

  2. Изменение температуры.

Правило Вант – Гоффа:

При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

  1. Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).

Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.

  1. Действие катализаторов и ингибиторов.

Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).

  1. Площадь соприкосновения веществ.

Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.


Проведите эксперимент.


Опыт 1.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.

  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу



Опыт 2.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу


Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.


Форма предъявления результатов


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2


 MnO2 является _____________________

2H2O2MnO2

2.

Mg + HCl

Zn + HCl


На скорость реакции влияет __________________

__________________________

Mg + 2HCl

Zn + 2HCl

3.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl


На скорость реакции влияет __________________

_________________________

CaCO3 + 2HCl


_______________________________________

* – задание повышенной сложности

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

  1. температура,

  2. концентрация реагирующих веществ,

  3. ___________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________

  5. ___________________________________________________________________



УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»

  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»

  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»

Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.





















































Проведите эксперимент.


Группа 1.

Вносят в две сухие пробирки порошок оксида меди и раствора серной кислоты. 1-ю пробирку оставляем в штативе, 2-ю пробирку нагреваем с помощью держателя в пламени спиртовки.



Группа 2.

В две пробирки помещают карбонат кальция: в 1-ю порошок данного вещества, а во 2-ю кусочек мела, затем наливаем по 1 мл соляной кислоты. Из опыта видно, что в 1-ой пробирке реакция прошла быстрее.



Группа 3.

В три пробирки наливают раствор тиосульфата натрия по 1, 2, 3 мл. и доводят водой до 5 мл в каждой пробирке. В пробирке доливают по 1 мл серной кислоты. Уменьшение концентрации замедляет скорость.



Группа 4.

В 1-ю пробирку вносят Zn, а во 2-ю Mg .в каждую пробирку добавляют соляную кислоту, 2-ю пробирку нагревают с помощью держателя в пламени спиртовки.





Форма предъявления результатов


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций

1.

CuO и добавляем H2SO4

нагреваем


CuO + H2SO4

2.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl


На скорость реакции влияет __________________

_________________________

CaCO3 + 2HCl 

3.

Na2S2O3 добавляем H2O (до объема) добавляем H2SO4


Na2S2O3 + H2O + H2SO4

4.

Zn + HCl

Mg + HCl


На скорость реакции влияет __________________

__________________________

Zn + 2HCl 

Mg + 2HCl 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!