ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Стимул:
Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:
Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?
Задание
Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Текст
I. Понятие о скорости химической реакции
Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени
Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:
υ=ΔС/Δt
где υ - скорость реакции,
Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),
Δt -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.
III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость реакций
Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
Изменение температуры.
Правило Вант – Гоффа:
При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.
Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).
Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.
Действие катализаторов и ингибиторов.
Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).
Площадь соприкосновения веществ.
Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.
Проведите эксперимент.
Опыт 1.
Просмотрите демонстрационный эксперимент.
Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 2.
В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
Результаты наблюдения занесите в таблицу
Опыт 3.
В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций* |
1. | H2O2 нагреваем и добавляем MnO2 | | MnO2 является _____________________ 2H2O2MnO2 |
2. | Mg + HCl Zn + HCl | | На скорость реакции влияет __________________ __________________________ Mg + 2HCl Zn + 2HCl |
3. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl | | На скорость реакции влияет __________________ _________________________ CaCO3 + 2HCl |
_______________________________________
* – задание повышенной сложности
Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:
температура,
концентрация реагирующих веществ,
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ
Проанализируйте выполненную работу и оцените ее
Критерии оценивания:
Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»
Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.
Проведите эксперимент.
Группа 1.
Вносят в две сухие пробирки порошок оксида меди и раствора серной кислоты. 1-ю пробирку оставляем в штативе, 2-ю пробирку нагреваем с помощью держателя в пламени спиртовки.
Группа 2.
В две пробирки помещают карбонат кальция: в 1-ю порошок данного вещества, а во 2-ю кусочек мела, затем наливаем по 1 мл соляной кислоты. Из опыта видно, что в 1-ой пробирке реакция прошла быстрее.
Группа 3.
В три пробирки наливают раствор тиосульфата натрия по 1, 2, 3 мл. и доводят водой до 5 мл в каждой пробирке. В пробирке доливают по 1 мл серной кислоты. Уменьшение концентрации замедляет скорость.
Группа 4.
В 1-ю пробирку вносят Zn, а во 2-ю Mg .в каждую пробирку добавляют соляную кислоту, 2-ю пробирку нагревают с помощью держателя в пламени спиртовки.
Форма предъявления результатов
№ опыта | Краткий ход эксперимента | Наблюдения | Выводы и уравнения реакций |
1. | CuO и добавляем H2SO4 нагреваем | | CuO + H2SO4 |
2. | CaCO3 (измельченный) + HCl CaCO3 (кусочек) + HCl | | На скорость реакции влияет __________________ _________________________ CaCO3 + 2HCl |
3. | Na2S2O3 добавляем H2O (до объема) добавляем H2SO4 | | Na2S2O3 + H2O + H2SO4 |
4. | Zn + HCl Mg + HCl | | На скорость реакции влияет __________________ __________________________ Zn + 2HCl Mg + 2HCl |