ГОУ «Снежнянская специальная школа-интернат № 42»
Разработка
открытого урока
по русскому языку на тему:
«Слова, обозначающие признаки предметов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Заватина А.С.
2021-2022 уч.г.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета; продолжить работу по развитию умения подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков; систематизировать умение различать названия признаков предметов по вопросам; корригировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза заданий; обогащать словарный запас.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить у обучающихся представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- закрепить навык согласования прилагательного с существительным;
- учить подбирать признаки к предметам;
Коррекционно-развивающие:
- развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе; стимулировать собственные высказывания детей развивать слуховое внимание и память.
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания;
- развивать слуховое внимание и память;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыка самоконтроля;
- воспитание навыка общения со сверстниками
- воспитание умение слушать говорящего;
- воспитание аккуратности, любознательности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Формируемые базовые учебные действия:
-
«Социализация»: расширять представления ребенка о себе как члене коллектива.
-
«Познание»: развивать представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, взаимосвязях живых организмов со средой обитания; развивать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе; формировать основы экологически грамотного поведения; бережно относиться к живой и неживой природе.
-
«Коммуникация»: обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками; обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря; активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов и качеств; понимать образные выражения в загадках; поощрять стремление к грамматической правильности речи.
Методы:
-
наглядные: показ презентации, иллюстрации,
-
словесные: речевые упражнения, вопросы, образец педагога,
-
практические: письменные упражнения.
Технологии:
-
Здоровьесберегающие технологии: ритмическая, подвижная физминутка, пальчиковая гимнастика;
-
Технология сотрудничества, развития познавательного обучения;
-
Игровые технологии;
-
Информационно-коммуникативные технологии: использование мультимедийной презентации.
Результаты урока:
Предметные:
-
развитие умений в определении предметов по их признакам;
-
развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;
-
умение задавать вопросы к словам-признакам;
-
умение определять предмет по ряду признаков.
Метапредметные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, наглядный материал, учебник А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» (4 класс)
Ход урока
1.Подготовительная часть урока
-
Организационная подготовка учащихся
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
-
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
1.2. Эмоционально - психологический настрой
Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс, обогреет нас, придаст сил, уверенности в знаниях и будет тёплым, нежным, ласковым.
Ребята, посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему.
Солнышко дарит нам свои тёплые добрые лучи.
Протяните руки, возьмите один маленький лучик в своё сердце.
Чувствуете, как потеплело в груди?
Закройте глаза, мысленно пожелайте одноклассникам,
всем присутствующим и, конечно, себе хорошего настроения,
радости, успехов.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Будьте внимательны, старательны, активны.
2. Формулировка темы и цели урока
Беседа
Учитель: На какие вопросы отвечают слова тёплый, нежный, ласковый? Что они обозначают?
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять умение подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета; умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета; умение подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков.
3. Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
Учитель: А с какой буквы начинается слово «зима»?
- К нам на урок прилетела снежинка и принесла на минутку чистописания букву «з».
Учитель: Ребята, давайте подготовим руку к письму и проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах
(Дети “скользят” шагают пальцами по столу на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках,
(“бегут” на коньках)
Но упали мы. Увы и Ах!
А потом снежки лепили,
(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили,
(Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали
("Кидают друг в друга")
И домой побежали.
- «з» - гласная или согласная? глухая или звонкая?
Учитель:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
(Учитель записывает эту букву отдельно, далее удваивая и утраивая. Ряд повторяется на всей строчке.)
- зима - написать всю строчку.
- Назовите ударную гласную, назовите безударную гласную. Как проверим безударную гласную?
- Подберем название признака к слову зима.
4. Проверка домашнего задания
Учитель: На самоподготовке вы выполняли упражнение, в котором нужно было составить словосочетания. Давайте проверим, как вы это сделали.
лёд (какой?)
снег (какой?)
мороз (какой?)
огромный (что?)
- Какое слово лишнее? Почему? (огромный, потому что слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, а остальные слова обозначают предметы)
5.Основная часть
5.1. Вступительная беседа:
Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим, на какие вопросы отвечают слова-признаки. (карточки с вопросами на слайде).
- Для чего нам нужны слова-признаки? (для того, чтобы описывать предметы).
- Что могут рассказать нам слова-признаки? (описать какой предмет по форме, цвету, температуре, вкусу, личные качества)
- Как графически изображаем слово-признак?
- На что походит волнистая линия? (змея, дорожка)
5.2. Практическое применение изученного материала
Учитель: А сейчас мы с вами приступаем к основной части нашего урока. Ребята, мне перед уроком передали письмо. Но я не спела его прочитать. Давайте сделаем это вместе.
Письмо Миши Иванова:
«Дорогие ребята! У меня убежал щенок. Кличка его Бублик. Я везде его искал, но безуспешно. На улице очень холодно и я боюсь, что он замёрзнет. Поможете мне его найти? Я выслал в письме задания. Если вы всё выполните правильно, мы обязательно его найдём!»
-Ребята, ну что поможем Мише? Мы пойдём по следам щенка. Итак 1- й след – 1-ое задание. Приступаем к поиску!
Первый след. «Развитие слухового внимания и памяти»
Игра «Будь внимателен!»
Учитель: Будьте внимательны и поднимите карточку с волнистой линией, когда услышите слово - признак.
Солнечный – морозный – санки - коньки – кататься - ледяной – играть - варежки – холодный – замерзнуть - весёлый – мальчик – небо – хмурое – кислый – лимон.
Второй след. Работа над словами – признаками, смысловое значение слов.
«Загадка»
Учитель: Отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные,
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(снежинка)
- Какие слова признаки услышали в загадке?
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие слова – признаки вы можете придумать к слову «снежинка»? (белая, холодная, искристая, чудесная, белоснежная, красивая, кружевная…)
Третий след. Дифференциация прилагательных и других частей речи («Работа в парах»)
Учитель раздает карточки парам со словами: белый, горка, бежит, снег, мягкий, вьюжит, морозная, узор, северное, яркое, падает, снежные, суровые, снежинка, ледяная.
- Посмотрите на карточки. Какие из слов обозначают признак предмета?
- Подберите к каждому признаку свой вопрос. Перенесите слова признаки под вопрос, которому они соответствуют.
- Какой? белый, мягкий.
- Какая? морозная, ледяная.
- Какое? яркое, северное.
- Какие? снежные, суровые
Физминутка «Скачут зайцы по дороге» (под музыкальное сопровождение)
Просмотр видеоролика о зиме.
Четвёртый след. «Лица»
Учитель: А сейчас мы попробуем движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.
Дети выполняют различные движения.
Пятый след. «Работа с учебником». Упражнение 40 на стр. 136.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебники по закладке. Найдите упражнение 40.
Индивидуальная работа : Коваленко К., Ярошенко Е. Ребята переписывают 1-е и 4-е предложение текста, подчеркивают слова-признаки.
Шестой след. Игра « Угадай животных»
Учитель: Угадайте по признакам, о каком животном идёт речь?
Серый, хищный, жадный...
Рыжая, хитрая, ловкая...
Косой, слабый, трусливый...
Большой, косолапый...
Маленький, колючий...
- Ребята, а где мы можем встретить этих животных?
- Предлагаю вам на одну минутку представить себя в зимнем лесу и погрузиться в волшебный сон под звуки природы.
Аутогенная тренировка «Волшебный сон»
- Внимательно слушайте, про себя повторяйте мои слова. Спокойно отдыхайте, постарайтесь максимально расслабиться.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…
Представьте себя в красивом зимнем лесу. Тишина. В воздухе чувствуется морозный запах хвои. Деревья спят. Эти величественные гиганты похожи на причудливых фантастических существ. Ветви деревьев, усыпанные толстым слоем рыхлого снега, напоминают лапы причудливых зверей. Земля укрыта блестящим ослепительно-белым одеялом. Ни конца его, ни края не видно. Тропинок тоже нет. Природа выглядит величественно и нарядно. Настоящая зимняя сказка!
Седьмой след. Игра «Волшебный мешочек. Опиши предмет»
Учитель: Ребята, каждый по очереди выходит, выбирает картинку из мешочка так, чтобы никто не видел. И с помощью слов-признаков описываете предмет, который изображен на картинке. Остальные должны угадать что это или кто это.
Восьмой след. Дидактическая игра: «Раз - два - три – признак назови».
Учитель бросает «снежок» одному из учащихся и называет слово-предмет. Ученик называет признак этого предмета.
Слова: зима, ель, звезда, снег, сугроб, лес, иней, санки, белка, мороз, узор, лёд.
Девятый след. «Виды признаков». Работа у доски.
Учитель: Ребята, перед вами виды признаков (повторение).
На доске прикреплены некоторые из них. Я буду называть словосочетание. Ваша задача - определить вид признака и записать в соответствующий столбец.
Цвет Форма Вкус Величина
Слова: огромный самолет, белый снег, кислый лимон, сладкий сок, синий шарф, круглый стол, маленький мальчик, овальный шарик.
Десятый след. Игра «Герои сказок» (работа в группах)
Учитель: А сейчас вы поработаете в двух группах. Перед вами карточки с героями сказок и признаками. Задание: подобрать признак к герою сказки.
Буратино
Доктор Айболит
Лиса
Волк
Колобок
Медведь
Заяц
Добрый
Весёлый
Злой
Хитрая
Грозный
Трусливый
Хвастливый
6. Закрепление.
6.1. Работа с текстом.
Чтение цепочкой.
Зима.
Стоит зима. Всюду лежит снег. По ночам трещат морозы. Лёд сковал реку. Вчера была метель, а сегодня светит солнце.
- А теперь прочитайте другой текст.
Чтение цепочкой.
Зима.
Стоит холодная зима. Всюду лежит глубокий снег. По ночам трещат лютые морозы. Крепкий лёд сковал реку. Вчера была сильная метель, а сегодня светит яркое солнце.
- Какой рассказ вам нравится больше? Почему?
- Слова, обозначающие признаки, делают речь интереснее, богаче, выразительнее.
-Давайте выделим в тексте слова-признаки.
6.2. Домашнее задание. Переписать текст № 2 в тетрадь и выделить слова-признаки.
6.3. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вот мы и выполнили все задания правильно и нашли Бублика. Я думаю Миша будет нам очень благодарен.
Выбрать утверждение:
-
Урок полезен, всё понятно!
-
Лишь кое-что чуть-чуть неясно!
-
Ещё придётся потрудиться!
-
Да, трудно всё-таки учиться!
6.4. Подведение итогов. Самооценивание. Оценивание учителем.