СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Слова-признаки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слова-признаки"»

ГОУ «Снежнянская специальная школа-интернат № 42»













Разработка

открытого урока

по русскому языку на тему:

«Слова, обозначающие признаки предметов»



Подготовила:

учитель начальных классов

Заватина А.С.








2021-2022 уч.г.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета; продолжить работу по развитию умения подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков; систематизировать умение различать названия признаков предметов по вопросам;  корригировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза заданий; обогащать словарный запас.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить у обучающихся представление о словах, обозначающих признаки предмета;

- закрепить навык согласования прилагательного с существительным;

- учить подбирать признаки к предметам;

Коррекционно-развивающие:

- развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе; стимулировать собственные высказывания детей развивать слуховое внимание и память.

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

- формировать навык правильного речевого дыхания;

- развивать слуховое внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыка самоконтроля;

- воспитание навыка общения со сверстниками

- воспитание умение слушать говорящего;

- воспитание аккуратности, любознательности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Формируемые базовые учебные действия:

  1. «Социализация»: расширять представления ребенка о себе как члене коллектива.

  2. «Познание»: развивать представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, взаимосвязях живых организмов со средой обитания; развивать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе; формировать основы экологически грамотного поведения; бережно относиться к живой и неживой природе.

  3. «Коммуникация»: обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками; обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря; активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов и качеств; понимать образные выражения в загадках; поощрять стремление к грамматической правильности речи.

Методы:

  • наглядные: показ презентации, иллюстрации,

  • словесные: речевые упражнения, вопросы, образец педагога,

  • практические: письменные упражнения.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии: ритмическая, подвижная физминутка, пальчиковая гимнастика;

  • Технология сотрудничества, развития познавательного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Информационно-коммуникативные технологии: использование мультимедийной презентации.

Результаты урока:

Предметные:

  • развитие умений в определении предметов по их признакам;

  • развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;

  • умение задавать вопросы к словам-признакам;

  • умение определять предмет по ряду признаков.

Метапредметные:

Познавательные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи урока.

Регулятивные:

  • оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, наглядный материал, учебник А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» (4 класс)


Ход урока

1.Подготовительная часть урока

    1. Организационная подготовка учащихся

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

    1. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

1. желаю (соприкасаются большими пальцами);

2. успеха (указательными);

3. большого (средними);

4. во всём (безымянными);

5. и везде (мизинцами);

6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

1.2. Эмоционально - психологический настрой

Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс, обогреет нас, придаст сил, уверенности в знаниях и будет тёплым, нежным, ласковым.

Ребята, посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему.

Солнышко дарит нам свои тёплые добрые лучи.

Протяните руки, возьмите один маленький лучик в своё сердце.

Чувствуете, как потеплело в груди?

Закройте глаза, мысленно пожелайте одноклассникам,

всем присутствующим и, конечно, себе хорошего настроения,

радости, успехов.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Будьте внимательны, старательны, активны.

2. Формулировка темы и цели урока

Беседа

Учитель: На какие вопросы отвечают слова тёплый, нежный, ласковый? Что  они обозначают?

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять умение подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета; умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета; умение подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков.

3. Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …

Учитель: А с какой буквы начинается слово «зима»?
К нам на урок прилетела снежинка и принесла на минутку чистописания букву «з».

Учитель: Ребята, давайте подготовим руку к письму и проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах

(Дети “скользят” шагают пальцами по столу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами)

А потом – на коньках,

(“бегут” на коньках)

Но упали мы. Увы и Ах!

А потом снежки лепили,

(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали

("Кидают друг в друга")

И домой побежали.

- «з» - гласная или согласная? глухая или звонкая?

Учитель:

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

(Учитель записывает эту букву отдельно, далее удваивая и утраивая. Ряд повторяется на всей строчке.)

зима - написать всю строчку.

- Назовите ударную гласную, назовите безударную гласную. Как проверим безударную гласную?

- Подберем название признака к слову зима.

4. Проверка домашнего задания

Учитель: На самоподготовке вы выполняли упражнение, в котором нужно было составить словосочетания. Давайте проверим,  как вы это сделали.

лёд (какой?)

снег (какой?)

мороз  (какой?)

огромный (что?)

- Какое слово лишнее? Почему? (огромный, потому что слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, а остальные слова обозначают предметы)

5.Основная часть

5.1. Вступительная беседа:

Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим, на какие вопросы отвечают слова-признаки. (карточки с вопросами на слайде).

- Для чего нам нужны слова-признаки? (для того, чтобы описывать предметы).

- Что могут рассказать нам слова-признаки? (описать какой предмет по форме, цвету, температуре, вкусу, личные качества)

- Как графически изображаем слово-признак?

- На что походит волнистая линия? (змея, дорожка)

5.2. Практическое применение изученного материала

Учитель: А сейчас мы с вами приступаем к основной части нашего урока. Ребята, мне перед уроком передали письмо. Но я не спела его прочитать. Давайте сделаем это вместе.

Письмо Миши Иванова:

«Дорогие ребята! У меня убежал щенок. Кличка его Бублик. Я везде его искал, но безуспешно. На улице очень холодно и я боюсь, что он замёрзнет. Поможете мне его найти? Я выслал в письме задания. Если вы всё выполните правильно, мы обязательно его найдём!»

-Ребята, ну что поможем Мише? Мы пойдём по следам щенка. Итак 1- й след – 1-ое задание. Приступаем к поиску!


Первый след. «Развитие слухового внимания и памяти»

Игра «Будь внимателен!»

Учитель: Будьте внимательны и поднимите карточку с волнистой линией, когда услышите слово - признак.

Солнечный – морозный – санки - коньки – кататься - ледяной – играть - варежки – холодный – замерзнуть - весёлый – мальчик – небо – хмурое – кислый – лимон.


Второй след. Работа над словами – признакамисмысловое значение слов.

«Загадка»

Учитель: Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные,

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(снежинка)

- Какие слова признаки услышали в загадке?

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие слова – признаки вы можете придумать к слову «снежинка»? (белая, холодная, искристая, чудесная, белоснежная, красивая, кружевная…)


Третий след. Дифференциация прилагательных и других частей речи («Работа в парах»)

Учитель раздает карточки парам со словами: белый, горка, бежит, снег, мягкий, вьюжит, морозная, узор, северное, яркое, падает, снежные, суровые, снежинка, ледяная.

- Посмотрите на карточки. Какие из слов обозначают признак предмета?

- Подберите к каждому признаку свой вопрос. Перенесите слова признаки под вопрос, которому они соответствуют.

- Какой? белый, мягкий.

- Какая? морозная, ледяная.

- Какое? яркое, северное.

- Какие? снежные, суровые

Физминутка «Скачут зайцы по дороге» (под музыкальное сопровождение)

Просмотр видеоролика о зиме.


Четвёртый след. «Лица»

Учитель: А сейчас мы попробуем движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

Дети выполняют различные движения.


Пятый след. «Работа с учебником». Упражнение 40 на стр. 136.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебники по закладке. Найдите упражнение 40.

Индивидуальная работа : Коваленко К., Ярошенко Е. Ребята переписывают 1-е и 4-е предложение текста, подчеркивают слова-признаки.


Шестой след. Игра « Угадай животных»

Учитель: Угадайте по признакам, о каком животном идёт речь?

Серый, хищный, жадный...

Рыжая, хитрая, ловкая...

Косой, слабый, трусливый...

Большой, косолапый...

Маленький, колючий...

- Ребята, а где мы можем встретить этих животных?

- Предлагаю вам на одну минутку представить себя в зимнем лесу и погрузиться в волшебный сон под звуки природы.

Аутогенная тренировка «Волшебный сон»

- Внимательно слушайте, про себя повторяйте мои слова. Спокойно отдыхайте, постарайтесь максимально расслабиться.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

Представьте себя в красивом зимнем лесу. Тишина. В воздухе чувствуется морозный запах хвои. Деревья спят. Эти величественные гиганты похожи на причудливых фантастических существ. Ветви деревьев, усыпанные толстым слоем рыхлого снега, напоминают лапы причудливых зверей. Земля укрыта блестящим ослепительно-белым одеялом. Ни конца его, ни края не видно. Тропинок тоже нет. Природа выглядит величественно и нарядно. Настоящая зимняя сказка!


Седьмой след. Игра «Волшебный мешочек. Опиши предмет»

Учитель: Ребята, каждый по очереди выходит, выбирает картинку из мешочка так, чтобы никто не видел. И с помощью слов-признаков описываете предмет, который изображен на картинке. Остальные должны угадать что это или кто это.


Восьмой след. Дидактическая игра: «Раз - два -  три – признак назови». 

Учитель бросает «снежок» одному из учащихся и называет слово-предмет. Ученик называет признак этого предмета.

Слова: зима, ель, звезда, снег, сугроб, лес, иней, санки, белка, мороз, узор, лёд.


Девятый след. «Виды признаков». Работа у доски.

Учитель: Ребята, перед вами виды признаков (повторение).

На доске прикреплены некоторые из них. Я буду называть словосочетание. Ваша задача - определить вид признака и записать в соответствующий столбец.

Цвет Форма Вкус Величина

Слова: огромный самолет, белый снег, кислый лимон, сладкий сок, синий шарф, круглый стол, маленький мальчик, овальный шарик.

Десятый след. Игра «Герои сказок» (работа в группах)

Учитель: А сейчас вы поработаете в двух группах. Перед вами карточки с героями сказок и признаками. Задание: подобрать признак к герою сказки.

Буратино

Доктор Айболит

Лиса

Волк

Колобок

Медведь

Заяц

Добрый

Весёлый

Злой

Хитрая

Грозный

Трусливый

Хвастливый

6. Закрепление.

6.1. Работа с текстом.

Чтение цепочкой.

                                                       Зима.

Стоит зима. Всюду лежит снег. По ночам трещат морозы. Лёд сковал реку. Вчера была метель, а сегодня светит солнце.

- А теперь прочитайте другой текст.

Чтение цепочкой.

                                                       Зима.

Стоит  холодная зима. Всюду лежит глубокий снег. По ночам трещат лютые  морозы. Крепкий лёд сковал реку. Вчера была сильная метель, а сегодня светит яркое солнце.

- Какой рассказ вам нравится больше? Почему?

- Слова, обозначающие признаки, делают речь интереснее, богаче, выразительнее.

-Давайте выделим в тексте слова-признаки.

6.2. Домашнее задание. Переписать текст № 2 в тетрадь и выделить слова-признаки.

6.3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вот мы и выполнили все задания правильно и нашли Бублика. Я думаю Миша будет нам очень благодарен.

Выбрать утверждение:

  • Урок полезен, всё понятно!

  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно!

  • Ещё придётся потрудиться!

  • Да, трудно всё-таки учиться!


6.4. Подведение итогов. Самооценивание. Оценивание учителем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!