СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Соединения галогенов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение соединений галогенов проводиться с помощью различных заданий и лабораторных работ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Соединения галогенов"»


Соединения галогенов

Цель: развитие знаний учащихся о соединениях галогенов,  о закономерностях изменения их свойств, закрепить умения характеризовать химические свойства кислот  на примере соляной кислоты,  проводить качественные реакции на галоген – анионы, познакомиться с применением соединений галогенов в жизнедеятельности человека.

Учебные задачи, направленные на достижение:

  • личностных результатов: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентировать учащихся на самоконтроль результата учебной деятельности, на анализ соответствующих результатов усвоения темы «Соединения галогенов» требованиям конкретной задачи.

  • метапредметных результатов: регулятивных: формировать учебные действия – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивать правильность выполнения решения; познавательных: формировать учебные действия – осуществлять поиск информации, используя имеющиеся знания и учебную литературу, ориентироваться на разнообразие способов решения; коммуникативных: формировать учебные действия –  преобразовывать и интерпретировать информацию.

  •  предметных результатов: формировать учебные действия – умение применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умение проводить химический эксперимент, применять полученные знания в измененной ситуации.

Оборудование: проектор, документ-камера, реактивы и оборудование для лабораторного опыта, раздаточный материал для групповой, самостоятельной работы, листы самооценки. 

  1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня у нас необычный урок – урок расследование. За ходом нашего расследования будут наблюдать наши уважаемые гости.

  1. Актуализация ранее изученного материала.

Девиз «Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят ещё раз»

Итак. На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с веществами. Слайд 1 (фтор, хлор, бром, йод, астат)

К какой группе относят данные вещества?

- Галогены.

Что означает слово «галогены»?

- «Рождающие соли»

Вспомним, что мы знаем по данной группе химических элементов.

Какое положение в периодической системе занимают галогены?

Дайте краткую характеристику.


Работа с карточками (F2, Cl2, Br2, I2)

Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны поднять карточку с тем галогеном, который и будет ответом.



    1. Какой галоген имеет только отрицательную степень окисления -1?

    2. У какого галогена самый большой радиус?

    3. У каких галогенов высшая степень окисления +7?

    4. Слайд 2 (какой галоген – газообразный, жидкий, твердый)

    5. Этот галоген называется в переводе с греческого «зловонный», «фиолетовый»?

    6. Самый активный галоген.

    7. В каком галогене горит вода?

    8. Какие галогены токсичны для человека?

    9. Какой галоген впервые использовали как химическое оружие?

    10. Слайд 3 с портретами учёных. Какой галоген открыл каждый учёный?

Спросить у ребят, кто не сделал ошибок.

Это была небольшая разминка перед нашим расследованием.

На ваших картах по расследованию первое задание

Итак, выясните, что же нужно предпринять в данной ситуации.

В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях? Николай задумался ненадолго и произнес:

___Гм…Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор…Хлор, бесспорно, останется внизу.

Евгений взглянул на товарища и бросил:

___Навряд ли. Пройдет часа три – четыре и газы просто перемешаются.

Алексей, смущаясь, заметил:

___ Знаете что, братцы – кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.

Решите, кто из приятелей высказал правильное мнение.

Молодцы, разобрались в ситуации.


Продолжаем расследование всё внимание на видеоролики.

Ваша задача внимательно посмотреть видеоролик и записать уравнение реакции в карте расследования.

Слайд 4,5,6.


Что же будет объектом исследования сегодня на уроке.

Соединения галогенов.

Запишите в тетради число и тему урока.

Сегодня, мы изучим строение , свойства и применение галогеноводородов. Соли галогенов. Применение и влияние соединений галогенов на организм человека.

Записываем

  1. Галогеноводороды (слайд 7)

Какой вид связи образуется между галогеном и водородом?

Запишем формулы и физические свойства.

  1. При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная), бромоводородная, йодоводородная.

  2. При увеличении радиуса атома, увеличивается расстояние между атомами, а значит и способносность легче замещать атом водорода, поэтому йодоводородная кислота самая сильная.

Свойства и получение хлороводорода и соляной кислоты.

Слайд 8 и 9. Получение хлороводорода

Записать уравнение реакций. (проверяют себя по слайду).

Откроем учебник стр.168. рис. 94.

Записать физические свойства Все галогеноводороды опасны.

Вернемся к карте расследование.

Вам необходимо выяснить, как изменяется окраска индикатора под воздействием трёх индикаторов.

Лабораторная работа

Действие индикаторов на раствор соляной кислоты

Повторить правила ТБ.

Результаты записать в карту.

Химические свойства.

С какими веществами реагирует соляная кислота

  1. С металлами

  2. С основными и амфотерными оксидами

  3. С щелочами

  4. С солями слабых кислот.

С помощью документ камеры проверим с какими металлами будет реагировать соляная кислота?

В карту запишите уравнения осуществимых реакций.

Где же применяют соляную кислоту?

Рассмотреть схему в учебнике стр. 169 и записать применение. Слайд.


Как вы думаете почему фтороводородную кислоту назвали плавиковой?

HF –расплавляет стекло и поэтому её хранят только в полиэтиленовой посуде.

А какие красивые узоры на стекле можно рисовать с помощью плавиковой кислоты.

Стекло покрывают тонким слоем парафина. Затем процарапывают узоры и опускают в раствор плавиковой кислоты.

Стр. 98. Целые произведения искусства. Слайды


Соли галогеноводородных кислот

Галогеноводородные кислоты образуют соли: фториды, хлориды, бромиды и иодиды.

Хлориды, бромиды и иодиды многих металлов хорошо растворимы в воде.

А как же узнать где какой ион содержится?

А сейчас мы выступим в роли экспертов криминалистов

Лабораторная работа

Определение в растворе хлорид, бромид и иодид ионов.

Определите, в какой пробирке находится хлорид натрия, бромид натрия и йодид натрия.

С помощью нитрата серебра.

В расследовании вам поможет учебник стр.170, рис. 96.

Запишите результат и уравнение реакции.

Применение и влияние галогенов на организм человека.

Такое расследование провели ваши одноклассники.

Ваша задача прослушать и записать в карту расследование применение и влияние галогенов.


Нахождение галогенов в природе.

Стр. 172

Наиболее распространен хлор (0,19%)

Каменная соль

Сильвин

Плавиковый шпат (флюорит)

Подведение итогов.

Наше с вами расследование закончилось. Что мы с вами сегодня узнали?

Оценивание ребят за работу на уроке.

Д/з параграф 23 упр.3,4 параграф 24 Записать применение и влияние брома на организм человека.














Карта расследование Соединения галогенов

ФИ _______________________________________________________

Задание №1

Выясните, что же нужно предпринять в данной ситуации.

В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях? Николай задумался ненадолго и произнес:

___Гм…Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор…Хлор, бесспорно, останется внизу.

Евгений взглянул на товарища и бросил:

___Навряд ли. Пройдет часа три – четыре и газы просто перемешаются.

Алексей, смущаясь, заметил:

___ Знаете что, братцы – кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.

Задание №2

Взаимодействие галогенов с металлами

Внимательно посмотрите видеоролики и запишите уравнение реакции. Расставьте коэффициенты

№1_________________________________________

№2_________________________________________

№3_________________________________________

Задание №3

Лабораторная работа

«Действие индикаторов на раствор соляной кислоты»

С правилами ТБ ознакомлен(а) ___________________

Инструкция

В 3 пустые пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты (НСl)

В каждую пробирку налить небольшое количество каждого индикатора

В 1 пробирку – лакмус, во 2 пробирку – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин

Записать результаты

Индикаторы

Наблюдения

№1 НСl + лакмус


№2 НСl + метиловый оранжевый


№3 НСl + фенолфталеин


Задание №4

После просмотра опыта запишите уравнения реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание №5

Лабораторная работа

«Определение в растворе хлорид, бромид и иодид ионов»

В пронумерованные пробирки с растворами солей: хлорид натрия, бромид натрия и йодид натрия прилей несколько капель нитрата серебра (AgNO3) с помощью учебника стр. 170 рис.96

Определите, в какой пробирке находятся хлорид, бромид и иодид ионы? Запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.

Наблюдения

Уравнения реакций

1




2




3




Вывод: в пробирке №1 в пробирке №2 в пробирке №3

Задания№6

Внимательно прослушайте доклады своих одноклассников и запишите (кратко)

Применение и влияние галогенов на организм человека.

Галоген

Применение

Влияние на организм человека





























. Ресурсы Интернета

  1. Википедия

  2. http://interneturok.ru

  3. ФИПИ банк открытых заданий



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!