Соединения галогенов
Цель: развитие знаний учащихся о соединениях галогенов, о закономерностях изменения их свойств, закрепить умения характеризовать химические свойства кислот на примере соляной кислоты, проводить качественные реакции на галоген – анионы, познакомиться с применением соединений галогенов в жизнедеятельности человека.
Учебные задачи, направленные на достижение:
личностных результатов: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентировать учащихся на самоконтроль результата учебной деятельности, на анализ соответствующих результатов усвоения темы «Соединения галогенов» требованиям конкретной задачи.
метапредметных результатов: регулятивных: формировать учебные действия – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивать правильность выполнения решения; познавательных: формировать учебные действия – осуществлять поиск информации, используя имеющиеся знания и учебную литературу, ориентироваться на разнообразие способов решения; коммуникативных: формировать учебные действия – преобразовывать и интерпретировать информацию.
предметных результатов: формировать учебные действия – умение применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умение проводить химический эксперимент, применять полученные знания в измененной ситуации.
Оборудование: проектор, документ-камера, реактивы и оборудование для лабораторного опыта, раздаточный материал для групповой, самостоятельной работы, листы самооценки.
Орг. Момент
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня у нас необычный урок – урок расследование. За ходом нашего расследования будут наблюдать наши уважаемые гости.
Актуализация ранее изученного материала.
Девиз «Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят ещё раз»
Итак. На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с веществами. Слайд 1 (фтор, хлор, бром, йод, астат)
К какой группе относят данные вещества?
- Галогены.
Что означает слово «галогены»?
- «Рождающие соли»
Вспомним, что мы знаем по данной группе химических элементов.
Какое положение в периодической системе занимают галогены?
Дайте краткую характеристику.
Работа с карточками (F2, Cl2, Br2, I2)
Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны поднять карточку с тем галогеном, который и будет ответом.
Какой галоген имеет только отрицательную степень окисления -1?
У какого галогена самый большой радиус?
У каких галогенов высшая степень окисления +7?
Слайд 2 (какой галоген – газообразный, жидкий, твердый)
Этот галоген называется в переводе с греческого «зловонный», «фиолетовый»?
Самый активный галоген.
В каком галогене горит вода?
Какие галогены токсичны для человека?
Какой галоген впервые использовали как химическое оружие?
Слайд 3 с портретами учёных. Какой галоген открыл каждый учёный?
Спросить у ребят, кто не сделал ошибок.
Это была небольшая разминка перед нашим расследованием.
На ваших картах по расследованию первое задание
Итак, выясните, что же нужно предпринять в данной ситуации.
В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях? Николай задумался ненадолго и произнес:
___Гм…Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор…Хлор, бесспорно, останется внизу.
Евгений взглянул на товарища и бросил:
___Навряд ли. Пройдет часа три – четыре и газы просто перемешаются.
Алексей, смущаясь, заметил:
___ Знаете что, братцы – кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.
Решите, кто из приятелей высказал правильное мнение.
Молодцы, разобрались в ситуации.
Продолжаем расследование всё внимание на видеоролики.
Ваша задача внимательно посмотреть видеоролик и записать уравнение реакции в карте расследования.
Слайд 4,5,6.
Что же будет объектом исследования сегодня на уроке.
Соединения галогенов.
Запишите в тетради число и тему урока.
Сегодня, мы изучим строение , свойства и применение галогеноводородов. Соли галогенов. Применение и влияние соединений галогенов на организм человека.
Записываем
Галогеноводороды (слайд 7)
Какой вид связи образуется между галогеном и водородом?
Запишем формулы и физические свойства.
При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная), бромоводородная, йодоводородная.
При увеличении радиуса атома, увеличивается расстояние между атомами, а значит и способносность легче замещать атом водорода, поэтому йодоводородная кислота самая сильная.
Свойства и получение хлороводорода и соляной кислоты.
Слайд 8 и 9. Получение хлороводорода
Записать уравнение реакций. (проверяют себя по слайду).
Откроем учебник стр.168. рис. 94.
Записать физические свойства Все галогеноводороды опасны.
Вернемся к карте расследование.
Вам необходимо выяснить, как изменяется окраска индикатора под воздействием трёх индикаторов.
Лабораторная работа
Действие индикаторов на раствор соляной кислоты
Повторить правила ТБ.
Результаты записать в карту.
Химические свойства.
С какими веществами реагирует соляная кислота
С металлами
С основными и амфотерными оксидами
С щелочами
С солями слабых кислот.
С помощью документ камеры проверим с какими металлами будет реагировать соляная кислота?
В карту запишите уравнения осуществимых реакций.
Где же применяют соляную кислоту?
Рассмотреть схему в учебнике стр. 169 и записать применение. Слайд.
Как вы думаете почему фтороводородную кислоту назвали плавиковой?
HF –расплавляет стекло и поэтому её хранят только в полиэтиленовой посуде.
А какие красивые узоры на стекле можно рисовать с помощью плавиковой кислоты.
Стекло покрывают тонким слоем парафина. Затем процарапывают узоры и опускают в раствор плавиковой кислоты.
Стр. 98. Целые произведения искусства. Слайды
Соли галогеноводородных кислот
Галогеноводородные кислоты образуют соли: фториды, хлориды, бромиды и иодиды.
Хлориды, бромиды и иодиды многих металлов хорошо растворимы в воде.
А как же узнать где какой ион содержится?
А сейчас мы выступим в роли экспертов криминалистов
Лабораторная работа
Определение в растворе хлорид, бромид и иодид ионов.
Определите, в какой пробирке находится хлорид натрия, бромид натрия и йодид натрия.
С помощью нитрата серебра.
В расследовании вам поможет учебник стр.170, рис. 96.
Запишите результат и уравнение реакции.
Применение и влияние галогенов на организм человека.
Такое расследование провели ваши одноклассники.
Ваша задача прослушать и записать в карту расследование применение и влияние галогенов.
Нахождение галогенов в природе.
Стр. 172
Наиболее распространен хлор (0,19%)
Каменная соль
Сильвин
Плавиковый шпат (флюорит)
Подведение итогов.
Наше с вами расследование закончилось. Что мы с вами сегодня узнали?
Оценивание ребят за работу на уроке.
Д/з параграф 23 упр.3,4 параграф 24 Записать применение и влияние брома на организм человека.
Карта расследование Соединения галогенов
ФИ _______________________________________________________
Задание №1
Выясните, что же нужно предпринять в данной ситуации.
В склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях? Николай задумался ненадолго и произнес:
___Гм…Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор…Хлор, бесспорно, останется внизу.
Евгений взглянул на товарища и бросил:
___Навряд ли. Пройдет часа три – четыре и газы просто перемешаются.
Алексей, смущаясь, заметил:
___ Знаете что, братцы – кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.
Задание №2
Взаимодействие галогенов с металлами
Внимательно посмотрите видеоролики и запишите уравнение реакции. Расставьте коэффициенты
№1_________________________________________
№2_________________________________________
№3_________________________________________
Задание №3
Лабораторная работа
«Действие индикаторов на раствор соляной кислоты»
С правилами ТБ ознакомлен(а) ___________________
Инструкция
В 3 пустые пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты (НСl)
В каждую пробирку налить небольшое количество каждого индикатора
В 1 пробирку – лакмус, во 2 пробирку – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин
Записать результаты
Индикаторы | Наблюдения |
№1 НСl + лакмус | |
№2 НСl + метиловый оранжевый | |
№3 НСl + фенолфталеин | |
Задание №4
После просмотра опыта запишите уравнения реакции взаимодействия соляной кислоты с металлами
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание №5
Лабораторная работа
«Определение в растворе хлорид, бромид и иодид ионов»
В пронумерованные пробирки с растворами солей: хлорид натрия, бромид натрия и йодид натрия прилей несколько капель нитрата серебра (AgNO3) с помощью учебника стр. 170 рис.96
Определите, в какой пробирке находятся хлорид, бромид и иодид ионы? Запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.
№ | Наблюдения | Уравнения реакций |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Вывод: в пробирке №1 в пробирке №2 в пробирке №3
Задания№6
Внимательно прослушайте доклады своих одноклассников и запишите (кратко)
Применение и влияние галогенов на организм человека.
Галоген | Применение | Влияние на организм человека |
| | |
| | |
| | |
. Ресурсы Интернета
Википедия
http://interneturok.ru
ФИПИ банк открытых заданий