Пушанова Татьяна Валерьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №7 г.Вязьмы
Практическая работа №2 Методическая разработка
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»
Конспект урока по биологии в 6 классе
«Распространение плодов и семян»
Цель: сформировать устойчивые представления о распространении плодов и
семян.
Задачи:
1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.
2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.
3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений: выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.
Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.
Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Распространение плодов и семян»; таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации и плодов и семян; муляжи плодов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
1)Приветствие, фиксация отсутствующих.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Организация внимания школьников.
2.Повторение и обобщение знаний.
Фронтальный опрос:
- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).
- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).
- Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды - высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )
- Давайте вспомним классификацию плодов и поиграем. Игра называется «Собери плоды в корзину» (Форма работа: групповая игра). На столах находятся фотоиллюстрации и муляжи различных плодов и корзина.
Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.
Группа № 1:
- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).
Группа № 2:
- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).
Группа № 3:
- Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )
Группа № 4:
- Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)
3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).
Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.
(Слайд 2) - Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопросы: Зачем растениям необходимо распространять семена? - Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?
Слайд 3- Оказывается, семена в природе распространяются.
Слайд 4 – Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных и человека, а также саморазбрасыванием. Дунет ветер и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления.
Слайд 5 - Распространение семян с помощью ветра
Слайд 6 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».
Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.
Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.
Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.
Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.
Слайд 11 - Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.
Слайд 12 - Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.
Слайд 13 - Отгадайте загадку:
-Выпускает он листы
Широченной широты,
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь.
Слайд 14 - отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.
Слайд 15 - Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.
Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Просыпается цветок
Тянет к солнцу лепесток
И от ветра он качается
Низко, низко к земле наклоняется.
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)
Физкультминутка - способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.
Слайд 18 - таблица, основные моменты
4. Закрепление материала по теме урока
(Форма: фронтальный опрос)
- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).
- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).
- Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).
Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):
-
Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?
(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).
2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.
Дом зелёный, тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик, ветром, «парашютики»).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём,
Их пожарим, погрызём,
А приедут гости –
Им дадим по горсти.
(подсолнух, животными и растениями).
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).
Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за
шерсть животных или одежду человека).
Для подведения итогов урока я использую упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения я предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать урок с точки зрения ценности для каждого ученика.
5. Домашнее задание.
-
Пересказ параграфа 12;
-
Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян»
-
Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.
Название Растения | Способ распространения плодов и семян | Приспособление к распространению |
Одуванчик, клён, берёза | | |
Горох, фасоль, акация | | |
Лопух, череда, рябина, черника, черёмуха | | |