СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Способы распространения семян и плодов", с использованием ИКТ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Способы распространения семян и плодов", с использованием ИКТ»

Пушанова Татьяна Валерьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №7 г.Вязьмы

Практическая работа №2 Методическая разработка

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии»

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Распространение плодов и семян»

Цель: сформировать устойчивые представления о распространении плодов и

            семян.

Задачи:


1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.

3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений:  выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Распространение плодов и семян»; таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации и плодов и семян; муляжи плодов.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

   1)Приветствие, фиксация отсутствующих.

   2) Проверка готовности учащихся к уроку.

   3) Организация внимания школьников.

 

2.Повторение и обобщение знаний.

    Фронтальный опрос:

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды - высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )

- Давайте вспомним классификацию плодов и поиграем. Игра называется «Собери плоды в корзину» (Форма работа: групповая игра). На столах находятся фотоиллюстрации и муляжи различных плодов и корзина.

Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.


     Группа № 1:

- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).


      Группа № 2:

- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).


Группа № 3:

- Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )


Группа № 4:

- Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)


3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.


(Слайд 2) - Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопросы: Зачем растениям необходимо распространять семена? - Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?

Слайд 3- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 4 – Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных и человека, а также саморазбрасыванием. Дунет ветер и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления.


Слайд 5 - Распространение семян с помощью ветра


Слайд 6 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».


Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.


Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.


Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.


Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.


Слайд 11 - Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.


Слайд 12 - Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.


Слайд 13 - Отгадайте загадку:

-Выпускает он листы

Широченной широты,

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь.

 

Слайд 14 - отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.


Слайд 15 - Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Просыпается цветок

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется.

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)

Физкультминутка - способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.


Слайд 18 - таблица, основные моменты


4. Закрепление материала по теме урока

(Форма: фронтальный опрос)

 

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).

- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).


Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):

  1. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).


2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)


- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.


Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).

 

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик, ветром, «парашютики»).

 

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).


Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).

 

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

  

Для подведения итогов урока я использую  упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения я предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать урок с точки зрения ценности для каждого ученика.

5. Домашнее задание.

 

  1. Пересказ параграфа 12;

  2. Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян»

  3. Выясните,  как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

 

Название

Растения

Способ распространения плодов и семян

 

Приспособление к распространению

 

Одуванчик, клён, берёза

 

 

 

Горох, фасоль, акация

 

 

 

Лопух, череда, рябина, черника, черёмуха

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!