Урок в 9 классе по теме
«Путешествие в СССР 20-30 –х годов XX века».
Дисциплина: История Отечества
Класс: 9
Тема урока: «Путешествие в СССР 20-30 годов XX века».
Тип урока: Обобщение изученного материала, урок проводится в технологии веб-квест.
Время: 45 минут.
Цель: систематизация знаний обучающихся по истории СССР 20-30 годов XX века, определить как себя ощущал советский человек в 20-30 годы, используя технологию веб-квеста.
Задачи урока:
1.На основе анализа полученной из различных источников информации научится решать познавательные задачи.
2. Формировать базовые учебные действия (БУД) :
Личностные:
воспитание чувства гражданственности, любви к своей малой родине.
Регулятивные:
формировать умение ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, проводить рефлексию.
Познавательные:
умение выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, владеть навыками проектно-исследовательской деятельности.
Коммуникативные :
формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества, умения слушать, умения выражать свои мысли, умения убеждать.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. парная
3. индивидуальная
4. групповая
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
II. Мотивирование к учебной деятельности.
И снова урок истории –
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!
-Готовы продолжать путешествие по страницам истории?
История - это главное богатство русского народа.
-Скажите: вы любите путешествовать? А где вы бывали? (ответы учащихся)
А я сегодня приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по страницам истории, и конкретно на страницу «СССР в 20-30е годы XX века”.
-Наше путешествие по-другому еще называется-КВЕСТ. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Квест это выполнение заданий на построенном маршруте. Задача участников заключается в том, чтобы решить предложенную задачку. А также надо проявить смекалку и умение, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
III. Целеполагание
Без надежды или сгоряча
Не спеши отправляться в дорогу,
И не думай, что одна свеча
Не важна и не угодна Богу.
Ведь не даром среди множества лучей
Ни пожар, ни молнии рапира,
Тихий трепет множества свечей
Составляет освещенье мира. (Т. Драгина)
-Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворенье? Какое настроенье создало? Как вы думаете, о чем это стихотворенье?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что основная мысль стихотворения в важности и значимости каждого).
Наш урок-путешествие будет посвящен Советскому союзу 20-30 годов, точнее обычному «среднестатическому» советскому человеку 20-30 годов: тому, каким его хотели видеть государство, общество и тому, каким он себя сам ощущал, при проведении ключевых событий в стране в 20-30 годы.
Давайте вспомним с вами значимые исторические личности и ключевые события из истории СССР 20-30х годов.
(Ответы учащихся: И.В. Сталин, шахтер Стаханов, Конституция 1936 г., массовые репрессии, ГУЛаг, индустриализация, коллективизация).
Да ребята, именно эти люди и понятия будут у нас сегодня «остановками» в нашем с вами виртуальном путешествии, мы остановимся с вами на этих остановках нашего маршрута, и постараемся понять, как чувствовал себя простой, советский человек, участвуя в этих событиях . (Названия «остановок» вывешиваются на доске).
IV Лист самооценки.
-Ребята у вас на столах оценочные листы, не забываем оценивать свою работу, после каждой остановки, где-то сами себя, где-то друг друга, а где-то и за работу в группе.
1 остановка «И.В. Сталин»
- Ребята, я вам покажу несколько высказываний о личности И.В. Сталина, вы должны будете прочитать, подумать и прокомментировать каждое высказывание, и я хотела-бы услышать ваше мнения об этой исторической личности, используя знания, полученные на уроке.
Высказывания о личности Сталина:
● М.А. Шолохов: «Ходит, улыбается, а глаза, как у тигра».
● Л.Д. Троцкий: «Сталин – отец родной, его обожествление проходило при жизни».
● Из письма Швецовой Н. Сталину «Спасибо товарищу Сталину! За нашу счастливую жизнь! За детство счастливое наше!».
● Из статьи «Капиталистическое окружение и его агентура»: «Еще не все враги народа изловлены, Сталин призывает усилить свою бдительность, и содействовать выявлению и наказанию врагов народа» .
-Выслушиваются ответы детей.
Вывод: И.В. Сталин – сильная личность, которую боготворили в народе, и очень сильно боялись, сложился «культ личности» одного человека.
-Ребята оцените себя в листах самооценки.
2 остановка «Конституция 1936 года»
-Игра «кубик Блума» (на гранях написаны вопросы: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Подумай»)
-Ребята поочереди бросают кубик – учитель задает вопрос согласно выпавшей грани.
Примерный перечень вопросов:
Почему Конституция 1936 года, считали самой демократичной в мире?
Почему в Конституции было объявлено единство всех граждан?
Объясни в Конституции были у кого- нибудь преимущества перед другими?
Объясни на что советские люди имели право по Конституции 1936 года?
Назови какой орган был объявлен высшим, руководящим, государственным в СССР.
Назови кто по Конституции стал главой партии и государства.
Назови главную партию по Конституции.
Подумай почему права людей постоянно нарушались?
Подумай демократична ли была на самом деле Конституция?
Вывод: все было обманом, все права людей нарушались, ни о какой свободе слова не было и речи.
Оцените себя за работу на остановке.
Физминутка - Игра:
Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.
Слово связанное с географией топаем ногами.
(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)
3 остановка «Индустриализация»
Чтобы заразиться духом индустриализации в стране выполним несколько заданий, и ответим на вопрос как проходила индустриализация в СССР?
Тестирование
1. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:
а) иностранные займы и инвестиции;
б) эксплуатация национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.
2.Основная задача индустриализации:
а) развитие сельского хозяйства;
б) построение предприятий, заводов, фабрик;
в) построение социализма.
3. Главными итогами индустриализации в СССР были:
а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) обретение экономической независимости.
-Ребята, как чувствовал себя советский человек на великих стройках страны (выслушивается мнение детей).
-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, послушайте два стихотворения и сравните их.
1. И. Дунаевский «Марш энтузиастов»
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, огнях и звонах,
Здравствуй страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты по тропинкам, ты к полюсу
Легла, родимая,
Необозримая,
Несокрушимая моя!
2. В.В. Маяковский «Рассказ рабочего Хренова о Кузнецкстрое»
По небу
Тучи бегают,
Дождями
Сумрак сжат.
Под старою
Телегою
Рабочие лежат.
И слышит
Шепот гордый
Вода
И под
И над:
«Через четыре
Года
Здесь
Будет
Город – сад!»
Темно свинцовоночие,
И дождик
Толст, как жгут,
Сидят
В грязи
Рабочие
Сидят
Лучину жгут.
Сливеют
Губы с холода,
Но губы
Шепчут в лад
«Через четыре
Года
Здесь
Будет
Город-сад».
-Две стороны одного великого события – индустриализации. Ответим на наш вопрос. Вывод (индустриализация шла насильственным образом, в тяжелейших условиях для людей, человек был винтиком, в государственной машине).
Оцените себя за работу на остановке.
4. остановка «Коллективизация»
- Ребята, о коллективизации и её целях в 20-30 годы говорили, что она сделает крестьян – колхозников богатыми людьми.
Определите, выполнив несколько заданий, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова.
Карточка №1 Вставить пропущенные слова
В …….году было объявлено о проведении социалистических преобразований в ………. Эти преобразования означали создание…………… и - …………….., и проведение…………….. Объявлялась война……….. Кулаками называли всех………………крестьян, которые нанимали себе…………….
Сравнить высказывания.
Крестьян-бедняков:
«Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков»
Крестьян-середняков
«Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти»
Кулаков
«Все отберут, и выселят в Нарым, пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем, я ли не помогал Советской власти, а за это оставляют нищим и ссылают»
(Ответы детей)
Вывод: главной целью политики сплошной коллективизации было создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации. Советский человек в деревне, был самым бесправным в СССР, коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства.
-Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу, и чтобы точно ответить на главный вопрос нашего с вами урока, давайте сравним еще два стихотворения.
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей…
….Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
В. Лебедев-Кумач
Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца-
Душегуба и мужикоборца.
(Ответы учащихся)
Вывод: советский человек 20-30 годов был маленьким винтиком в огромном механизме под названием «государство». Люди верили в Сталина, поклонялись ему, слепо верили и шли за ним, и многие за это были лишены жизни.
Оценивание, подведение итогов урока.
Рефлексия