СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "СССР в 20-30 годы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России в 9 классе "СССР в 20-30 годы" для умственно отсталых учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "СССР в 20-30 годы"»

Урок в 9 классе по теме

«Путешествие в СССР 20-30 –х годов XX века».

Дисциплина: История Отечества

Класс: 9

Тема урока«Путешествие в СССР 20-30 годов XX века».

Тип урока: Обобщение изученного материала, урок проводится в технологии веб-квест.

Время: 45 минут.

Цель: систематизация знаний обучающихся по истории СССР 20-30 годов XX века, определить как себя ощущал советский человек в 20-30 годы, используя технологию веб-квеста.

Задачи урока:

1.На основе анализа полученной из различных источников информации научится решать познавательные задачи.

2. Формировать базовые учебные действия (БУД) :

Личностные:

  • воспитание чувства гражданственности, любви к своей малой родине.

 Регулятивные: 

  • формировать умение ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, проводить рефлексию.

Познавательные:

  • умение выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, владеть навыками проектно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные :

  • формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества, умения слушать, умения выражать свои мысли, умения убеждать.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная

2. парная

3. индивидуальная

4. групповая

Оборудование урока:

  • Рабочая папка с заданиями для каждой группы.

  • Презентация PowerPoint

  • Интерактивная доска



Ход урока

I. Организационный момент. Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

II. Мотивирование к учебной деятельности.

И снова урок истории – 
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

-Готовы продолжать путешествие по страницам истории?

История - это главное богатство русского народа.

-Скажите: вы любите путешествовать? А где вы бывали? (ответы учащихся)

А я сегодня приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по страницам истории, и конкретно на страницу «СССР в 20-30е годы XX века”.


-Наше путешествие по-другому еще называется-КВЕСТ. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Квест это выполнение заданий на построенном маршруте. Задача участников заключается в том, чтобы решить предложенную задачку. А также надо проявить смекалку и умение, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

III. Целеполагание

Без надежды или сгоряча

Не спеши отправляться в дорогу,

И не думай, что одна свеча

Не важна и не угодна Богу.


Ведь не даром среди множества лучей

Ни пожар, ни молнии рапира,

Тихий трепет множества свечей

Составляет освещенье мира. (Т. Драгина)


-Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворенье? Какое настроенье создало? Как вы думаете, о чем это стихотворенье?

(Учащиеся приходят к выводу о том, что основная мысль стихотворения в важности и значимости каждого).

Наш урок-путешествие будет посвящен Советскому союзу 20-30 годов, точнее обычному «среднестатическому» советскому человеку 20-30 годов: тому, каким его хотели видеть государство, общество и тому, каким он себя сам ощущал, при проведении ключевых событий в стране в 20-30 годы.

Давайте вспомним с вами значимые исторические личности и ключевые события из истории СССР 20-30х годов.

(Ответы учащихся: И.В. Сталин, шахтер Стаханов, Конституция 1936 г., массовые репрессии, ГУЛаг, индустриализация, коллективизация).

Да ребята, именно эти люди и понятия будут у нас сегодня «остановками» в нашем с вами виртуальном путешествии, мы остановимся с вами на этих остановках нашего маршрута, и постараемся понять, как чувствовал себя простой, советский человек, участвуя в этих событиях . (Названия «остановок» вывешиваются на доске).

IV Лист самооценки.

-Ребята у вас на столах оценочные листы, не забываем оценивать свою работу, после каждой остановки, где-то сами себя, где-то друг друга, а где-то и за работу в группе.

1 остановка «И.В. Сталин»

- Ребята, я вам покажу несколько высказываний о личности И.В. Сталина, вы должны будете прочитать, подумать и прокомментировать каждое высказывание, и я хотела-бы услышать ваше мнения об этой исторической личности, используя знания, полученные на уроке.


Высказывания о личности Сталина:

● М.А. Шолохов: «Ходит, улыбается, а глаза, как у тигра».

● Л.Д. Троцкий: «Сталин – отец родной, его обожествление проходило при жизни».

● Из письма Швецовой Н. Сталину «Спасибо товарищу Сталину! За нашу счастливую жизнь! За детство счастливое наше!».

● Из статьи «Капиталистическое окружение и его агентура»: «Еще не все враги народа изловлены, Сталин призывает усилить свою бдительность, и содействовать выявлению и наказанию врагов народа» .

-Выслушиваются ответы детей.

Вывод: И.В. Сталин – сильная личность, которую боготворили в народе, и очень сильно боялись, сложился «культ личности» одного человека.

-Ребята оцените себя в листах самооценки.

2 остановка «Конституция 1936 года»

-Игра «кубик Блума» (на гранях написаны вопросы: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Подумай»)

-Ребята поочереди бросают кубик – учитель задает вопрос согласно выпавшей грани.

Примерный перечень вопросов:

  1. Почему Конституция 1936 года, считали самой демократичной в мире?

  2. Почему в Конституции было объявлено единство всех граждан?

  3. Объясни в Конституции были у кого- нибудь преимущества перед другими?

  4. Объясни на что советские люди имели право по Конституции 1936 года?

  5. Назови какой орган был объявлен высшим, руководящим, государственным в СССР.

  6. Назови кто по Конституции стал главой партии и государства.

  7. Назови главную партию по Конституции.

  8. Подумай почему права людей постоянно нарушались?

  9. Подумай демократична ли была на самом деле Конституция?

Вывод: все было обманом, все права людей нарушались, ни о какой свободе слова не было и речи.

Оцените себя за работу на остановке.

Физминутка - Игра:

Слово связанное с историей хлопаем в ладоши.

Слово связанное с географией топаем ногами.

(НЭП, республика, революция, гражданская война, флаг, герб, гимн, реки, моря, океаны, государство, СССР)



3 остановка «Индустриализация»

Чтобы заразиться духом индустриализации в стране выполним несколько заданий, и ответим на вопрос как проходила индустриализация в СССР?

Тестирование

1. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займы и инвестиции;

б) эксплуатация национальных окраин страны;

в) энтузиазм советских людей;

г) перекачка средств из деревни.



2.Основная задача индустриализации:

а) развитие сельского хозяйства;

б) построение предприятий, заводов, фабрик;

в) построение социализма.



3. Главными итогами индустриализации в СССР были:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса;

б) значительное повышение уровня жизни населения;

в) обретение экономической независимости.

-Ребята, как чувствовал себя советский человек на великих стройках страны (выслушивается мнение детей).

-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, послушайте два стихотворения и сравните их.

1. И. Дунаевский «Марш энтузиастов»

В буднях великих строек,

В веселом грохоте, огнях и звонах,

Здравствуй страна героев,

Страна мечтателей, страна ученых!

Ты по степи, ты по лесу,

Ты по тропинкам, ты к полюсу

Легла, родимая,

Необозримая,

Несокрушимая моя!

2. В.В. Маяковский «Рассказ рабочего Хренова о Кузнецкстрое»

По небу

Тучи бегают,

Дождями

Сумрак сжат.

Под старою

Телегою

Рабочие лежат.

И слышит

Шепот гордый

Вода

И под

И над:

«Через четыре

Года

Здесь

Будет

Город – сад!»

Темно свинцовоночие,

И дождик

Толст, как жгут,

Сидят

В грязи

Рабочие

Сидят

Лучину жгут.

Сливеют

Губы с холода,

Но губы

Шепчут в лад

«Через четыре

Года

Здесь

Будет

Город-сад».

-Две стороны одного великого события – индустриализации. Ответим на наш вопрос. Вывод (индустриализация шла насильственным образом, в тяжелейших условиях для людей, человек был винтиком, в государственной машине).

Оцените себя за работу на остановке.

4. остановка «Коллективизация»

- Ребята, о коллективизации и её целях в 20-30 годы говорили, что она сделает крестьян – колхозников богатыми людьми.

Определите, выполнив несколько заданий, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова.


Карточка №1 Вставить пропущенные слова

В …….году было объявлено о проведении социалистических преобразований в ………. Эти преобразования означали создание…………… и - …………….., и проведение…………….. Объявлялась война……….. Кулаками называли всех………………крестьян, которые нанимали себе…………….


Сравнить высказывания.


Крестьян-бедняков:

«Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков»


Крестьян-середняков

«Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти»


Кулаков

«Все отберут, и выселят в Нарым, пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем, я ли не помогал Советской власти, а за это оставляют нищим и ссылают»


(Ответы детей)


Вывод: главной целью политики сплошной коллективизации было создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации. Советский человек в деревне, был самым бесправным в СССР, коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства.


-Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу, и чтобы точно ответить на главный вопрос нашего с вами урока, давайте сравним еще два стихотворения.

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей…

….Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек…

В. Лебедев-Кумач

Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлевского горца-

Душегуба и мужикоборца.


(Ответы учащихся)


Вывод: советский человек 20-30 годов был маленьким винтиком в огромном механизме под названием «государство». Люди верили в Сталина, поклонялись ему, слепо верили и шли за ним, и многие за это были лишены жизни.


Оценивание, подведение итогов урока.

Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!