СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока « Светлые души» чудиков В.М.Шукшина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока « Светлые души» чудиков В.М.Шукшина».»











Открытый урок по литературе в 9 классе.



Тема « Светлые души» чудиков В.М.Шукшина».


учитель русского языка и литературы

Коменда А. М.

МБОУ «СОШ 5» , г. Черногорск
































Эпиграф:

« Человек умнее и добрее ,чем больше

он замечает добра в людях».

(Б.Паскаль)






Цели урока:

1.познакомить учащихся с личностью и творчеством В.Шукшина,

2. привить интерес к его рассказам,

3.выяснить основные проблемы рассказа «Чудик»,

4.развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения,

5.воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим




Ход урока:

1)Орг.момент.

2)Осн. часть урока:

а)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята, рада вас видеть сегодня на уроке литературы. Сегодня немного необычный урок: присутствуют гости. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? всё ли у вас есть необходимое для урока на столах?

Вашему прослушиванию хочу предложить песню. Ваша задача- послушав, ответить на вопрос: каким образом эта песня связана с нашим сегодняшним уроком?

б)прослушивание песни в исполнении М.Евдокимова

в)ответ на вопрос.(речь пойдёт о В.Шукшине, Родиной которого является Алтай).

г)рассказ учителя о жизни и творчестве В.Шукшина.

-Ребята, на доске вы видите кластер, который необходимо заполнить после того, как я расскажу о В.Шукшине.

писатель В.М.Шукшин

Хороший человек

Актёр режиссёр семьянин


Рабочий

(слесарь,строитель)

сценарист

Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 г в Сибири, в с.Сростки Бийского района Алтайского края. Василию не исполнилось 4 лет, когда его отца ,крестьянского парня, арестовали и уничтожили как кулака. Семья(была ещё сестра Наташа)потеряла кормильца, и уже в 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни…уставали очень, а он, ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку-всё тяжёлое,- так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему говорю:» Тятя ,дай Васе топорик маленький».Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки - тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова.Гляжу6рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота…а после я спрошу «Устал ,сынок?». «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал»,-отвечал мне.

В 11 лет первый раз попал в город, где на базаре Бийска окончательно решил стать жуликом. Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья бедствовала особенно. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка-горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва пытался учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме, но способностей ни к тому, ни к другому не было. Вернулся в деревню, втайне пишет стихи, к концу войны –небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

В 1946 г начинается самостоятельная жизнь, переезжает из города в город: работает на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду.

В 1949 Г его призвали на военную службу, но из-за язвы желудка досрочно демобилизовали. Вернулся в родную деревню, работал учителем русского языка и литературы, затем едет в Москву учиться дальше. Хотел поступить в литературный институт, но приём закончен ,да и опубликованных произведений у деревенского парня не было .Он подаёт документы в институт кинематографии, где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

В 1958 г. в печати появился первый его рассказ «Двое на телеге».Студентом получил первую большую роль в кино –солдата Фёдора в фильме Марлена Хуцева «Два Фёдора».

Трудности продолжаются 6 5 лет жил в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы, но самое главное-рождение писателя произошло. Приходилось часто жить в напряжении «стиснув зубы», но за себя постоять умел.

Первая режиссёрская работа в кинофильм «Живёт такой парень» , последняя- «Калина красная».

Василий Шукшин –явление уникальное, актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, сценарист, писатель…Жизнь его не была ни простой, ни долгой, умер Шукшин 2 октября 1974 г от сердечного приступа на съёмках очередного фильма «Они сражались за Родину».

Главная тема его творчества - судьба простого русского деревенского жителя. В небольших рассказах он изображает простых людей из деревни, с их неустроенным бытом заботами и тревогами, немного чудаковатых.

д) викторина по рассказу «Чудик»

У: Дома вы прочитали рассказ «Чудик» .Этот рассказ стал «визитной карточкой «Шукшина .Он производит самые разные впечатления. Правда?

А внимательно ли вы читали рассказ? Вдруг упустили что-то важное? Посмотрим.


1 . Куда решил съездить Чудик в отпуске?

2. Что купил Чудик племяшам в подарок?

3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе первый раз?

4. Где приземлился самолёт ,на котором летел Чудик?

5. Как он подписал телеграмму?


У:Молодцы,ребята,вы были, действительно ,внимательны! Теперь более подробно поговорим о герое этого рассказа .


Как вы понимаете слово чудик? Какие ассоциации возникают у вас?

Какое первое впечатление производит чудик?

Итак, кто он ,чудик?

Почему о чудике мало сведений? Что для Шукшина важно?

Каким характером наделил автор своего героя ?Называйте качество и подтверждаете текстом.(ответы учащихся).

А теперь запишем в тетради:

  • Характер Чудика :добрый, великодушный ,честный…

  • Отношение к людям: доброе ,уважительное…

  • Отношение к себе: не эгоист, самокритичен..

  • Отношение окружающих к чудику: непонимание.

Ребята, реального человека описал в своём рассказе Шукшин? Встречались вам такие люди? Как вы к ним относились?

е) дискуссия

Поработаем рядами ,организуем дискуссию.

Первый ряд докажет, что такие люди, как Чудики, нужны.

Второй- что такие люди вредят.

Третий ряд объяснит, как сам Шукшин относится к своему герою.

(5 минут на обдумывание ответа).


3)Заключительная часть урока:

А)итоги.

Где находил писатель своих героев?

Что интересовало его больше всего в человеке?

Как выглядят герои его произведений?

Какое же отношение имеет эпиграф к шукшинским героям?

«Есть люди,- говорил Шукшин,- в городе или селе ,которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками .А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то ,что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь ,ибо с их появлением ,где бы ни были ,изгоняется скука».

Б)оценки за урок

В)Дом.зад. прочитать «Я убит подо Ржевом».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!