СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить готовить блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Тип урока: комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"»



ТЕХНОЛОГИЯ

6-А класс (девочки)

Урок по КТП №7-8

Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Цель урока: научить готовить блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Задачи:

  • Обучающая – способствовать формированию знаний о пищевой ценности круп, бобовых и макаронных изделий, с видами и способами приготовления каш.

  • Развивающая – создать условия для расширения знаний учащихся о русской культуре, развитие интереса к своей истории.

  • Воспитательная – формировать культуру труда и питания.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.


Оборудование: телевизор, компьютер, презентация, таблицы «Схема приготовления каши», тетрадь, учебник, приложения к уроку.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

- воспитание патриотизма, гордость за историю русского народа, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Иметь представление о пищевой ценности блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Знать происхождение круп, виды первичной обработки круп, бобовых, правила варки каш, бобовых и макаронных изделий.

Регулятивные

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные

-формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

- умение анализировать, сравнивать;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями,  

-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

Активация учащихся.

Добрый день, девочки!

Давайте улыбнемся началу урока и посмотрим, какие мы красивые, когда улыбаемся. (Повторение + ДЗ (слайды 1-8)
- На уроке истории вы узнали, как картофель попал в Россию. Кто и когда завез его в нашу страну? Ответы детей

А до этого не готовили на Руси пюре, картофельных супов.

- Чем же питались русские люди до XVIII века?

Отгадайте загадки:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (Каша)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Объявляют тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» Слайд 9

Какие пословицы, поговорки о кашах вы знаете?

Объясните, почему так говорят:


Эвристическая беседа (Приложение 1)

Какова же цель нашей работы на уроке?

Как достичь цели? Что необходимо для этого сделать?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Сообщение ученицы об истории каши.


Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее. 

Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: Каша-мать наша.

 

На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей.

Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: С ним каши не сваришь,(если не получалось договориться). Каша - традиционное блюдо русской кухни. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках, и без нее не обходилось ни одно праздничное застолье на Руси.

Каша – самое распространенное русское блюдо. На Руси каши делались в трех видах в зависимости от состояния зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овоще, ягод. В 10-14 веке каши приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое мероприятие. Кашу подавали к столу и великим персонам, так например кашу очень любил царь Петр.

Кашей на Руси считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные - из сухарей, рыбные, гороховые, морковные, репные.

Что нового вы узнали из сообщения?

Предлагает ответить на вопросы:
Что у вас сегодня было на завтрак?
Какие продукты предпочитают на завтрак ваши члены семьи?

Многие по утрам делают бутерброды, вместо того, чтобы сварить кашу. Ведь любая каша – питательный и ценный продукт. С кашей вы получите заряд бодрости на весь день.

Какие полезные вещества содержатся в крупах?

Слайд 3

Теперь вы можете ответить на вопрос, почему русские люди любили каши?

- Почему каши никогда не надоедают?

Слайд 4.

Какие крупы вы знаете?

Из чего же получают крупы? Ответы ребят.

Сдайды 5-11.

У Николая Носова есть рассказ «Мишкина каша», где Мишка с Дениской сами в первый раз варили кашу. Прочитайте отрывок:

Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

- Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

- Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

- Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

- Наверно, испарилась, - говорит Мишка. - Надо ещё подлить.

Как вы думаете, почему с ними случилась эта история?

Какие бывают каши по консистенции? Работа с учебником.

От чего зависит жидкая или рассыпчатая каша получилась?

Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии.  Кашу из риса можно сварить на воде, овощных, мясных отварах или молоке. В сладкие рисовые каши добавляют изюм, яблоки, орехи, тыкву, а несладкие готовят с овощами или мясом. И обязательно, рисовую кашу необходимо сдобрить щедрым кусочком сливочного масла. Ведь не зря мы слышим с детства – «кашу маслом не испортишь».

Ма́нная крупа́ (в просторечии — ма́нка) — крупа из зёрен . Её используют для первых блюд как засыпку, либо в форме манных галушек; для вторых блюд — в виде каши, оладий, запеканок, биточков, котлет; для сладких блюд — в виде сладкой манной каши (гурьевской), суфле,  пудинга,  мусса и т. п.; для выпечки пирога -. манника; а также для добавки в мясной фарш.

Манная крупа быстро разваривается и содержит клетчатки всего лишь 2 %. Жидкие манные каши очень хорошо подходят для диетического питания, особенно для выздоравливающих людей.

Пшено́ — крупа, получаемая из плодов культурных видов проса , освобождённых от колосковых чешуек посредством обдирки. Пшённая каша или пшённая похлёбка, сдобренная салом, молоком или растительным маслом, составляла обыкновенную пищу рабочего люда южной России, особенно во время полевых работ. В том и другом виде пшено представляет питательную и здоровую пищу, подобно хлебу редко способную наскучить даже при ежедневном употреблении.

Все каши безумно вкусны, а главное полезны, просто надо правильно их приготовить.

Какие бобовые вы знаете?

Слайды 12-17. Какие из них приходилось употреблять в пищу? В каких блюдах?

Бобовые используют для приготовления супов, гарниров, запеканок. Зерна бобовых сверху покрыты толстой оболочкой, поэтому они плохо развариваются и требуют предварительного замачивания. Блюда из фасоли, гороха, сои, чечевицы содержат очень полезный растительный белок, поэтому их необходимо включать в рацион.

Слайд18. Все ли макаронные изделия здесь представлены?

Из чего они приготовлены?

Какие блюда можно приготовить из макаронных изделий?

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.








Таблицу 34 переносят в тетрадь



отвечают


Решают проблему

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, усвоить способы приготовления различных по консистенции каш.





4. Самостоятельная работа











Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Прежде чем готовить блюда из этих продуктов необходимо подвергнуть их первичной обработке.

В чем она заключается?

Работа в парах: Найдите и выпишите виды первичной обработки для круп и бобовых.

Взаимопроверка.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в парах , обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением другого.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в паре.

5.Практическая работа


Приготовление пшенной каши.

Технологическая карта № 19.

Вспоминают правила безопасной работы с кухонной плитой. Приготовление каши по технологической карте.

Предъявляют результаты практической работы в группах, осуществляют контроль. Адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Закрепление полученных знаний



Задайте своим товарищам вопросы по новому материалу.

Как вы думаете, удалось нам достичь цели урока?


Задают товарищам вопросы с целью закрепления нового материала.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение формулировать задания.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с коллективом.

7.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Закончите фразы:


я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Спасибо за работу!

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание на выбор:

  1. Постарайтесь в выходной день приготовить макаронные изделия для всей семьи, пользуясь учебником, чтобы порадовать близких . Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку.

  2. Подготовить сообщение о макаронных изделиях


Записывают домашнее задание






Приложение 1.

Эвристическая беседа.



Итальянский кардинал воскликнул: «О, ма карони!» - «О, как мило!» (эпиграф).

Учащиеся получили задание подготовить к уроку сообщения на тему «История мака­рон. Значение макаронных изделий в пита­нии человека». Изучение нового материала можно начать с этих сообщений или сразу приступить к постановке проблемных во­просов и решению познавательных задач.



/Проблемные вопросы/

1. Какое значение имеют макаронные изделия в питании?

О т в е т: в макаронных изделиях содер­жится много углеводов (крахмала, иногда сахара), белков растительного происхож­дения, комплекс ферментов, минеральные вещества.

2. Какие вы знаете виды макаронных из­делий?

Ответ: макаронные изделия подразде­ляются на: трубчатые: макароны, рожки, пе­рья, имеющие в сечении круглую, квадрат­ную, рифленую или другую форму, разной длины; нитеобразные (вермишель) разной длины (паутинка, тонкая, обыкновенная и др.), имеющие круглую, эллипсовидную, квадратную и другую форму; лентообраз­ные (лапша), имеющие гладкую или рифле­ную поверхность с краями прямыми, пилоо­бразными, волнообразными, разной длины и ширины. Очень широкие называются ло­заньи; фигурные изделия: колеса, ракушки, бабочки, веретено, кудри, гнезда, мотки, звездочки, шестеренки, алфавит и др.

3. Какого цвета мы привыкли видеть ма­каронные изделия?

О т в е т: макаронные изделия обычно имеют серый или желтый оттенки.

4. Можно или сделать цветные макарон­ные изделия?

О т в е т: при приготовлении в тесто можно добавить протертый вареный шпи­нат (макароны приобретут зеленый цвет), протертую вареную свеклу (получится ма­линовый цвет), мелко нарезанные петруш­ку, щавель, тимьян, эстрагон, базилик, май­оран, иссоп и другую зелень (макароны станут зеленые в крапинку), томатный соус, шафран (оранжевые), карамель, кофе, ка­као (макароны приобретут коричневые от­тенки) и др.

5. Что является основным продуктом для изготовления макаронных изделий?

О т в е т: это пшеничная, овсяная, ржаная мука, мука из необработанной пшеницы.

6. Как вы думаете, можно ли использо­вать для приготовления макаронных изде­лий крупу? Бобовые?

О т в е т: можно использовать манную крупу, размолотые рис и гречку для приго­товления лапши домашней. Во многих странах Азии едят так называемую стеклян­ную или целлофановую лапшу, которую де­лают из машевого крахмала (маш - это не­большие темно-зеленые бобы). Целлофа­новую лапшу не варят, а замачивают в большом количестве горячей воды. Готовая лапша мягкая и немного скользкая.













Приложение 2.

2. Показ приемов изготовления мака­ронных изделий.



Изготовление лапши домашней (на втором уроке)

Последовательность изготовления: на­сыпать муку холмиком и сделать углубление. Добавить яйца, растительное масло, соль и вымесить гладкое тесто. Раскатать тесто на очень тонкие пласты. При помощи ножа или кондитерского колесика придать тесту фор­му полосок, прямоугольников и т.д.

В процессе показа учитель сопровожда­ет свои действия необходимыми разъясне­ниями. Он рассказывает, что тесто для до­машней лапши лучше готовить на ровной поверхности. Можно замесить тесто только из муки и воды, однако если добавить яйца, макаронные изделия будут иметь более на­сыщенный вкус. Лучше использовать только яичные белки. Если добавить немного рас­топленного сливочного масла, тесто станет мягче, и его легче будет разминать руками.

Готовое тесто необходимо вымесить в течение нескольких минут. Его разравни­вают и складывают пополам, затем снова разравнивают и т.д. В результате этих дей­ствий образуется протеиновая сетка. Пос­ле вымешивания тесто должно представ­лять собой однородную мягкую массу и ни в коем случае не быть сухим и вязким. Го­товое тесто заворачивают в фольгу или во влажное полотенце и оставляют на 30 мин.

Тесто может получиться крутое и его бу­дет трудно раскатать. В этом случае не по­может добавление воды - тесто уже неспособно впитать ее. Тесто нужно завер­нуть в полиэтиленовый пакет, положить в холодильник на 30 мин, затем натереть накрупной терке и раскатать.

Раскатанный пласт толщиной 1-2мм можно нарезать кондитерским колесиком на гофрированные полоски разной ширины и длины (например, лазанья имеет размер прямоугольников 12х 12см).

Можно нарезать небольшие кусочки те­ста размером с грецкий орех, придать фор­му колбаски и большими пальцами обеих рук сильно надавить на два конца. Получат­ся «восьмерки». Если «восьмерки» разре­зать пополам, получатся «чашечки». Если «восьмерки» сложить пополам, получатся «ракушки».

Чтобы получились «бабочки», нужно на­резать тесто на прямоугольные кусочки размером 5 на 2,5см'и сжать в центре.

Пласт теста посыпать манной крупой, чтобы оно не слиплось, свернуть в виде ру­лона. Острым ножом, не надавливая, наре­зать на тонкие полоски. Лезвием ножа раз­вернуть рулончики.

Пласт теста нарезать на полоски шири­ной приблизительно 5см, пересыпать по­лоски мукой, сложить друг на друга стопкой и нарезать поперек.

После этого целесообразно рассказать о машинах для изготовления макаронных изделий и показать иллюстрации. Машина сама замешивает и раскатывает тесто: что­бы вымесить тесто, его про пускают между специальными валиками, которые распо­ложены на определенном расстоянии друг от друга, затем валики соединяют, чтобы выдавить и растянуть тесто. Отдельная на­садка с валиками-резцами превращает тонкие полосы теста в лапшу.



Приложение 3.



З. Объяснение способов варки мака­ронных изделий.



Существует два способа приготовления макаронных изделий: в большом количест­ве воды, чтобы не слиплись, и в небольшом количестве воды, чтобы она впиталась, а макаронные изделия дошли до готовности. Макаронные изделия, сваренные вторым способом, используют для приготовления запеченных блюд.



Отварные макаронные изделия

В широкой посуде нагревают до кипения воду из расчета 4л на 500г макаронных из­делий, добавляют соль (на такое количество макарон можно добавить 1ст. ложку расти­тельного масла), закладывают макаронные изделия и осторожно перемешивают, чтобы длинные макаронные изделия расправились и не слиплись. Макаронные изделия варят до тех пор, пока они не становятся мягкими. Итальянское выражение аl dеntе, т.е. «на зу­бок», означает, что сердцевина макарон должна оставаться твердой. Точное время приготовления зависит от того, насколько они тонкие и сухие, и от того, из какого сырья выработаны. Чтобы точно определить, когда макароны будут готовы, через равные про­межутки времени снимают пробу. Как только макаронные изделия достигнут полной го­товности, их необходимо сразу вынуть из от­вара. Если варили длинные макаронные из­делия, то их вынимают специальной дере­вянной вилкой, чтобы можно было красиво уложить для подачи на тарелке. Остальные макаронные изделия обычно откидывают на дуршлаг.

После варки макароны промывают во­дой: горячей, если сразу подают на стол, или холодной, если прием пищи откладывается. в последнем случае промывают макароны холодной водой, дают ей стечь и, залив не­большим количеством масла, перемешива­ют макароны, чтобы они не слиплись.

Горячее блюдо подать на подогретой та­релке. Лучше нагреть тарелки в духовом шкафу, при температуре 1000 С. Если такой возможности нет, то тарелки либо обдают кипятком, либо опускают в кипяток и быст­ро вытирают.

Макаронные изделия подают с маслом, сливками, соусами (рыбными), сахаром, тво­рогом, брынзой, сыром, сметаной, йогуртом, томатом, овощами (отварной морковью, жа­реным репчатым луком, зеленым луком, огурцами, помидорами, зеленым горошком), яйцами, грибами, фруктами, нерыбными продуктами моря, зеленью, орехами, маком, жареными хлебными крошками, ароматичес­кими травами и другими продуктами.



Объемная лапша

1-й способ. В глубокую миску насыпать муку. В другой миске венчиком взбить яйца и оливковое масло. В муку при непрерыв­ном взбивании влить яично-масляную смесь. Тесто взбивать до тех пор, пока мас­са не станет однородной и на поверхности не появятся пузырьки. Добавить еще не­много муки, чтобы тесто стало густое, но в то же время продолжало стекать с венчика. На кондитерский мешок надеть прямой на­конечник, заполнить мешок тестом. В слег­ка кипящую подсоленную воду выдавли­вать тесто порциями длиной 7,5-12см. Ес­ли нет кондитерского мешка, можно пропустить тесто через дырки в дуршлаге. Кипение воды должно быть едва заметным, так как в бурно кипящей воде лапша может потерять форму. Кастрюлю накрыть крыш­кой и варить лапшу 1 мин, пока вода снова не закипит. Готовую лапшу откинуть на дур­шлаг, отвар слить. Подать лапшу на подо­гретой тарелке.

2-й способ. Замесить крутое тесто, ска­тать жгутик. От жгутика отщипывать кусоч­ки и бросать прямо в кипящую воду. Варить1-2 мин.



Приложение 4.

IV. Применение знаний и формирование новых умений (выполнение практичес­кой работы).

Практическая работа

. 1. Составление технологической карты приготовления блюда из макаронных изделий.

2. Приго­товление блюда из макаронных изделий.



Проблемные вопросы и познавательные задачи

1. Вы тщательно соблюдали все прави­ла приготовления блюда, а макаронные из­делия не просто слиплись, а раскрошились и превратились почти в кашу. Как испра­вить положение?

Ответ: это может произойти с низко­сортными макаронными изделиями серого цвета. Предварительно нужно сухие мака­ронные изделия прожарить на сухой сково­роде до образования поджаристой короч­ки, а затем варить. Разваренные макаронные изделия можно использовать для приготовления запеченных блюд.



2. Напишите названия не менее 10 мяс­ных блюд, к которым можно подать отвар­ные макаронные изделия.



З. Рассчитайте, какое количество мака­ронных изделий надо взять для приготов­ления 10 порций отварных макарон, если выход одной порции 200г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!