СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Декоративно-прикладное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Декоративно-прикладное искусство».

Класс: 5

Цель: развитие у обучающихся интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

познакомить учащихся с народным декоративно-прикладным творчеством;

развивать творческое мышление, память, наблюдательность

развивать навыки работы с тканью;

развивать навыки работы в группе;

    воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Декоративно-прикладное творчество"»

Тема: «Декоративно-прикладное искусство».

Класс: 5

Цель: развитие у обучающихся интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

познакомить учащихся с народным декоративно-прикладным творчеством;

развивать творческое мышление, память, наблюдательность

развивать навыки работы с тканью;

развивать навыки работы в группе;

воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.


Оборудование:

  • Компьютер, мультимидийный проектор;

  • Принадлежности  для создания куклы-оберега «зерновушка»

  • Тип урока:  Изучение новой темы



Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, объявление темы и цели занятия.

  1. Актуализация новых знаний

- Какие виды художественных ремесел вы изучали?(работа с природными материалами)

- Назовите направления народного творчества умельцев России.(вышивка, ковроткачество, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани и др.)

- Как вы думаете, что такое национальная культура и в чем она может проявляться?

(народное творчество народов, в танцах, песнях, сказках, одежде, архитектуре и др.)

  1. Изучение нового материала

Художественные ремесла.

Декоративно-прикладное искусство.

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. В далеком прошлом все изделия декоративно-прикладного искусства несли национальный характер. Давайте выясним, что такое национальная культура? Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, способ выражения народного самосознания. Но это не только устное народное творчество как песни, пословицы, поговорки, сказки и предания, но так же фольклор — это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог, а фермер на наследственном поле учит сына работать на земле или как предсказать по луне или ветру погоду при посеве или уборке урожая.

Наша страна является многонациональной, на территории Российской Федерации проживает более 190 народов. И конечно же, у каждого народа свои особенные черты фольклора. Свои песни, свои сказки, свои народные костюмы и т.д. Через эти элементы национального фольклора мы можем наблюдать всю красоту нашей многонациональной страны.

Декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека. Это все возможные изделия для интерьера, архитектура домов, так же это элементы в одежде.  Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Народное искусство хранит вековые традиции и передает их из поколения в поколение. С давних пор и до наших дней существует народная традиция отмечать все самые значимые события в жизни. В семье – это рождение, свадьба, похороны. В хозяйстве и труде – праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбора урожая. Они сопровождались обрядами и народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и применением устного фольклора при изготовлении изделий народного творчества.

Вышивка.

Вышивка – самый яркий, многообразный  и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными (по счёту нитей ткани) и сквозными (по разреженному полотну) швами.

Кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество

Узорное ткачество.

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением. Отсюда произошло название ткани – домотканое полотно. Более сложным мелкоузорчатым переплетением с использованием цветных ниток ткали края полотенец, пояса, ленты, тесьму, дорожки, элементы одежды. Такое ткачество называлось узорным).

Кукла-оберег «зерновушка».

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. На первый взгляд может показаться, что в них нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так. Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности. Одни куклы являлись оберегами и предназначались для сохранения благополучия дома, семьи, детей, (Берегиня, Крупеничка), другие использовались в различных ритуалах, по завершению которых не всегда оставались в целости и сохранности (Масленица, Купавка), третьи были не столько обережными, сколько игровыми (Зайчик-на-пальчик, Кукла-на-ложке).

Когда в семье рождался ребенок, над его кроваткой появлялись куколки которые не только забавляли малыша, но и отвлекали  внимание злых духов и недобрых людей. Ребенок подрастал и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок-на-подарок и при подносил ее родителям с ритуальной благодарственной речью. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию.

Другие возрастные категории тоже отмечались куклами - кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.

Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.

Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда даже без ножниц, - то есть ткань не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест. Изготовление такой куколки очень часто сопровождалось различными наговорами, чтобы усилить защитные свойства оберега и обязательно - с чистыми помыслами и благостными пожеланиями тому, кому предназначался подарок.

Оберегли для собственного дома должны быть сделаны собственноручно хозяйкой - только тогда они имеют по настоящему защитные магические свойства. А еще у куклы не должно быть лица, потому что считается, что кукла, получающая лицо тем  самым получает и самостоятельность и свободу, а значит теряет обережные функции. Так что, покупая сегодня в магазине куклу-оберег, на самом деле вы покупаете просто элемент декора или сувенир, а не настоящую бережную куклу.

  1. Практическая работа Показ выставки народных кукол, показ образцов кукол-оберегов  «зерновушка».

Объяснение технологии выполнения объекта труда:

Для изготовления обережной куклы нам потребуется:

  • кусочек холщовой материи длиной и шириной по 20 см;

  • крупа;

  • нижняя сорочка (прямоугольник ажурной ткани, по размеру мешочка, накладываем на то место, где у куколки должна быть талия);

  • верхняя сорочка;

  • ткань шириной 7 см для телогрейки (она же — ручки куколки), длина зависит от толщины материи;

  • трикотажная ткань для повойника;

  • для платочка — мягкая ткань до 40 см длиной;

  • фартук.

  1. В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.

6.Итоги. Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!