СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Разметка заготовок из древесины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Разметка заготовок из древесины»»

Конспект урока технологии в 5 классе

по теме: «Разметка заготовок из древесины»


Форма организации урока – сдвоенный урок.


Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

• проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

• фронтальная, индивидуальная работа.


Место урока в календарно-тематическом планировании: тема «Разметка заготовок из древесины» рассматривается в разделе «Технология обработки древесины». Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по предмету «Технология».


Цели урока:

Образовательные:

  • получение новых знаний по теме «Технология обработки древесины»,

  • формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений,

  • развитие технического мышления и творческих способностей, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие:

  • совершенствование навыков самостоятельной работы,

  • совершенствование умения самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

  • развитие умения строить простейший чертеж.

  • развитие умения правильно выбрать заготовку и разметить её по шаблону.

Воспитательные:

  • развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;

  • развитие мотивации к изучению этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности через получение интересных сведений.


Задачи урока:

  • продолжить формирование основных технологических понятий;

  • развитие умения строить простейший чертеж;

  • научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.


Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации в Power Point , деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).


План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

III. Изучение нового материала средствами ИКТ.

IV. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.

V. Итог урока. Домашнее задание.




Ход урока:


I. Организационный момент

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка явки.

  • Назначение дежурных.


II. Повторение пройденного материала.

1). Беседа по вопросам (Слайд 1):

- Назовите назначение технологической карты.

- Что называется заготовкой?

- Что называется технологической операцией?

Проверка ответов учащихся (Слайд 2).


2). Работа по карточкам:

- Что называется древесиной?

- Назовите виды пород деревьев.

- На какие два вида делятся все древесные породы? Приведи примеры.

- Какие пороки бывают у древесины?


3). Сообщение темы и цели урока (Слайд 3).

Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь.


III. Изучение нового материала средствами ИКТ.

Учитель. Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. (Слайд 4)

Учитель. Расскажите об основных сведениях о древесине. (Доклад ученика)

Учитель. Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок и др. (Слайд 5)

Учитель. Расскажите о строении древесины. (Рассказ ученика)

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Можно ли приступать к работе инструментами? Получится ли у вас качественная и красивая работа? Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Учитель. Ребята, чтобы воплотить задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? Чем мы будем пользоваться? (Предположительные ответы учащихся.) (Слайд 6)

Учитель. Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь измерительными и разметочными инструментами.

Запишите определение термина «разметка». (Слайд 7)

Опр. Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

Учитель. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной разметкой.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (Слайд 7) (измерительной линейки, угольника, рейсмуса, малки, рулетки и др.)



















Учитель. Отгадайте загадки: (Слайд 8)

1. Я люблю прямоту и сама прямая.
Сделать ровную черту Всем я помогаю.

(Ответ: Линейка)

2. Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь. (Ответ: Линейка)

3. Не поможет глазомер,

Нужен точный мне размер.

Где надо, ставлю метки

С помощью ...

(Ответ: рулетка)


Учитель. О чем эти загадки? (Ответ: инструменты)

И для дома, и для дачи

Пригодится инструмент.

Он в хозяйстве много значит -

Каждый скажет вам в ответ.


Учитель. Запишем в тетради разметочные и измерительные инструменты:

(Слайд 9)

  • рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов;

  • метр - для разметки черновых заготовок;

  • линейка - для измерения деталей и заготовок;

  • угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей;

  • малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру);

  • рейсмус - для нанесения параллельных линий при обработке кромок заготовок; циркуль — для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров;

  • нутромер — для измерения диаметра отверстий.


Учитель. При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник (демонстрация приемов прямоугольной разметки). (Слайд 10)















1. Выбирают базовую кромку заготовки.

2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке на расстоянии примерно 10 мм от торца.
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали.
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали.
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали.
6. Соединяют обе полученные точки.


Учитель. Определим последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии. Эту кромку называют базовой пластью.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (Слайд 11)











3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр. (Слайд 12)

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.















Учитель. Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону. Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы. Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Учитель. Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали (показ приема разметки по шаблону).

Учитель. При разметке мы должны учитывать правила гармонизации. Посмотрите на разметку разделочной доски. (Слайд 13)























У читель. А как же быть, если размер шаблона мал или велик для нашей заготовки? (Ответы учащихся). Посмотрим способ изменения габаритных размеров изделия. (Слайд 14)











IV. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.

Учитель. Мы работаем по технологической карте, выполненной на прошлых уроках, где указана последовательность операций. Первая из них выбор заготовки, построение чертежа и разметка (Слайд 15)
















№ п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1.

Построить чертеж. Выбрать заготовку из фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия.

Чертеж, шаблон, карандаш


Выполнение заданий: (Слайд 16)

1.Построение чертежа.

2.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам (разметку заготовки по шаблону).


Учитель. Вспомним организация рабочего места: (Слайд 17)

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

  • Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

  • Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

  • Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.


Учитель. С какими видами брака вы столкнулись? Каковы возможности его устранения? (Ответы учащихся)

Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего. (Слайд 18)


V. Итог урока. Домашнее задание.

  • Оценка практической работы учащихся.

  • Отметить лучшие работы.

  • Сдача дежурным разметочного инструмента.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить работу, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.



Карточка


- Что называется древесиной?

- Назовите виды пород деревьев.

- На какие два вида делятся все древесные породы? Приведи примеры.

- Какие пороки бывают у древесины?







13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!