Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»
Цель: познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; развить навыки грамотной устной и письменной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Ход урока
-
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени».
И поэты, и художники посвятили сирени немало своих произведений. Чудесную музыку на стихи Екатерины Бекетовой - романс «Сирень» - создал Сергей Рахманинов. В свое время романс этот был очень популярен.
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
- Как вы думаете, почему так называется рассказ?
Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.
- Как вы думаете, какова тема этого произведения?
О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)
II. Изучение новой темы.
Словарная работа
В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу выполнила в качестве домашнего задания Хрыкина Наташа.
Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).
Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.
Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.
Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.
Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.
Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.)
А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали дома произведение. Пожалуйста, возьмите планшеты и выйдите ко мне. На листах у вас написаны утверждения по содержанию текста. Ваша задача прочитать утверждение, написать рядом верно оно или неверно, и передать соседу. Сосед сначала проверяет ответ предыдущего ребенка, а затем сам выполняет задание. Запускаем КАРУСЕЛЬ.
-
Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене
-
В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой.
-
Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.
-
Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и Вере.
-
Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.
-
История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.
Ономастика.
Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах и фамилии героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение Яна Руденко.
Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают все трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену неудачам приходит успех. Вероятно, в фамилии героев есть намёк на чистые и светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться: вместе они со всем справятся, всё выдержат.
- Ребята, какими вы представляете себе героев Николая и Верочку?
Авторское отношение к героям.
- Как относится Куприн к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора. А как вы относитесь к героям?
Характеристика героев.
Ребята, давайте с вами попробуем охарактеризовать наших героев. Ваня Кушнер у нас получает индивидуальное задание «Письмо литературному герою». Я предлагаю тебе написать небольшое письмо Вере. И в этом письме написать твое мнение о ней. А мы в это время попытаемся составить характеристику в форме синквейна.
Здравствуйте, дорогая Вера!
Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших поступках.
Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру, за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря Вам, он не сдавался и упорным трудом преодолевал все препятствия. Представляю, как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.
Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что совершили Вы, можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.
Вера, я была рада познакомиться с Вами. Искренне Ваша, Якушевская Анна.
- Мы говорили с вами о героях, их характерах, поступках. Составьте, пожалуйста, синквейн о Николае и Вере.
Синквейн.
Вера
Преданная, жертвенная
Верит, поддерживает, любит
Сокровище мужа
Жена
Николай
Грустный, раздражённый
Спорит, прислушивается, торжествует
Любить – значит смотреть в одном направлении
Муж
Ваня, ты справился? Пожалуйста, прочитай нам свое письмо.
БЕСЕДА.
А теперь давайте с вами побеседуем.
- Скажите мне, что такое любовь?
- что такое семья?
- любят ли герои друг друга?
- как вы это поняли?
- как герои показывают свою любовь? Показывает ли свои чувства Алмазов?
- а как вы считаете, важно ли показывать близким свою любовь, заботу и тепло?
Да, вы правы. Но очень часто мы забываем об этом. Ребят, сейчас, пока вы еще дети, ваша семья – это ваши родители. Поэтому сейчас я предлагаю вам всем в преддверии международного женского дня написать поздравление, признание в любви, как посчитаете нужным.
Рефлексия. Корзина мыслей.
-
Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…
-
Я понял, что трудности можно преодолеть, если…
-
Для меня стало открытием, что…
-
Я задумался…
Кстати, ребят, когда-то давно, «Куст сирени помог мне четко понять для себя, что такое любовь и какой будет моя семья. И знаете, сегодня ровно 7 лет с того дня, как образовалась моя семья. 7 лет со дня свадьбы. И правила, которые я усвоила, будучи такой же школьницей, действительно работают.
VI. Домашнее задание.
-
Творческий пересказ от лица Алмазова
-
Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)
6