№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Актуализация знаний | Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке |
Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца. Задаёт вопросы, способствующие развитию логики: - Почему дети любят рисовать Солнце? - Какова его роль в жизни? | Рассматривают рисунки. Рассуждают, отвечают на вопрос. Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света. Слайд 1 |
Прочитайте фразу: «Солнечная система». Слайд 1 Задаёт вопрос: Какое главное слово из словосочетания? Задаёт вопрос: -Как вы понимаете слово система? -Какие небесные тела вы знаете? Слайд 2 -Какая наука занимается изучением небесных тел? Слайд 3 | Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни. (Система - это совокупность взаимосвязанных между собой объектов, которые образуют определенное единство). Актуализация имеющихся знаний. Планеты, Звезда (Солнце), Спутники (Луна и другие) кометы, метеоры, астероиды |
2. | Создание проблем-ной ситуации Изучение новой темы. | Ребята, сформулируем вместе понятие солнечная система. Ребята. Как вы думаете, почему мы сейчас говорим о солнечной системе? Наша планета Земля тоже входит в состав Солнечной системы. Давайте ее найдем! Слайд 4 -Какую позицию занимает планета Земля по отношению к Солнцу? | Все тела движутся вокруг Солнца по орбитам. Солнечная система — это планетная система, состоящая из центральной звезды — Солнца и вращающихся вокруг него небесных тел. Чтобы понимать свое место во вселенной. Актуализация имеющихся знаний. |
3 | Первый этап | В чем уникальность нашей планеты? Сложно ответить сразу, у вас на столах подсказки, найдите ответы. (После прочтения) Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? (−173 °C) ночью, (+427 °C) днём В чем же уникальность нашей планеты? Слайд 5, Слайд 6. | Дети читают, перечисляют те факты, о которых прочитали. дети предполагают о жизни на планете Меркурий. Обобщают опыт полученных знаний. |
физкультминутка |
5 | Второй этап | Как возникла солнечная система и наша планета? Очень долго существовали легенды о сотворении мира божественной силой. Слайд 7,8,9 А как называются научные предположения о возникновении Земли? Слайд 10. Существовали разные гипотезы о возникновении земли. Слайд 11. Расчеты Коперника. Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли. Слайд 12 Сравниваем гипотезы раннего времени и современного. Слайд 13, 14 | Просмотр презентации. Ответы детей. Гипотеза. Дети находят понятие на листочках, можно зачитать. Прочитайте несколько гипотез. Жорж Бюффон Иммануил Кант Пьер Лаплас Джеймс Джинс Отто Шмидт Совместно делаем выводы. |
6 | Третий этап | Какую форму имеют планеты? Первые представления о формах и размерах Земли появились еще в глубокой древности. Античные мыслители Пифагор V в. до н.э. Аристотель III в. до н.э. Слайд 15 | Читаем информацию, рассуждаем. Слайд 15, 16, 17 |
| | Сравни планеты по размерам Форма, размеры Земли, их географические следствия. Размер планеты Земля не случайный. Слайд 18 | Обобщают опыт полученных знаний классифицируют (П)по соответствию: |
7 | Рефлексия | Проанализируйте свою работу Сегодня на уроке я узнал … Мне было интересно, потому что … Какие понятия мы рассмотрели? | Анализируют знания и умения, полученные на уроке. |
| Д.з. | Заполнить таблицу различных гипотез происхождения Земли. | Обобщают опыт полученных знаний классифицируют |