СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока толерантности "Добру откроются сердца" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с понятием “добротворчество”, значением и актуальностью  формирования доброты как нравственного качества.

Составить перспективный план работы добротворческой деятельности команды.

Задачи для учителя:

  1. Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой.
  2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  3. Мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;
  4. Развивать позитивные качества личности.

Задачи для детей:

  1. Получить  представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 
  2. Развивать позитивную самооценку, стремление проявлять доброту в словах и поступках; 
  3. Воспитывать в себе доброе, чуткое отношение к окружающим.

В ходе мероприятия формируется культурно-ценностная компетенция, а именно:

  • способность соотносить культурные нормы с собственным поведением
  • гражданская позиция
  • сформированное представление об общечеловеческих ценностях
  • эстетический кругозор и вкус

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока толерантности "Добру откроются сердца" 3 класс»



МБОУ «СШ № 18» г.Смоленска








Урок толерантности

в 3 Б классе


«Добру откроются

сердца»



Форма: урок самопознания




Учитель высшей категории:

Исина Елена Викторовна








Тема «Добру откроются сердца»

Форма: урок самопознания

Цель: Познакомить детей с понятием “добротворчество”, значением и актуальностью формирования доброты как нравственного качества.

Составить перспективный план работы добротворческой деятельности команды.

Задачи для учителя:

  1. Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой.

  2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

  3. Мотивировать каждого на обращение к внутреннему миру;

  4. Развивать позитивные качества личности.

Задачи для детей:

  1. Получить представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 

  2. Развивать позитивную самооценку, стремление проявлять доброту в словах и поступках; 

  3. Воспитывать в себе доброе, чуткое отношение к окружающим.

В ходе мероприятия формируется культурно-ценностная компетенция, а именно:

  • способность соотносить культурные нормы с собственным поведением

  • гражданская позиция

  • сформированное представление об общечеловеческих ценностях

  • эстетический кругозор и вкус

Методы: чтение стихов, творческие номера (исполнение песни, сценки), видеоклипы, презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, микрофон, игрушка в виде сердца, рисунки деревьев, костюмы и реквизиты для сценки, сердечки.

Ожидаемый результат.

Мероприятие духовно-нравственной направленности является составляющей частью всей воспитательной работы класса и школы. Дети вынуждены жить в большом коллективе сверстников и адаптироваться в нем. Поэтому нужно развивать терпимость, уважение к мнению других, сопереживание, учить задумываться над своим поведением, воспитывать общечеловеческие ценности. Это одно из мероприятий, которое решает данные задачи.

В игровой форме (сценка) дети постигают мудрость, которая говорит о справедливости и доброте и счастье – делать хорошие добрые поступки.

Видеоролики, используемые в данном мероприятии – это не только оригинальный элемент мероприятия, но и эффективная, запоминающаяся форма проведения мероприятия и наглядные методы приобщения к духовно-нравственному богатству.

Структура мероприятия с перечнем интерактивных приёмов:

  1. Мотивация « Притча о любви и доброте».

  2. Работа над понятиями: свободный микрофон, театр-экспромт, сценка, песня-инсценировка.

  3. Организация познавательной деятельности: «дерево решений», «чаша весов», «магнит».

  4. Рефлексия «синквейн», «сердечки».


  1. Мотивация (Слайд 1)

  1. Круг радости

Учитель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы заглянули внутрь себя. Встаньте в круг радости. Давайте я первая начну свои добрые пожелания вам: 
— Желаю счастья и добра 
Всем детям с самого утра 
(Передаем игрушку-сердце по кругу) 
Дети: 
— Я желаю всем здоровья. 
— Я желаю всем радости. 
— Я желаю всем солнечного дня. 
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей… 
Учитель: Сейчас мы с вами сказали столько хороших, добрых пожеланий и поэтому хочется начать наш урок с чего-то волшебного.


2.Притча

-Послушайте, пожалуйста притчу. (Слайд 2)

«Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет …

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… (Слайд 3) Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

-Вот выбирай, - сказал волшебник – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь – не знаю, кого и выбрать…

-Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё не раз встретишься с ними, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь поближе к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь». (Слайд 4)



-А кого выбрали бы вы? Почему?


-Но вернёмся к нашей притче.

-Подошла Любовь в девушке по имени Доброта, протянула ей руку и решила взять её в спутницы на всю жизнь.

3. Тема. Цель. (Слайд 5)

-Я неслучайно начала с этой притчи, так как тема нашего занятия «Добру откроются сердца».

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, скажите, о чем сегодня пойдет речь.


Чтобы сердце горело,

И не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Так живи на Земле.

-Почему мы сегодня будем говорить о доброте? ( В нашей сегодняшней жизни актуальными становятся такие понятия как доброта, любовь, уважение).

-Исходя из темы, я предлагаю вам поставить цель своей работы на уроке. (Дети сами ставят перед собой цель)

- А также поработать на уроке, чтобы:

  • получить представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 

  • развивать позитивную самооценку, стремление проявлять доброту в словах и поступках; 

  • воспитывать в себе доброе, чуткое отношение к окружающим.


II.Работа над понятиями.

1.Листая словарь (Слайд 6)

-Чтобы лучше понять объект нашего разговора, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

-Что же такое доброта? ( Рассказывает одна ученица).

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

-Как вы думаете, что такое добротворчество? (Творить добро)

В словаре Кузнецова – это « созидание добра»

-В нашей сегодняшней жизни этого так не хватает.

- Поработаем над понятиями доброта, добротворчество, рассмотрим поподробнее.

-Дома вы готовились к нашему занятию – подбирали пословицы, афоризмы, стихи, притчи о доброте. Чем вы пользовались при подготовке?

2. Мозговой штурм (фронтальная работа)

-Народная мудрость гласит: «Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла». 
-В каких ещё пословицах говорится о добре?

-Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить, творить, делать жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра. Л. Н. Толстой писал: «Доброта.… Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». А каким человека делает доброта?

-Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого живёт доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, и милая улыбка на губах.


-Прочитайте, что говорили великие, известные люди о добре. (Дети зачитывают афоризмы)

-Добрый человек – это тот, кто уважает людей, помогает им. Он любит, охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. Если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

3. Свободный микрофон

-Так какая-же, она – Доброта? (Слайд 7)

-Я буду передавать свободный микрофон, а вы попробуйте описать доброту:

Как она выглядит, форма?

Какого она цвета?

Какого размера?

Какая на вкус?

Какой она излучает аромат?

Что вы ощущаете, прикасаясь к ней?

Вывод: Доброта – это..


-Как сказал Ж.Ж.Руссо: «Против всего можно устоять, но не против доброты».


4.Театр-экспромт

-У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня об этом.

- Давайте её разыграем как «Театр-экспромт». (Слайд 8)

-Герои этой басни: Солнце, Ветер, Человек, Туча.

-Участвуют 4 человека – герои басни. Я её читаю, а вы показываете движениями без слов, всё происходящее.

(Учитель читает басню, а участники изображают действия).

Поспорили Солнце и Ветер о том, кто сильнее.

Я докажу, что сильнее, воскликнул Ветер. Видишь человека в накидке? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а Ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул Ветер, тем плотнее Человек запахивал на себе накидку.

Наконец Ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда Солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось Человеку и согрело его своими лучами. Вскоре Человек сам снял свой плащ.

-Каков смысл этой басни?

Вывод: Доброта, теплота всегда побеждает ярость, грубость и принуждение.

-А вы часто задумывались над тем, добрый ли я? Попробуем заглянуть в своё сердечко. Посмотрите сценку «Добрый ли ты?» и ответьте на этот вопрос?

5.Сценка «Добрый ли ты?».

1.Она:  Скажи, пожалуйста, ты добрый?

Он: А добрый - это какой?

Она: Ну… делающий добро другим…отзывчивый… сочувственный.. Ты сочувственный?

Он: Да. Я у нас в классе всегда Лене сочувствую.

Она: Это хорошо.

Он: Конечно, хорошо! Сегодня я ей посочувствую, а завтра она мне даст задачку списать.

Она: Значит, ты за сочувствие плату берешь?

Он: А что такого?!

Она: А то, что добро делают бескорыстно.

Он: Ну да, бескорыстно! Я вот Кольку хвалю, делаю вид, сто я им восхищаюсь. А он за это меня не трогает, а других колотит.

Она: Колька твой – хулиган, а то, что ты делаешь вид, будто он тебе нравится, так это же лицемерие или фальшь, а не доброта.

Он: Почему это?

Она: Ты оберегаешь себя, а добро оберегает других.


- Что значит делать добро бескорыстно?


2.Она :Ты когда-нибудь делал что-нибудь доброе для других?

Он: Сколько раз! Недавно, например, с другом поссорился, так я ему все припомнил, сколько добра сделал!

Она: Сколько?

Он: Много. Карандаш подарил, яблоко дал откусить, сочувствовал, когда он двойку получил, велосипед помог починить…

Она: Стой! Стой! Разве добротой хвастаются?! Доброе дело само себя хвалит. Плохо тому, кто добра не делает никому!

Он: Выходит, я всем должен сочувствовать, всем все прощать, да?

Она: Почему «должен»?  И прощать все не надо «Добрый» не значит «добренький».
Подлость, трусость, жестокость прощать нельзя.

Он: А как узнать, добрый человек или нет?

Она: Очень просто. Если ты можешь представить себя на месте другого человека и готов помочь ему – значит, у тебя доброе сердце!

Он: Да?! А если у одного случится беда, а другой за него сильно будет переживать, то у того, кто переживает, в конце концов, разболится сердце. Выходит от доброты можно заболеть?

Она: Бывает, что люди жертвуют для других даже собственной жизнью! А ты боишься, что у тебя сердце заболит? Да, ведь чем человек больше делает добра, тем больше получает радости.

Она: Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет,

 Ну, а злой на что не взглянет,

Все от злого взгляда вянет.


-Так как же узнать: добрый ты человек или нет?


6.Дидактическая игра «Я это могу».

- У каждого на столе есть карточка, на которой записано начало фразы. Если вы знаете, как действовать в той или иной ситуации, и не просто знаете, а сможете что-то сделать, закончите эту фразу. (Ответы детей).

1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...

2. У вас тяжело лежит в больнице одноклассник ...

3. Первоклассник забыл дома свой телефон, а ему срочно нужно позвонить маме ..

4. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...


-А только ли людям нужна наша доброта?


7. Песня «Плакали зверушки» (Исполняет ансамбль «Веснушки») (Слайд 9)

-В качестве сюрприза ансамбль «Веснушки» исполнит песню «Плакали зверушки» о доброте по отношению к игрушкам и зверям.


8.Рассказ учителя о хронографе. (Слайд 10)

- О добре написано много книг, но мы попробуем создать хронограф дел класса. Хронограф в переводе с греческого – это рассказ по годам, дословно «писать время». Если древние летописцы вели хронограф «дела минувших дней», то у нас есть возможность самим написать своё будущее, написать время. Мы будем описывать свои добрые дела. Наша школа будет весь год работать под девизом «Делать добро спешите». Поэтому сегодня мы запланируем добрые дела, которые будем проводить в течение всего учебного года.


III. Организация познавательной деятельности.

1. «Дерево доброты» (работа в группах) (Слайд 11)

-Вы сейчас поработаете в группах, попробуете посадить дерево доброты. На листах запишите добрые дела, которые необходимо сделать для нашего класса и укажите сроки их проведения. После работы листок передадите следующей группе для внесения дополнений. Работа заканчивается, когда все группы внесут изменения в каждый их 3 листов.


2.Проверка «Чаша весов».

      - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы. (Слайд 12)

       -На одну чашу весов мы будем класть «зло» (камешки: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Злость, Ложь.)

       -Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Назовите, какие добрые дела вы запланировали и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает  чашу «зла».

       Вывод: (Слайд 13)Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки -  в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- В течение следующей недели мы с вами оформим первые листы хронографа, в которых также будут записаны эти добрые дела, которые мы постараемся совершить.


3. Притча о волках. (Рассказывает одна ученица)

- Послушайте ещё одну притчу.

- Как вы думаете, о чём она?


Мудрый старик учил своего внука:

- В каждом человеке идёт борьба двух волков. Чёрный волк – это зависть, ревность, сожаление, амбиции, ложь… Белый волк – мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность…

- А какой волк в конце концов побеждает? – спросил внук.

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


«Магнит»

- Поработайте в группах, обсудите, какие человеческие качества будут, как магнитом притягиваться к доброте. (Помощь, внимательность, сострадание, забота, благодарность, милосердие, любовь, чуткость.)

-Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему и тогда к вам как магнитом притянуться и другие хорошие качества.


IV. Рефлексия .

1. «Синквейн»

-Мы исследовали понятие доброта, её значение в жизни человека. Обобщим всё сказанное и составим «Синквейн» о доброте. (Слайд 14)


  1. Доброта

  2. Два прилагательных, передающих значение. (бескорыстная, душевная, искренняя)

  3. Три глагола (спасает, помогает, творит)

  4. Фраза, предложение о доброте. (Доброта проявляется в поступках)

5.Существительное, подводящее итог всему сказанному. (Доброта – счастье)


2. Степень удовлетворённости «Сердечки». (слайд 15)

-Подведём итог нашему занятию.

-Кто из вас удовлетворён своей работой на уроке «Добру откроются сердца» и хотя бы чуть-чуть смог открыть своё сердце доброте. Покажите сердечко.

  • Кто из вас будет стараться добрым словом помочь?

  • Кто попробует добрыми глазами увидеть беду близкого человека и попытается помочь ему?

  • Кто сможет добрым делом помочь любому?


3.Песня кота Леопольда «Если добрый ты» (Слайд 16)

-Назовите главную черту характера Леопольда. 
-В конце нашего занятия я предлагаю вам исполнить песню-караоке кота Леопольда «Если добрый ты»


(Слайд 17)

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!