СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока учебного предмета «Изобразительное искусство» Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием техники штампа и теснения листьев.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока учебного предмета «Изобразительное искусство» Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца»


Урок по учебному предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Тема: Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

Цель: Познакомить учащихся со спецификой крестьянской вышивки, условностью языка орнамента, символическими значениями орнамента; (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)со спецификой и региональными особенностями рушников, с народными традициями и обычаями, связанными с рушниками; совершенствовать навыки работы с графическими материалами и штампами.

Задачи:

  • познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

  • формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус. ТБ при работе с ножом

Литературный ряд:  стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов

  2. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Оборудование: бумага, нож, кисть, краски, картофель, дощечка для лепки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Какие виды ИЗО вы знаете?

  4. Какой вид ИЗО на картине «Деревенская тишина» Левитана?

  5. Давайте вспомним о каких предметах быта в древней Руси мы уже познакомились? (прялка, лавка,печь, сундук…)

Давайте вспомним, как выглядела прялка подпиши все части (тестирование)

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

  1. Сообщение темы урока.

Посмотрите и скажите, что вам больше бросается в глаза?

Скажите, о чем сегодня пойдет речь?- Что мы должны узнать на уроке?

Да сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

4. Объявление нового материала.

-. Посмотрите, какие красивые полотенца, салфетки, скатерти находятся у нас в музейной комнате, все они украшены вышивкой и кружевом.

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от латинского – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.



- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать.  Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило, прежде всего, оберегом.  Р

аньше в каждой хате висело по несколько рушников. Утирач- использовался для рук и лица. Стирок – для посуды, столов, лавок.  Покутник- украшал стены и углы. Божник – для обрамления дорогих икон. Отдельно сберегались ритуальные пушники: плечевые – для сватов, свадебные – для различных свадебных обрядов. В рушник заворачивали новорожденных. Рушники на смерть готовили заранее. Были также подарочные рушники: родителям, дорогим гостям.

В каждом ряду заранее выбран помощник учителя, который раздает своим одноклассникам карточки с изображением древнерусской символики на вышивках.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит, открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время можно встретить красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих собратьев.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

 - Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно – древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (вышитое полотенце).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

5. Практическая работа.

Выполнение эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Работа выполняется в смешенной технике – с помощью штампа вырезанного из картофеля и теснением листьев, но сначала вспомним ТБ при работе с ножницами.

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

 -Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

    8. Домашнее задание. 

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы

ема: Русская вышивка. История вышивки, ее мотивы: сказочные и местные. Цвет и его значение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: практическая работа.

Время работы: 90 минут (2 урока).

Класс: 5.

Цель: ознакомление учащихся с историей вышивки и её применением в народном костюме,

изучение символического смысла русских узоров. Выполнение эскиза вышивки-оберега.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; символикой её мотивов;

применяемыми инструментами и материалами.

Развивающая: развивать глазомер, логическое мышление, моторику рук, умения работать со

схемами, инструкционными картами, образцами. Развить творческие способности учащихся и

эстетический вкус.

Воспитательная: способствовать формированию усидчивости, трудолюбия, наблюдательности,

внимательности, точности, аккуратности, ответственности и терпения, инициативы и творчества.

Поставленные задачи способствуют:

- творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;

- сознательному применению приобретённых знаний в процессе творческой работы;

- развитию художественного вкуса, ощущению стилистического единства;

- развитию творческой инициативы;

- выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития

индивидуальности.

Оборудование:

для учащихся - рабочая тетрадь, инструменты для рисования;

для учителя - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация: «Народная вышивка»; иллюстрации,

схемы, карты с образцами элементов узоров.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, литература, история.

Словарь: «вышивка», «оберег», «орнамент», «ритм».

Подготовительный этап.

Поисковая работа учащихся по темам: информационные материалы о вышивке, инструментах.

1 группа – стихи о вышивке и мастерицах;

2группа – загадки о вышивках и инструментах для вышивки;

3 группа – пословицы, поговорки о вышивке и рукоделии.

План урока.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.


2. Актуализация знаний учащихся

Загадки о вышивке.

3. Изучение нового материала

Лекция с мультимедийной презентацией «Русская вышивка».

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа «Изображение эскиза рисунка будущей вышивки».

- работа с наглядным материалом, просмотр образцов мотивов вышивок;

- разработка эскиза вышивки для рушника по мотивам русской вышивки.

5.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- определение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда (образцом).

5.2. Самостоятельная работа учащихся.

5.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной

работы)

5.3. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных действий и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения задания;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

6. Анализ и оценка выполненных работ.

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся.

7. Закрепление материала.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

- инструменты, оборудование, материалы для вышивки.

9. Подведение итога урока.

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

10. Уборка рабочих мест.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- назначение дежурных;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: - Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов

декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому

рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко

распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями

мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая

часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т.

п.

А что вы знаете о вышивке? (Дети по группам читают стихи, пословицы, загадки)

Учитель: - Итак, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему

нашего урока?

Слайд титульный

«Русская вышивка. История вышивки, ее мотивы». Давайте запишите тему урока в тетради

(ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока).

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Обучающиеся:

- ознакомиться с историей вышивки;

- рассмотреть её применение в народном костюме.

- Слайд 2


3. Изучение нового материала.

- Слайд 3

Учитель: - Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская

половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? (Варианты ответов детей)

- Слайд 4

Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей.

(Определение понятия вышивки записать в тетрадь). О существовании вышивки в эпоху Древней

Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными разными нитями. Русскую женщину

эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь.

- Слайд 5

Вышивкой украшали скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Начиная с семи –

восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе: свадебный наряд,

выходную одежду, головные уборы, подарки.

- Слайд 6

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой

устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и

трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

- Слайд 7

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному

поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды,

сближать с окружающей природой.

В глубокой древности стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых

люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее

первоначальном значении нужно рассматривать, прежде всего, как оберег, и только потом как

украшение.

- Слайд 8

Учитель: - Рассмотрите изображения, подумайте, где же на одежде располагалась такая важная

вышивка-оберег? (Дети высказывают свои предположения о месте расположения вышивки на

одежде).

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни

и здоровья людей.

Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На

женских рубахах вышивка шла по вороту или по бокам, либо покрывала то и другое. В мужских

рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез.

Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому

вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой

одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте,

предохраняла своих хозяев от злых сил.

- Слайд 9

Какие же мотивы вышивались для того, чтобы узор стал оберегом?

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным

культом которых был культ богини плодородия – Мокошь, которая изображалась в образе

величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

- Слайд 10

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты.

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

- Слайд 11

Каждый элемент узора имел свое значение и смысл.

Круг - Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Прямая линия - Земля. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть

точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

Волнистая линия – Вода.

Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или

кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Спираль – символ пожелания блага.

Из этих элементов-символов создаётся орнамент. А вы слышали слово «орнамент»? Что оно

означает?

- Слайд 12

Орнамент – это узор, основанный на повторении или чередовании отдельных элементов или целой

их группы. (Записать определение в тетрадь). Такое расположение называется ритм.

- Слайд 13

Цвет в вышивке тоже носит символическое значение.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет)

2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

3) Зеленый – Растительность, Жизнь.

4) Черный – Земля.

5) Золотой – Солнце.

6) Синий – Небо, Воды.

- Слайд 14

Как видите, украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в

поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно

читать, как книгу.

На последующих уроках мы с вами попробуем сделать свой оберег, в котором отражалось бы все

ваше мастерство. Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила. Никто не может заставить

кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по

доброй воле и от чистой души. Тогда они - действительно обереги. Самые сильные обереги - те,

которые изготовлены вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братьями, сёстрами.

В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его

делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер,

потребности, тогда связь оберега с человеком будет сильной, и он сможет его защищать. Поэтому

постарайтесь сделать работу так, чтобы она действительно стала оберегом для ваших близких.

Постановка цели практической работы.

Как вы думаете прежде чем начинать вышивать, что нужно сделать? (нарисовать рисунок). С какой

же целью мы будем создавать этот эскиз для вышивки?

- Слайд 15.

Давайте попробуем придумать каждый свой узор, который можно было бы использовать как оберег

вашей семьи.

4. Физкультминутка.

Учитель: - Мне кажется вы устали немного от такого количества информации и чтобы набраться сил

и приступить к практической работе давайте сделаем физкультминутку.

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

А теперь приступим к практической работе.

5. Практическая работа «Изображение эскиза рисунка будущей вышивки».

- Задание будет такое: создать композицию из знаков-символов.

- дежурные раздают инструкционные карты с изображением элементов-символов, из которых

необходимо составить орнамент вышивки.

Выполнение эскиза вышивки в рабочей тетради цветными карандашами или фломастерами.

6. Анализ и оценка выполненных работ.

Учитель: - Девочки, время выполнения работы закончилось и сейчас мы попробуем их оценить.

Перед вами в таблицах карты критериев оценки.

- Что Вы будете учитывать при оценке работ?

(Внутренний смысл узора; правильность ритмического построения орнамента, его цветовых

сочетаний; общее эстетическое впечатление; аккуратность работы).

Для наиболее объективной оценки попрошу вас поменяться работами и оценить их в соответствии с

этими критериями.

- Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?

- Что получилось? Что не получилось?

- Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

7. Закрепление материала.

Ребята, мы провели большую работу: изучили понятия «вышивка», «орнамент»; выполнили эскиз

вышивки-оберега, выяснили для чего такая вышивка использовалась.

- что такое вышивка? (определение в тетради)

- для чего она применяется в одежде? (как украшение и оберег)

- где она располагается на одежде? (по вороту, на спинке, на груди, по краю одежды)

- что такое орнамент? (определение в тетради)

- с какими символами в орнаменте вышивки вы познакомились? Что они означают?

- каким может быть ритм орнамента? (повторение или чередование)

- какие цвета использовали в русской народной вышивке? Почему выбирали именно эти цвета?

8. Инструменты и материалы для выполнения вышивки.

Какие же материалы и инструменты необходимы для выполнения вышивки, как вы думаете?

(Варианты ответов детей). Давайте посмотрим, что же нам надо будет подготовить для

выполнения вышивки.

Учитель демонстрирует материалы (ткань, канву, нитки мулине) и инструменты (иглы,

нитевдеватель, пялца) с необходимыми пояснениями.

9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

- подготовить инструменты, оборудование, материалы для вышивки: пяльцы, ткань белую х/б, иглу

вышивальную с большим ушком, нитки-мулине;

- провести поисковую работу по темам:

1 группа – что означает слово «полотенце» и как оно может ещё называться?

2 группа – найти материал о традициях, обрядах, приметах, связанных с полотенцем.

10. Подведение итога урока.

- Что особенно интересно было на уроке?

- Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?

- Чему научились Вы сегодня на уроке?

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

11. Уборка рабочих мест.













Приложение


Мотивы русской народной вышивки.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!