Просмотр эпизода про друзей Валика и Тралика. Мультфильм - О чём речь шла между друзьями? - Что вы уже знаете про ударение из их диалога? -
Что такое ударение? -
На какие звуки может падать ударение в словах ? -
Как называется слог, на гласный в котором падает ударение? -
Чем отличается ударный слог от безударного? 1.Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения У меня на доске записаны слова и к ним даны схемы, соотнесите слогоударные схемы со словами. (4 человека) (схемы и слова с упр. 101 с 68) Вывод: УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ свободное. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА. -Первый секрет раскрыт, и нам срочно нужен отдых. 2.Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения . А мы продолжаем открывать секреты русского языка. Работа по учебнику. Откройте учебник страница 69 упр. 103 (Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. ) Прочитай Катя предложения под цифрой 1. -Найдите в предложении слова, которые написаны одинаково? -В чем различие выделенных слов? Максим к доске. Выпиши из предложений под цифрой 2 слова близницы, через тире, поставь ударение. Работаем вместе с нами. УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ. Мы с вами уже открыли два секрета ударения. Пришло время немножко поиграть в игру «Красный-Зеленый» и закрепить полученные знания. На столах лежат карточки: Неверно – карточка красного цвета Верно – карточка зеленого цвета. В слове осень ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога. В слове золотая ударение падает на второй слог. В этом слове 2 слога. В слове дарит падает на первый слог. В этом слове 2 слог. В слове нам падает на первый слог. В этом слове 1 слог. В слове радость ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога. 3.Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения . Посмотрите на доску. У меня записано слово, но в нем пропущена буква? -Что необходимо сделать, что бы узнать какая буква пропущена в слове? -Или подобрать ? -Есения выходи к доске. Подбери проверочное слово и запиши его. - Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах. -А сейчас поработайте самостоятельно на карточках, точно так же, как мы работали на доске. -Проверяем. - Что изменилось в словах? (Ударение ) - Что осталось без изменений? (Гласная в корне) Вывод: ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ. -Проверим наше 3 открытие в рубрике «Обратите внимание!» на с. 70. Прочитай нам Макар. - Когда ударение может переходить с одного слога на другой? VII . Итог урока. -
Повторим секреты русского ударения. Ударение — оно.... -
Как использовать свойство подвижности ударения? -
Где можно проверить правильность постановки ударения? -Какую ставили цель? - Цели достигли? VI. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Зеленый- все понял на уроке, желтый были небольшие трудности, красный — ничего не получилось. VI I I Домашнее задание на доске. (упр 106 с. 70 ) Отметки за урок : Есения- Никита — Катя_ …. | (Выделение голосом одного из слогов в слове) (На гласные) ) (Ударный ) (Тянется дольше, произносится (Количеством слогов, местом ударения) (На разные) Читает дорОга-дорогА в ударении ( ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.) Выходит, записывает На 2. На 1. Отвечают на вопросы -безударные гласные, -Изменить каждое слово так, что бы безударный слог, стал ударным. -проверочное слово пОля П_ля-________, Г_ра-_____, сл_за-________, л_са-_____, з_мля-__________, з_ма-__________. (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных) -Смысловое, свободное, подвижное, (При написании слов с безударной гласной) (В орфоэпическом словаре) (Раскрыть секреты ударения?) (да) |