СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Ударение. Секреты ударения».(Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: научить выделять ударный слог в словах.

Формирование Универсальных Учебных Действий:

Познавательные УУД: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, положительное отношение к урокам русского языка, интерес к языковой и речевой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Основные понятия: ударение, ударный слог.

Методы: словесный, логический.

Ресурсы: учебник по русскому языку 2 кл. 1 ч. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Ударение. Секреты ударения».(Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.»


Конспект урока по русскому языку во 2 классе Школа России


Тема: «Ударение. Секреты ударения».(Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.  )

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: научить выделять ударный слог в словах.

Формирование Универсальных Учебных Действий:

Познавательные УУД: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, положительное отношение к урокам русского языка, интерес к языковой и речевой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Основные понятия: ударение, ударный слог.

Методы: словесный, логический.

Ресурсы: учебник по русскому языку 2 кл. 1 ч. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Учащиеся:

  1. Организация начала урока. Мотивация.










II Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

Проверим готовность к уроку. На столах:учебник, тетрадь, пенал и дневник. А у парт прекрасные ученики.

Присаживайтесь.

А что бы вы дружно работали, друг друга слушали, были внимательными и у вас всё получилось, передайте своему товарищу по парте чистичку своего хорошего настроения, через рукопожатие..


– Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Чистописание:

- Посмотрите на доску, написание какой букв мы сегодня повторим?

К к Кк

-Что вы можете рассказать про звук к?

  • Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя до конца строки.

    - Прочитайте слова  на второй строчке.  (К_р_ва, к_р_ндаш,капуста )

  • Что общего у этих слов?

  • Помогите вставить пропущенные буквы. Степа? Лина?

    - Верно, и нус сегодня новое словарное слово КАПУСТА. Пишется через гласную А.

  • Спишите слова, вставляяя пробущенные буквы. Красиво и аккуратно. Подчеркните буквы, написание которых необходимо запомнить.

  • Молодцы. А мы идем дальше. И сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами будем открывать секреты. А вот секреты чего? Вы должны разгодать. И помогут вам в этом ваши знания.

    Послушайте:

1Слова делятся на ….. (У)

2Слог может состоять из одного звука, …. Д

3В состав слога обязательно входит …… А

4В слове столько слогов, сколько…… Р

5Ударный слог – это…… Е

6Безударный слог – это ……. Н

7Также как и у кустов, корень слова …

8Что такое корень слова? И

9Что такое ударение? Е



Проверяют готовность.

Жмут руки.



-Две в третьей пишем.





-эс, е, эн, о, мягкий знак



-ответы детей



Л



они словарные,





исток переворачивают, а там буква.

-Слоги,

-Ударного,

-Гласных звуков,

-Слог, стоящий в сильной позиции,

-Слог, стоящий в слабой позиции,

-Есть у слов.

-Корень — это

- Это выделение голосом одного из слогов в слове.












III. Постановка учебной задачи (формулировка цели)


- Тему нашего урока?

  • Определим цель нашего исследования.

-Тема нашего урока ударение.


-Ударения. Секреты русского ударения .

-Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов, раскрывать тайны ударения

IV. Открытие нового знания.
























ФИЗКУЛЬТМИНУТКА















Просмотр эпизода про друзей Валика и Тралика. Мультфильм

- О чём речь шла между друзьями?

- Что вы уже знаете про ударение из их диалога?

  • Что такое ударение?

  • На какие звуки может падать ударение в словах ?

  • Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?

  • Чем отличается ударный слог от безударного?

1.Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения

У меня на доске записаны слова и к ним даны схемы, соотнесите слогоударные схемы со словами. (4 человека)

(схемы и слова с упр. 101 с 68)



  • Чем различаются схемы слов?

  • На какие по счету слоги падает ударение в словах?

  • Какой сделаем вывод?

Вывод:

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ свободное. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.


-Первый секрет раскрыт, и нам срочно нужен отдых.


2.Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения .

А мы продолжаем открывать секреты русского языка.

Работа по учебнику.

Откройте учебник страница 69 упр. 103

(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )

Прочитай Катя предложения под цифрой 1.

-Найдите в предложении слова, которые написаны одинаково?

-В чем различие выделенных слов?

  • Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах?

  • Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.

Максим к доске. Выпиши из предложений под цифрой 2 слова близницы, через тире, поставь ударение. Работаем вместе с нами.

  • На какой слог падает ударение в слове капЕль?

  • А в слове кАпель?

  • Отлично присаживайся. На местах продолжите работу. Из 3 предложения выпишите слова близнеци, поставьте ударение.

  • Вывод:

УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.

Мы с вами уже открыли два секрета ударения. Пришло время немножко поиграть в игру «Красный-Зеленый» и закрепить полученные знания.

На столах лежат карточки:

Неверно – карточка красного цвета

Верно – карточка зеленого цвета.

В слове осень ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.

В слове золотая ударение падает на второй слог. В этом слове 2 слога.

В слове дарит падает на первый слог. В этом слове 2 слог.

В слове нам падает на первый слог. В этом слове 1 слог.

В слове радость ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.

  • А мы продолжаем открывать секреты русского языка.

3.Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения .

Посмотрите на доску. У меня записано слово, но в нем пропущена буква?

-Что необходимо сделать, что бы узнать какая буква пропущена в слове?

-Или подобрать ?

-Есения выходи к доске. Подбери проверочное слово и запиши его.

- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.

-А сейчас поработайте самостоятельно на карточках, точно так же, как мы работали на доске.

-Проверяем.

- Что изменилось в словах? (Ударение )

- Что осталось без изменений? (Гласная в корне)

Вывод:

ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

-Проверим наше 3 открытие в рубрике «Обратите внимание!» на с. 70. Прочитай нам Макар.

- Когда ударение может переходить с одного слога на другой?

VII . Итог урока.

  • Повторим секреты русского ударения. Ударение — оно....

  • Как использовать свойство подвижности ударения?

  • Где можно проверить правильность постановки ударения?

-Какую ставили цель?

- Цели достигли?

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Зеленый- все понял на уроке, желтый были небольшие трудности, красный — ничего не получилось.

VI I I Домашнее задание на доске. (упр 106 с. 70 )

Отметки за урок : Есения- Никита — Катя_ ….




(Выделение голосом одного из слогов в слове)

(На гласные) )

(Ударный )

(Тянется дольше, произносится












(Количеством слогов, местом ударения)

(На разные)











Читает


дорОга-дорогА

в ударении


( ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)

Выходит, записывает


На 2.

На 1.














Отвечают на вопросы


















-безударные гласные,


-Изменить каждое слово так, что бы безударный слог, стал ударным.

-проверочное слово

пОля


П_ля-________,



Г_ра-_____,

сл_за-________,

л_са-_____,

з_мля-__________,

з_ма-__________.









(При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)





-Смысловое, свободное, подвижное,

(При написании слов с безударной гласной)

(В орфоэпическом словаре)

(Раскрыть секреты ударения?)

(да)


















Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



Г_ра-______________сл_за-___________,

л_са-__________,з_мля-_______________,

з_ма-__________.



6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!