СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 11 классе на тему «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе на тему «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность»»

Урок по теме: «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность»


Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Задачи:

I.Образовательные:

- познакомить учащихся с приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;

- учить устанавливать связи между частями сочинения;

- учить различать главную и второстепенную информации

II. Развивающие

а) в группе повторения:

-повторить материал о структуре сочинения ;

- повторить информацию о теме и основной мысли текста ;

- формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

- развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров.

б) в группе развития речи:

- развивать языковое чутьё;

- развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

- обогащать словарный запас обучающихся;

в) в группе развития мышления:

- совершенствовать  умение обобщать и делать выводы;

- совершенствовать умение логически мыслить;

- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые  задания.

III. Воспитательные:

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать ответственное отношение к учёбе;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

-  воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;

















 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация

Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Сегодня не обычный день, ровно через неделю мы с вами пишем итоговое сочинение. Поэтому в очередной раз вспомним, как его писать.

А начать сегодняшнее занятие я хочу с притчи, которая называется «Первая стрела».

Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.

      Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной – первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй жизни нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить. И у нас с вами, ребята, тоже всего одна «стрела», а, значит, и одна попытка сдать успешно экзамен. А для этого нам надо хорошо уметь составлять тексты-рассуждения, то есть писать сочинение.

II. Актуализация знаний о составных частях и темах итогового сочинения

     Предлагаю повторить наши знания о сочинении -рассуждении.

- Из каких частей оно состоит?

- Что нам известно о темах для итогового сочинения? (Все темы, а их около полутора тысяч, сгруппированы в разделы) (разделы на слайде)

Исходя из того опроса, что я просила вас пройти на Гугл-форме, оказалось, что большинство из вас предполагает выбрать темы из первого раздела.

Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

-С какими понятиями связаны духовность, нравственность? (Конечно, это мораль, добро, человеколюбие…..)

- Об одном из них мы сегодня и поговорим.

III. Работа с темой сочинения.

         Посмотрите на высказывание Бетховина «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме ……» Как вы думаете, какого слова не хватает?

- Как вы понимаете, что такое доброта?

- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ДОБРОТА - … (на слайде)

   Задание 1. Давайте продолжим работу с понятием доброты. Для того чтобы более точно раскрыть понятие, нужно уметь подбирать к нему однокоренные слова и синонимы. «Наведи порядок» Распределите слова на синонимы и однокоренные слова и запишите их (на слайде слова перемешаны)

Синонимы: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость

 Однокоренные слова: добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный

 Задание 2 Продолжая разговор о доброте, перейдем к русской литературе.

Для начала обратимся к устному народному творчеству. Тема добра здесь одна из главных. Сейчас посмотрите на пословицы, ваша задача добавить недостающие слова (пословицы на слайде)

 Жизнь дана на …….дела.

..…… дело без награды не останется.

Истинное ……. всегда просто.

За доброе жди …., за худое - ….

-Скажите, пожалуйста, можем ли мы использовать пословицы в качестве аргументов? (Конечно, нет. Малые жанры фольклора не используются в роли аргументов)

-В какой части сочинения нам могут понадобиться знания пословиц?

- А можно ли использовать в качестве аргументов примеры из русских народных сказок – ведь это тоже жанр фольклора? (Конечно, сказки использовать можно)

Задание 3.

Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы. Ваша задача сейчас выбрать одну из тем первого раздела, которые так или иначе связаны с добротой, и сформулировать тезис. Помните, что тезис – это то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос. В формулировании понятия вам могут помочь те синонимы и однокоренные слова, с которыми вы работали.

Почему человек должен быть добрым?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Нужно ли сдерживать в себе доброту?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Кого можно назвать добрым человеком?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Какими качествами обладает добрый человек?

Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

Доброта – это проявление силы или слабости?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

Что может сделать человека добрее?

(На выполнение этой работы отводится 5-7 минут. Группы представляют результаты своей работы.)

 Задание 4

-А теперь попробуем подобрать аргументы вашим тезисам. У каждой группы на столах лежат карточки с аргументами-текстами из литературных произведений. В текстах пропущены названия произведений, имена героев и авторов. Ваша задача – восстановить тексты.

(аргументы даны группам на карточках, также тексты выводятся на слайдах)

1.     Вспомним рассказ ______________________________, в котором говорится о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик  жалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».

2.      _____________________в своем произведении _____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.

3.     Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.

4.     К примеру, из литературы нам известен такой персонаж ,как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.

5.                  Вспомним _________, героя рассказа ______________________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.

 Для справок:

1.                  Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор», героиня - Матрена

2.                  Максим Горький «Старуха Изергиль», Данко

3.                  Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

4.                  Валентин Распутин «Уроки французского»

5.                  Андрей Платонович Платонов «Юшка»

 - Какие еще произведения, на ваш взгляд, можно использовать в качестве аргумента по выбранной вами теме?

Молодцы. А мне хотелось бы показать вам видеофрагмент произведения, которое, на мой взгляд, также можно использовать в качестве аргумента, например, на тему «Кого можно назвать добрым человеком?» (Транслируется фрагмент фильма «Мастер и Маргарита»)

- Так какого же человека, по мнению Иешуа, можно считать добрым?

Подумайте и запишите, какие аргументы вы возьмете в качестве доказательства своего тезиса.

(1-2 минуты)



 Задание 5 Давайте вспомним с вами виды заключений.

Заключение – вывод;

Заключение – призыв;

Заключение – выражение надежды;

Заключение – цитата

Подумайте, какое заключение подойдет именно вашей теме, попробуйте написать заключение. (Если позволяет время, 5-7 минут)



 IV  Поведение итогов урока

Итак, мы с вами сегодня в очередной раз вспомнили структуру итогового сочинения, постарались раскрыть понятие «доброта» и подобрать аргументы из литературы.

 V Домашнее задание. Дома ваша задача – завершить работу над сочинением на выбранную тему.

VI Рефлексия

Выберите, пожалуйста, тот смайлик, что соответствует вашей готовности к итоговому сочинению. Кроме того, пройдите по QR-коду и оцените пользу сегодняшнего урока.

А завершить урок мне хотелось бы следующим высказыванием.

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Толстой Лев Николаевич


Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас добавлял эту приправу во все ваши дела и поступки…














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!