Конспект урока в 11 А классе по теме
«Производная показательной и логарифмической функций»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учитель: Якимова В. А.
Дата проведения: 12.10.2022 г.
Урок по теме «Производная показательной и логарифмической функций» продолжает раздел «Производная и ее геометрический смысл».
Цель урока: ввести понятие производных показательной и логарифмической функций, их формулы, а также производные различных комбинаций этих функций и научить применять их при решении заданий. Создать условия для формирования УУД:
1. Предметные: формировать умение оперировать понятиями «производная показательной функции» и «производная логарифмической функции», использовать формулы производных показательной и логарифмической функций с разными основаниями.
2. Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
3. Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Планируемые результаты: учащийся научится оперировать понятиями «производная показательной функции» и «производная логарифмической функции», использовать формулы производных показательной и логарифмической функций с разными основаниями.
Основные понятия: элементарные функции, производная показательной функции, производная логарифмической функции, число е, формула перехода к новому основанию в логарифмической функции.
Технология проведения: фронтальная, индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.
Структурные компоненты урока:
Организационный этап
Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Первичное закрепление нового материала
Контроль усвоения
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие. «УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ» эти слова Аристотеля станут эпиграфом к уроку.
Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.
В 17 веке Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений.
Позже Исаак Ньютон получил теорию интегральных и дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.
Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, интеграла, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.
И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде мы с вами ее изучаем. Причем с производными вы встречаетесь не только на уроках математики, но и на уроках физики и химии.
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
На прошлых уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные сложных функций. Назовите функции, производные которых вы уже умеете вычислять.
Какие еще функции вы изучали в прошлом году? Умеем ли мы находить их производные? Значит, тема нашего сегодня урока …
3. Проверка домашнего задания
№ 818 (1), № 820 (1,3) на стр. 244 и № 875 (1,3,5) на стр. 257.
4. Актуализация знаний
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним определения функций, проведем их классификацию. На доске карточки с формулами функций, их надо правильно расположить в таблице, последний столбик заполним в конце урока (по мере ответов на вопросы заполняется таблица).
Определение показательной функции;
Определение логарифмической функции;
Понятие экспоненты, чему она равна;
Определение натурального логарифма.
Функции | D(f) | E(f) | Возрастает | Убывает | f '(x) |
Показательная у = ax | R | (0;+∞) | При а 1 | При 0 | |
Логарифмическая | у = log a x | (0;+∞) | R | При а 1 | При 0 а 1 | |
у = ln x | |
Экспонента у = ех | R | (0;+∞) | R | - | |
А теперь как находятся производные функций уже вам известные (фронтальный опрос по ранее изученным формулам вычисления производных. Учащиеся выходят к доске по одному и записывают формулы в столбик)
Чему равна производная:
от числа,
от переменной х,
от выражения kx + b,
от суммы функций,
от произведения числа на функцию,
от произведения двух функций,
от частного,
степенной функции,
5. Изучение нового материала
Запишите в тетрадях тему урока «Производная показательной и логарифмической функций».
Элементарными функциями называют степенную, показательную,
логарифмическую и тригонометрические функции, а также их различные комбинации. При решении многих практических задач часто приходится находить производные таких функций.
Производная показательной функции
Показательная функция f(x)=ax, где а 0, a ≠ 1, определена на всей числовой прямой и имеет производную в каждой ее точке. Любую показательную функцию можно выразить через показательную функцию с основанием у по формуле:
ax = exln a (1), так как exln a= (eln a)х= ах.
Стоит отметить уникальное свойство функции ех - производная данной функции равна ей самой: (ex)' = ex (2).
Рассмотрим примеры. Найти производную:
1 )
2) (3e2x)' = 3e2x · (2х)' = 3e2x · 2 = 6e2x
3) (e3x + 1)' = e3x + 1 (3х + 1)' = e3x + 1 · 3 = 3e3x + 1
4) (e - 2x - 4)' = e - 2x - 4 (- 2х - 4)' = e - 2x - 4 · (-2) = - 2e - 2x – 4
Замечаем, что, применяя правило дифференцирования сложной функции, получим: (ekx+b)' = kekx+b (3).
Найдем производную для ax , где а 0, a ≠ 1. Используя формулы (1) и (3), получим:
(ax)' = (exln a)' = exln a (х · ln a) =│ln a = const│= exln a · ln a =│ exln a = ax │= ax · ln a
Итак, (ax)' = ax ln a (4).
Рассмотрим примеры. Найти производную:
1) (2x)' = 2х · ln 2
2) (0,7х)' = 0,7х · ln 0,7
3) (- 5х)' = не существует, т.к. основание (– 5), а – 5
Производная логарифмической функции
Логарифмическую функцию (log a x) с любым основанием а 0, а ≠ 1
можно выразить через логарифмическую функцию с основанием е с помощью формулы перехода
log a x = (ln x) / (ln a) (5)
Производная функции (ln х) выражается формулой:
(6)
Рассмотрим примеры. Найти производную:
1) (ln (4х – 3))' = (1 / (4х – 3)) · (4х – 3)' = (1 / (4х – 3)) · 4 = 4 / (4х – 3)
2) (ln (1 - 2х))' = (1 / (1 - 2х)) · (1 - 2х)' = (1 / (1 - 2х)) · (-2) = - 2 / (1 - 2х)
Замечаем, что, применяя правило дифференцирования сложной функции, получаем:
(7)
Найдем производную для (log a x) , где а 0, a ≠ 1. Используя формулы (5) и (6), получим:
(log a x)' = ((ln x) / (ln a))' = ((ln x)'·(ln a) - (ln x)·(ln a)') / (ln a)2 =
= ((1/х)·(ln a) - (ln x)· 0) / (ln a)2 = (1/х)·(ln a) / (ln a)2 = │(ln a) сокращаются │ =
= (1/х) / (ln a) = 1 / (х · ln a)
Итак, (8)
6. Первичное закрепление нового материала
Игра «Кто быстрее». Какая команда решит побольше задач в короткое
время. Работа по учебнику № 831 (2,4), № 832 (2,4,5,6), № 833 (2,4,5), № 834 (2,4).
7. Контроль усвоения
Р абота по карточкам в парах с самопроверкой результатов (карточки на интерактивной доске).
Впишите производные показательной и логарифмической функций в последний столбец таблицы, которая была в начале урока:
Функции | D(f) | E(f) | Возрастает | Убывает | f '(x) |
Показательная у = ax | R | (0;+∞) | При а 1 | При 0 | ах lna |
Логарифмическая | у = log a x | (0;+∞) | R | При а 1 | При 0 а 1 | |
у = ln x | |
Экспонента у = ех | R | (0;+∞) | R | - | ex |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока
Ответьте на вопросы:
1. Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
2. При выполнении каких заданий вы ошиблись? Почему?
3. Каковы причины успехов (неудач) вашей деятельности на уроке?
Дать качественную оценку работы всех групп и отдельных обучающихся.
9. Информация о домашнем задании
& 47 стр. 245 - 247, № 831 (1,3), № 832 (1,3), № 833 (1,3), № 834 (1,3).