СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по теме: «Морфология как раздел лингвистики. Слово и его грамматическое значение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме: «Морфология как раздел лингвистики. Слово и его грамматическое значение».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по теме: «Морфология как раздел лингвистики. Слово и его грамматическое значение».»

чКонспект урока в 5 классе по теме: «Морфология как раздел лингвистики. Слово и его грамматическое значение».

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Фонетика Орфоэпия Орфография Лексикология Морфемика

Что они изучают?

И сегодня мы  приступим к изучению нового раздела «Морфология»

А только ли лексическое значение есть у слова? подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

- Предложение ли перед вами? Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы предложение получилось? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки. То есть грамматическое значение слова.


- Как же будет звучать тема нашего урока? (Грамматическое значение слова). Откройте тетради и запишите число и тему урока 


Взгляните на слова:

Берёза, бабушка, ёлка, доска.

Одинаковое ли у них лексическое значение? Конечно, нет. Но я утверждаю, что эти слова похожи. Права ли я? Я могу объединить их в одну группу. Почему? Обсудите в парах. (У этих слов окончание -а- . Оно указывает на Ж.Р.,ЕД.Ч.,ИМ.П., то есть общее грамматическое значение).

Это грамматическое значение слов. (Если не называют, возвращаемся к теме урока, спрашиваем, о каком значении мы еще сегодня подробно не поговорили).



Как вы думаете, для чего важно грамматическое значение слова? (Чтобы правильно строить словосочетания, предложения, тексты).

Интересно, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю, чтобы точнее ответить на этот вопрос, решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской

Текст сказки есть на каждой парте.

 Чтение сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые». 


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок 
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Понимаете ли о чем речь? Давайте предположим, какие части речи здесь могут быть представлены?

имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

Назовите однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

-Ребята, о ком же этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их устно: форма, масса, характер.
- Как могли бы перевести название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

Какой вывод можно сделать? Для чего же нужно ЛЗ, для чего ГЗ. Что важнее? (для понимания текста важно ЛЗ, а для построения предложений, текстов, связи в них слов важно ГЗ).

Упр. 381, 382, 383 Советы помощника, 384, 385, 386/,

Домашнее задание: 387 (3,5 А,Б), 395. Составить предложения со словарными словами на полях (металлолом, тетрадь, солома, экспедиция, капитан, лейтенант)

Урок 2 Имя существительное как часть речи

Упр. 389,390, 391, определение, 392 (1 часть списать, подчеркнуть сущ.), определ. Собственные им. Сущ. ПРАВИЛО, заметки, упр. 393, 394 (3Б, 4А).



Л.Петрушевская «Пуськи бятые». 


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!



Понимаете ли вы, о чем речь? Найдите в тексте

имена прилагательные:
глаголы:
имена существительные:

Назовите однокоренные слова:
а)
б)
в)

г)

Работа в парах. О ком же этот текст? Опишите их устно: форма, масса, характер. Как могли бы перевести название сказки?



Л.Петрушевская «Пуськи бятые». 


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!



Понимаете ли вы, о чем речь? Найдите в тексте

имена прилагательные:
глаголы:
имена существительные:

Назовите однокоренные слова:
а)
б)
в)

г)

Работа в парах. О ком же этот текст? Опишите их устно: форма, масса, характер. Как могли бы перевести название сказки?



Л.Петрушевская «Пуськи бятые». 


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!



Понимаете ли вы, о чем речь? Найдите в тексте

имена прилагательные:
глаголы:
имена существительные:

Назовите однокоренные слова:
а)
б)
в)

г)

Работа в парах. О ком же этот текст? Опишите их устно: форма, масса, характер. Как могли бы перевести название сказки?



Л.Петрушевская «Пуськи бятые». 


Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!



Понимаете ли вы, о чем речь? Найдите в тексте

имена прилагательные:
глаголы:
имена существительные:

Назовите однокоренные слова:
а)
б)
в)

г)

Работа в парах. О ком же этот текст? Опишите их устно: форма, масса, характер. Как могли бы перевести название сказки?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!