СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе по учебнику шмелёва а.д. тема:» культура речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие культуры речи учащихся и формирования чувства уважения к родному языку. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе по учебнику шмелёва а.д. тема:» культура речи»»

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ШМЕЛЁВА А.Д.

ТЕМА:» КУЛЬТУРА РЕЧИ»



Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.



Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

  2. Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

  3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

  4. Формировать навыки речевого общения.

Оборудование: карточки со словами, компьютер, диапроектор, аудиозаписи.



Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Ребята, всегда ли мы правильно говорим? Как мы с вами оцениваем человека? Может ли быть главной оценка человека по тому, как он говорит?

  3. ( Ребята высказывают свои мнения)

  4. А теперь заглянем в наш учебник. На странице 57 есть высказывание в рамочке: « Культура речи – признак культурного человека. Владение культурой речи основывается на знании правил языка». Как вы понимаете эти слова?

  5. Итак, как мы назовем наш урок? Да, урок культуры речи.( запись даты, темы урока)

Перед тем как провести урок, наши учащиеся провели опрос в классе по анкете, данной в учебнике на стр 56. Познакомят нас с результатами опроса наши консультанты( Слушают результаты опроса по анкете)

АНКЕТА

Зачем нужно грамотно писать и правильно говорить?

  1. Чтобы получать хорошие отметки на уроках.

  2. Чтобы взрослые не ругали за плохие отметки на русском языке.

  3. Чтобы тебя могли хорошо понимать, когда будешь с кем-то говорить и кому-то писать.

  4. Предложи свой вариант ответа.

УЧИТЕЛЬ:

- Да, действительно проблема культуры речи очень актуальна. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. «Умение правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». (Цицерон, древнеримский политик и философ, блестящий оратор).



  1. Работа по теме урока.

(Определение понятия «культура речи»)

- Что мы вкладываем в понятие «культура речи»?

Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?

КУЛЬТУРА РЕЧИ



правильно произносить правильно общаться

слова

правильно употреблять речь образная, живая

слова

- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация.

6. РАССТАВИМ ударение в словах: (высвечиваю через диапроектор)

Академик, алфавит, инструмент, досуг, библиотека, средства, украинский, диалог, каталог, сформировать, торт – торты, бант – банты, агент, простыня, диагноз, верба, издавна.

  1. А теперь поработаем в парах!

Учитель называет слова, а дети записывают их в тетрадь со словом «много»:

Яблоко, мандарин, солдат, груша, помидор, бант, конфета, апельсин, баклажан.



Проверка работы в парах. Паре без ошибок ставим оценку.

  1. Прослушивание аудиозаписи. ( упр 91 на стр. 57)

  2. Письменная работа над упр 90, страница 57.

  3. Работа над правильным произношением звуков:

( высвечивается правило через диапроектор)

/ТЬСЯ и ТСЯ произносятся как (ЦА)-в глаголах- возвратиться;

/ОГО и ЕГО произносятся как ( ОВО, ЕВО);- красного, синего.

/ГК произносятся как ( ХК) – лёгкий, мягкий

/ЧН произносится как (ШН)- скучный, прачечная, скворечник, конечно;

/ ЧТ произносится как (ШТ): что, чтобы, Но! НЕЧТО!

ВЫПОЛНЕНИЕ упражнения через диапроектор.

- Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.

  1. Об…, бегать, по, зелёный, луг, мальчики.

  2. Об…, девочки, на, вышли, прогулку.

  3. Об..их, взять, спортсменов, на соревнования.

Об..их, взять, на, гимнасток, соревнования.



ФИЗМИНУТКА ( упражнения для глаз)



РАБОТА по учебнику над текстом, страница 62, № 100.

Сначала дети читают текст про себя, затем слушают текст в аудиозаписи и обращают внимание на то, как произносятся выделенные слова в тексте.

( Прижился, лакомства, начали, взялись, далеко, прибрали, кухонный)

ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: из упражнения 100 выписать слова с пропущенными орфограммами. Сделать синтаксический разбор предложения : Так незаметно прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!