СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе «Реальность и фантазия в творчестве художника».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучение нового материала (комбинированный). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе «Реальность и фантазия в творчестве художника».»

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе


Тема урока: «Реальность и фантазия в творчестве художника».

Тип урока: Урок изучение нового материала (комбинированный)

Цель урока: Формировать у учащихся представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ (фантазию), научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить учащихся с

определениями-терминами (художественное творчество), фрагментами стихотворений (Н.Н. Носов), высказываниями об искусстве (В.П. Вахтерова) , особенностями творчества великих русских художников на примере картины М.З. Шагал «Влюблённые. Прогулка», В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», М.К. Чюрленис «Создание мира», «Знак зодиака», и другие.

Задачи урока:

1. Сформировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве, на примере некоторых работ известных художников.

2. Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

3. Воспитать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения различных известных художников.

Оборудование: телевизионный экран, ноутбук, компьютерные колонки, презентация со слайдами, учебник стр. 56-57 .

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся, для которых проектируется урок (занятие):

Учащиеся владеют:

Регулятивными УУД:

- определяют цель и проблему в учебной деятельности.

- формулировать правильные и грамотные вопросы по теме;

-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную;

  Познавательные УУД:

-составлять речевое высказывание по алгоритму.

-выделять информацию, существенную для решения проблемы (или возникшей проблемной ситуации)

·Коммуникативные УУД:

- обоснованно, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения

 Личностные УУД: -осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы.




Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

1.Научиться уважительно, относиться к культуре своей страны, эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства, как значимой сферы человеческой жизни, и выражать своё отношение к ним, на примере некоторых работ известных художников, отличая реальность от фантазии, развивать самостоятельность в поиске решения различных задач.

2. Научиться формировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве, получить представление о реальности и фантазии в творчестве художников, научиться выполнять творческую работу, используя свою фантазию и воображение.




Повышенный уровень




Необходимый уровень


Регулятивные

1. Развивать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

2. Работать по предложенному плану, стараться оценивать успешность своего задания.


Повышенный уровень



Необходимый уровень

Познавательные

1.Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, развивать умение осуществлять анализ художественного произведения.

2.Уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Повышенный уровень



Необходимый уровень


Коммуникативные

1. Внимательно слушать и понимать других, делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать умение выражать свои мысли, в оценочном суждении вступая в беседу, и анализ картины.

2.Развивать умение выслушивать и принимать различные точки зрения и пытаться формулировать собственное мнение, высказывая свои мысли и предложения

Повышенный уровень



Необходимый уровень


Личностные

1.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с реальностью и фантазией в творческой деятельности художников.

2. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.


Повышенный уровень



Необходимый уровень




Литература:

1. «Изобразительное искусство». «Искусство в жизни человека» 6класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А.Неменская ; Под редакцией Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2014г.


2. Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова.

– Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

3- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций 3-е издание / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011.



План-конспект урока

« Реальность и фантазия в творчестве художника».


Этапы урока


Задачи этапа

Методы, приемы

обучения


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

Умения

УУД и предметные действия

1) Мотивационно – целевой этап

(организационный)















-  Подготовить учащихся к работе на уроке.

- Подвести к теме урока

-Путём рассуждения

( над вопросом) сделать соответствующие выводы.

( рассказ

Н. Носова)





Словесный, игровой,

беседа, рассуждение.

Частично-поисковый


































Проверка организации рабочего места. Эмоциональный настрой: (включается спокойная фантастическая музыка) (Слайд № 1)

- Закройте глаза и представьте что-то, от чего ваше настроение сразу становится лучше. Расскажите, пожалуйста, что вы представили.

- Кто-то представил любимого человека, кто-то игрушку или другой предмет, кто-то картину природы.

А что вам понадобилось, чтобы представить их? (воображение, фантазия).

-У Николая Николаевича Носова есть рассказ «Фантазёры». ( Слайд № 2)

В нём говорится о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:

-Я раньше летать умел,- говорил один. (Слайд № 3)

-А я был в Африке, и меня там крокодил съел,

- соврал другой.

- Почему же ты теперь живой?- спросил его друг.

-А он меня потом выплюнул!- засмеялся мальчик. Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел ещё один мальчик.

Послушал он разговор мальчишек и сказал:

-Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.

Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить. (Слайд № 4)

Послушайте стихотворение: «Фантазёры» (Слайд № 5)

Вы океан переплывать не пробывали?

А акула вам, случайно, голову не откусывала?

Ну хоть на Луне-то вы, надеюсь, были? Нет?!

Так вы просто не фантазёры. Вот Мишутка

со Стасиком проделывали всё это сотни раз!...

В детстве мы все фантазёры. Мечтаем, превращая свою жизнь в сказку.

Учитель: - Кто такой фантазёр? (Слайд № 6)

Учитель: Фантазёр-это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.

-Как вы думаете ребята, что такое фантазия? (Слайд №7)

-Допустим ли вымысел в науке? (Слайд №8) -Возможен ли вымысел в искусстве? Учитель: Да. Такое право на вымысел отличает искусство, от науки. (Слайд №9).



Проверяют готовность рабочего места.

Рассказывают о том, что представили.



















Отвечают на вопросы

(чтобы мечтать, делать открытия, создавать новое).

Определяют тему урока.






Познавательные: Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, уметь делать выводы.

Коммуникативные: Внимательно слушать и понимать других.

Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения ответов на предложенный вопрос.

Регулятивные: Стараться оценить успешность

( правильность) своего задания

( ответа)





2) Ориентировочно – мотивационный этап



Путём рассуждения

( над вопросом) сделать соответствующие выводы, для того, чтобы выяснить, какие цели мы можем преследовать на сегодняшнем уроке.

- Объяснение понятия художественное творчество








Словесный,

беседа, рассуждение





































Наглядный, словесный

рассказ,

беседа



























































Чем фантазия отличается от лжи? ( Слайд №10).

Учитель: Буост Пьер писал о том, что лживые обещания раздражают больше, чем откровенные отказы. ( Слайд № 111 ).

Что общего между фантазией и воображением? (Слайд № 12 )

-Что мы видим каждый день своими глазами вокруг себя? (ответы учащихся)

(реальность жизни) (Слайд №13).

Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока:

- Как вы думаете какая тема нашего урока? (ответы учащихся).

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока (учитель объявляет тему урока)

«Реальность и фантазия». Но не просто реальность и не просто фантазия, а реальность и фантазия в творчестве художника. (слайд №14)


Учитель: - Как вы думаете, какие цели мы можем преследовать на сегодняшнем уроке по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"? (Слайд № 15).

-Больше узнать о художественных произведениях в реальности и фантазии и роли фантазии и реальности (правды) в творчестве художников.

-Больше размышлять и анализировать художественные произведения.

-Развивать умения видеть и воображать, мечтать и фантазировать, создавать новые образы.

-Поддерживать беседу-диалог, беседу-размышление, работать в парах.

-Раскрыть тему «Реальность и фантазия в творчестве художника» на примерах картин.

-Выполнять практическую работу (Слайд № 16).

Эпиграфом нашего урока станут слова:

В.П. Вахтерова «Искусство помогает каждому войти в мир изящной фантазии и мечты» (слайд № 17).

Сейчас предлагаю объединиться в мини группы (по 4 человека) и ответить на такой вопрос: - Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия и воображение? Мастер изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает….фантазия. Мастер изображения придумывает фантастические образы, на которые вдохновляет его природа. (Слайд №18)

На протяжении уроков в этом году, вы занимались художественным творчеством. На доске символ понятия "художественное творчество"

(слайд №19).









 Художественное творчество-это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Творческое воображение- предполагает самостоятельное создание образа.( Слайд №20)

Учитель: Дайте разъяснение, как вы понимаете это высказывание?

«Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества»

(Слайд № 21).

Продолжаем работать с презентацией.

Учитель: Что такое реальность – это наш существующий мир ( Слайд №22)

а фантазия – плод нашего творчества.

Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать (Слайд № 23).

Художник придумывает сказочно – фантастические сюжеты, иные миры, небывалые страны (Слайд № 24).

В фантастическом мире может быть реальным существование любых фантастических существ (Слайд № 25).

А как же реальность, может от неё следует отказаться? Конечно же, нет, реальность рассказывает нам о событиях прошлого (Слайд №26). Перед вами репродукция картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Можете ли вы сказать реальность это или фантазия? (есть и реальное, есть и сказочное). Ценность искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за саму реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю (Слайд № 27).

-Что такое «правда искусства»? (ответы).

А теперь, рассмотрим другое художественное произведение.

Открываем страницу 57 учебника и рассматриваем картину.(Слайд № 28). (Представлена картина Марка Шагала «Прогулка») (название картины не сообщается). Учитель: - Расскажите что вы видите на картине?(ответы)

Обратите внимание на колорит этого произведения: серо – чёрное; тёмно-зелёное; оттенки красной гаммы цветов.

Можете ли вы, не всматриваясь в происходящее на полотне, сказать каков сюжет по своему характеру: радостный, печальный, трагичный, торжественный?

О ком же рассказывает нам художник? Картина называется «Прогулка»

- Что вам представляется в этом произведении , какой сюжет?

-Так что же представляет собой картина М.З. Шагал «Прогулка» реальность, правду или вымысел, фантазию?

(после обсуждения) .Теперь заполним таблицу.










В таблице две колонки:

1. творческое воображение художника.

2. Творческое воображение зрителя (Слайд № 29).

Вторую колонку заполняют учащиеся, а затем первую колонку - учитель.


Учащиеся отвечают

Учащиеся ставят и определяют цели урока.

Рассуждают, отвечают на вопросы

Формулируют цели и задачи:

- понять роль реальности и фантазии в творчестве художника

- узнать, что такое творческое воображение и как оно проявляется в творчестве художников,

- с помощью каких выразительных средств можно создать фантастич.

рисунок
















Учащиеся размышляют и отвечают на вопрос.



Познавательные:Уметь делать выводы, развивать владение навыком построения логических рассуждений.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель, планировать её реализацию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения ответов на предложенный вопрос


3)Поисково – исследовательский этап












Найти ответ на вопрос: Реальность и фантазия! Может быть от чего – то отказаться?

- Научиться анализировать картины художников, высказывая своё личное мнение





Физкультминутка


Алгоритм заполнения колонки:

  1. Как бы вы назвали эту картину?

  2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

  3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, «зачем» он её написал?

  4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он это достиг: а) жанр картины; б) сюжет и композиция; в) рисунок, ритм, колорит… (Слайд № 30).

Учитель заполняет первую колонку, используя размышления самого автора или критиков, анализировавших это произведение. Записи в колонках сравниваются.

М.З.Шагал «Прогулка»

Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия, то что изобразил мастер.

… Разве может быть так, чтоб люди летали? В этом произведении выражена реальность, правда чувств художника… (Слайд № 31).

Выводы: «При создании произведения художник

Пропускает реальность через свою фантазию.

Правда искусства – это реальность, пережитая человеком (Слайд № 32).

Физкультминутка: На раз подняться, потянуться,

-На два, согнуться, разогнуться

-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.

-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать

-На пять, нам солнце показать.

-На шесть, за парты тихо сесть. ( Слайд № 33)


Реальность в произведении повёрнута к зрителю теми её сторонами, которые выбрал художник, которые взволновали его. Слайд № 34).













В созданных произведениях раскрываются явления жизни, пропущенные через фантазию автора, его отношение к действительности. (Слайд № 35).

Порой художник изображает не действительность, а фантастический мир, для того чтобы передать  зрителю своё настроение. (Слайд №36.

Художнику требуется мастерство владения средствами художественной выразительности, чтобы передать свои переживания нам – зрителям.

На пример в творчестве знаменитого композитора и живописца М..К. Чюрлениса, художник сочиняет и изображает то, чего нет на самом деле:

« Сотворение мира», «Знаки зодиака» (Слайд № 37).


Художник может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни людей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ. А мы понимаем это, и не считаем его обманщиком (Слайд № 38). Во сне наши сказочные фантазии продолжаются. Нам снятся добрые волшебные сны

(Слайд № 39).


Слушают, запоминают,

участвуют в беседе, в анализе картины.



































2 человека отвечают на вопрос:

Что вам известно об этом историческом событии?

( дополнительный материал подготовлен дома)


Познавательные: Уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами

Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с реальностью и фантазией в творческой деятельности художников, эмоциональное «проживание» сюжета картины, выражение своих эмоций.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.

Регулятивные: работать по предложенному плану (план работы над картиной)








Предметные: Научиться формировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве (на примере работ художников), научиться эмоционально, воспринимать произведения различных видов искусства






4)Практический этап







- Выполнить творческую работу






Словесный,

Практический,

беседа




Сегодня нам с вами предстоит интересная творческая работа. ( Слайд № 40)

Вам предстоит примерить на себя образ художника. Сейчас мы тоже немного пофантазируем и выполним творческую работу, в которой вы можете объединить одновременно и фантазию и реальность. Для этого у вас есть всё необходимое. Сначала вам нужно взять в руки чёрный лист, прочертить закрытыми глазами произвольную изогнутую линию и разрезать лист по линии. Затем проявить всю свою фантазию и воображение, внимательно посмотреть на 2 получившиеся части, приклеить их на ваш лист и используя маркеры дорисовать. У каждого из вас получиться своя творческая работа, а в конце урока мы посмотрим, что же у вас получилось.



Отвечают на вопрос, аргументируют свои ответы.


Ребята выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение








Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач (при выполнении индивидуальной творческой работы)

Регулятивные:

Умение работать по предложенному учителем плану.

Предметные: научиться выполнять творческую работу, используя свою фантазию и воображение.









5) Рефлексивно - оценочный этап









- Дать оценку своей творческой работе








Словесный,

беседа - рассуждение


.







Прошу выйти к доске тех ребят, кто хотел бы продемонстрировать нам свои работы. Мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу. Справились ли вы с работой, вы молодец, или вам нужно ещё поработать, так как что- то не получилось или, вам было тяжело выполнить работу.

(Выслушиваем мнения ребят)

А мне кажется, вы все сегодня замечательно справились с работой. Как вы считаете, ребята, что нового мы узнали сегодня, чему научились?

Что понравилось на уроке?

Рефлексия: (Слайд №41)

1.Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека?


2.Помогает ли искусство развитию фантазии?


3.Как вы думаете, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?


4.Нужно ли зрителю воображение для понимания картин?


Вопрос: Зачем человеку нужны фантазия и воображение? (Слайд № 42).

- Всё, о чём мы говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту .(Слайд № 43 )

На следующем уроке вы узнаете, как творческое воображение художника проявляется в жанре натюрморта.

Тема «Реальность и фантазия в творчестве художника»

раскрывалась на протяжении столетий, и до сих пор она остается актуальной, среди современности.(Слайд № 44)

А не сегодня наш урок подошёл к завершению, спасибо всем за работу.(Слайд № 45)










Отвечают на вопросы.

Ребята сами анализируют и оценивают свою работу.

Ответы детей.

Сегодня мы узнали, что такое творческое воображение и как оно проявляется в творчестве художников.

Смогли выполнить интересную творческую работу, используя своё собственное воображение










Регулятивные: Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Познавательные: Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать владение навыком построения логических рассуждений. связей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении.


6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению





На следующий урок вам нужно принести, лист А3, карандаш, восковые мелки.

А также найти любую репродукцию картины известных художников, где вместе шагают реальность и фантазия. ( Слайд № 46)

Целью домашнего задания будет закрепление пройденного материала посредством того, что учащиеся должны найти любую репродукцию картины известных художников, где вместе шагают реальность и фантазия.

Когда учащиеся будут искать репродукцию, они вспомнят тему, пройденную на уроке. Познакомятся с новыми художественными произведениями. А когда найдут, им придётся обязательно ответить на вопрос: Реальность это или фантазия? (а это уже небольшой мозговой штурм).(Слайд № 47-интернет ресурсы).




Записывают домашнее задание

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!