Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему
«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 9
Тюменцева Юлия Викторовна
2019 год
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».
Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.
Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.
Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.
Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.
Технологическая карта урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствие обучающихся | Подготовка рабочих мест | Коммуникативные (слушать и понимать речь других) |
Постановка цели и задач урока (мотивация). | В ходе беседы формулирует цель урока. | В ходе беседы формулируют задачи урока | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера. |
3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений. | Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте) | | Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения. | | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивная (оценка результатов домашней работы). Личностные (нравственно-этическая ориентация). | |
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.
| Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста | Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.
| Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения) Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).
|
6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач. | Организует работу по анализу проблематики рассказа. | Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.
| Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
5.Динамическая пауза | Зачитывает высказывания известных людей о доброте | Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет. | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье |
7. Рефлексия деятельности. | Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)
| Устанавливают причинно-следственные связи. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения. |
8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. | Комментирует домашнее задание. | Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода). | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания. |
Конспект урока
Доброта – это единственное одеяние,
которое никогда не ветшает.
Генри Дэвид ТОро
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века».
Слайд 2
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова американского писателя 19 века Генри Дэвида Торо : «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
Слайд 3
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Слайд 4
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
Виктор Гюго
Слайд 5
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
Слайд 6
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
- Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания? (доброта)
- Какие ассоциации вызывает слово «доброта»?
- Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Скажите, встречали ли мы с вами литературных героев, обладающих этими качествами?
А в жизни вы встречали добрых людей?
А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?
Слайд 10
Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Но прежде, чем приступить к чтению рассказа. Нужно немного узнать о том, как Л.Н.толстой создавал этот рассказ.
Слайд 11
Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.
Слайд 12
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)
- Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Откройте, пожалуйста, стр.29 учебника.
= Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.
На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.
Примерные ответы учеников:
- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.
- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.
Слайд 13
Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится».
Слайд 14
- Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
- А что почувствовали?
Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Расскажите об отношении Жанны к мужу.
Слайд 15
(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)
Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)
Слайд 16
Что говорит о том, что это бедная семья?
Каковы взаимоотношения в семье?
Слайд 17
Как описана забота родителей о детях?
Слайд 18
Почему отец рыбачит в бурю?
О чем думает Жанна?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Слайд 19
Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».
Слайд 20
Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)
Почему? (Та больна)
Что же могло случиться в доме соседки?
Слайд 21
Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко».
Слайд 22
Почему в избушке сыро и холодно?
Что можно сказать об умершей матери?
Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?
Слайд 23
Как вы думаете, а что же сделает Жанна?
(Ребята выстраивают предположения)
Слайд 24
Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».
Слайд 25
Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»
Слайд 26
Почему она стала бояться мужа?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Что же произойдет дальше?
Слайд 27
Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки…»
Слайд 28
С каким настроением вернулся рыбак домой?
Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
Что ей скажет муж, когда узнает о детях?
Слайд 29
Чтение рассказа до конца
Слайд 30
- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
- О чем этот рассказ?
Неожиданна ли для вас концовка рассказа?
Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?
Понравился ли вам рассказ Толстого?
Слайд 31
Какова главная мысль этого рассказа?
(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)
(В первую очередь они проявили милосердие).
Слайд 32
Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?
(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
Слайд 33
(умершая соседка – Симон)
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Слайд 34
Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?
Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на
самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).
Какими сокровищами обладали герои рассказа?
А мы с вами обладаем этими богатствами? Вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Слайд 35
Что понравилось вам в произведении?
Над чем задумались?
Справились ли мы с поставленными задачами?
- Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
- Актуальна ли тема рассказа в наше время?
- Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века Андрея Дементьева,
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.
Слайд 36.
В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:
- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);
- развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?
- развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»
Спасибо за работу. До свидания.