СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе. Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и   проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».
  2. Путем замедленного прочтения  рассказа  дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
  3. Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.
  4. Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.
  5. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе. Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края







Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему

«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»





Подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 9

Тюменцева Юлия Викторовна

















2019 год





Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».

  2. Путем замедленного прочтения  рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

  3. Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.

  4. Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.

  5. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.



Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.



Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Подготовка рабочих мест

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

  1. Постановка цели и задач урока (мотивация).

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.


3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.

Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)


Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.



Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивная (оценка результатов домашней работы).

Личностные (нравственно-этическая ориентация).



4. Первичное восприятие и усвоение нового  учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.




Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста


Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.




Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)

Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).




6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.




Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Динамическая пауза

Зачитывает высказывания известных людей о доброте

Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

7. Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)




Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.



















Конспект урока

Доброта – это единственное одеяние,

которое никогда не ветшает.

Генри Дэвид ТОро

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века».

Слайд 2

Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова американского писателя 19 века Генри Дэвида Торо : «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Слайд 3

Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.

Слайд 4

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
Виктор Гюго

Слайд 5

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

(Марк Твен)



Слайд 6



Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Ральф Уолдо Эмерсон

- Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания? (доброта)

- Какие ассоциации вызывает слово «доброта»?

- Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

  • Скажите, встречали ли мы с вами литературных героев, обладающих этими качествами?

  • А в жизни вы встречали добрых людей?

  • А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?

Слайд 10



Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Но прежде, чем приступить к чтению рассказа. Нужно немного узнать о том, как Л.Н.толстой создавал этот рассказ.

Слайд 11

Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.

Слайд 12

Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.

Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)

- Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Откройте, пожалуйста, стр.29 учебника.

= Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.

На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

Слайд 13

Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится».

Слайд 14

- Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?

- А что почувствовали?



Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Расскажите об отношении Жанны к мужу.

Слайд 15



(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)

Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)

Слайд 16

Что говорит о том, что это бедная семья?

Каковы взаимоотношения в семье?

Слайд 17



Как описана забота родителей о детях?

Слайд 18

Почему отец рыбачит в бурю?

О чем думает Жанна?

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Слайд 19



Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».

Слайд 20

Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)

Почему? (Та больна)

Что же могло случиться в доме соседки?

Слайд 21

Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко».

Слайд 22

Почему в избушке сыро и холодно?

Что можно сказать об умершей матери?

Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?

Слайд 23

Как вы думаете, а что же сделает Жанна?

(Ребята выстраивают предположения)

Слайд 24

Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».

Слайд 25

Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?

Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?

О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?

Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?

Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»

Слайд 26

Почему она стала бояться мужа?

(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).

Что же произойдет дальше?

Слайд 27

Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки…»

Слайд 28

С каким настроением вернулся рыбак домой?

Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?

Что ей скажет муж, когда узнает о детях?

Слайд 29

Чтение рассказа до конца

Слайд 30

- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

- О чем этот рассказ?



  1. Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

  2. Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

  3. Понравился ли вам рассказ Толстого?

Слайд 31

Какова главная мысль этого рассказа?

(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)

  • Какие качества проявили Жанна и её муж?

(В первую очередь они проявили милосердие).

Слайд 32

Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?

(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?

(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

Слайд 33

  • Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?

(умершая соседка – Симон)

  • Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».

(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).

Слайд 34

Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?

Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).



Какими сокровищами обладали герои рассказа?

А мы с вами обладаем этими богатствами? Вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.



Слайд 35

Что понравилось вам в произведении?

Над чем задумались?

Справились ли мы с поставленными задачами?



- Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

- Актуальна ли тема рассказа в наше время?

- Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века Андрея Дементьева,

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Слайд 36.

В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:

- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

- развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

- развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»



Спасибо за работу. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!