СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе по литературе по теме "М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется Желтеющая нива..."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе по литературе по теме "М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."»


21.11.18 год. Литература 7 класс.

Тема: «М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь понятие о молитве как о литературном жанре в лирике М.Ю.Лермонтова, знать, что М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Молитва». Соотносить произведение М.Ю.Лермонтова с духовным жанром. Видеть различия между произведением поэта и религиозной службой.

Познавательные: приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией. Понимание лирического произведения. Анализ художественных средств. Комплексный анализ лирического произведения.

Коммуникативные: воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом, умение сформулировать и высказать свое мнение. Умение договориться в паре и в группе. Уметь доказать свою точку зрения.

Регулятивные: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Уметь работать по плану. Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения. Оценивать правильность выполнения своих действий.

Личностные: определение своего эмоционального состояния. Ответственно относиться к учению.

Осознавать ответственность за работу в группе. Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.


Структура и ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.


Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя



Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р



Принцип психологической комфортности.


УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) - И. А. Крылов. «Слон и Моська»

Обучающийся с ОВЗ (УУО) – В.Орлов «Ученый кот»


Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.


Ученики читают тексты






Отвечают конспекты, работают с биографией автора



Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.


У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году.

- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

Словарь урока:

романтизм – в искусстве и литературе художественный метод в творчестве многих художников, состоящий в стремлении противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые мечтой художника;

лирический образ (герой) - условный образ человека в лирике, часто близкий к самому автору, но не тождественный ему, выражающий не только личные переживания поэта. но и, как всякий образ, содержащий в себе обобщение;

композиция – построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий;

катрен – один из самых распространённых видов стихотворной строфы с перекрёстной, охватной или смежной рифмой.



Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.





















Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками




4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать








Практикум.

Исследование текста.




Стихотворение выразительно читается учителем.

Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?

Что происходит с лирическим героем стихотворения в процессе молитвы?

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя?

Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?

Стихотворение «Молитва» написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Михаил Юрьевич давал двум другим стихотворениям в 1892 и в 1837 годах. Данное стихотворение было написано для княгини Марии Алексеевны Щербатовой. «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

А вот стихотворение «Ангел» написано поэтом в семнадцатилетнем возрасте (1831). До 1880 ода издания стихов Лермонтова, как правило, открывались «Ангелом».

О чем это стихотворение? Как вы понимаете его главную мысль?

В записи, датированной 1830 г. он вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её напевала мне покойная мать». Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в создании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти . Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Он верил в то, что некие звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер, звуков, роднящих человека с вечностью, соединяющих его с теми, кого уже нет. Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохранявшееся в черновике первоначальное заглавие стихотворения Лермонтова – «Песня Ангела» - «было гораздо точнее». Там же после второй строфы была ещё одна, опущенная:

О чем пел Ангел?

Как понимаете третью строфу?

Найдите строки, в которых передаётся признание превосходства небесного мира над земным?

Обратите внимание на композицию этого стихотворения. Из скольких строф состоит стихотворение?

Во всех ли строфах говорится об Ангеле?

Внимательно посмотрите на синтаксис этого предложения. На что указывает сочинительный союз «и» - употребленный 9 раз?

А вот как об этом стихотворении пишет В.А. Солоухин:

«Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Потом его поэзия превратится в потолок, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывшую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение «Ангел».

В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическом фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могу заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

А тут ещё в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там – она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти обморок. Потом он даже не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он её до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и, отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».


Учащиеся слушают историческую справку об Иване Грозном, отвечают на вопросы


Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.


5. Физминутка.

Организует смену деятельности.



Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями


Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.



Когда волнуется желтеющая нива…»

Зрелый Лермонтов, вопреки своим многим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле и на небесах.

- Послушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Оно написано в1837 году.

Анализ стихотворения.

  • Какие картины природы изобразил поэт в первой строфе? (ниву, лес, сливу, листок)

  • Какие краски преобладают в этой строфе? (желтый, малиновый, зеленый)

  • Какие картины природы нарисовал поэт во второй строфе? (росу,  вечер, утро, ландыш)

  • Какие краски он использует? (розовый, золотой, серебристый)

  • Какие картины природы изобразил поэт в третьей строфе? (ключ)

  • Какой цвет  используется для изображения ключа? (голубой)

  • В произведении не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года. Какие явления природы характерны для весны? («ландыш серебристый», «свежий лес»)

  • Для лета? («зеленый листок»)

  • Для осени? («желтеющая нива», «малиновая слива»)

  • Для чего Лермонтов соединяет разновременные явления? (для создания идеальной красоты, мир открывается перед поэтом во всем многообразии, он погружается в мир иного бытия)


Работа над стихотворением «Ангел».

- Стихотворение «Ангел» написано в 1831 годуЛермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»

- А литературовед  И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

Чтение стихотворения «Ангел». 

- Каким настроением  проникнуто стихотворение?

(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой  жизни).




Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.














Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес  молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез,  в котором  этой душе предстоит  жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.



Делают вывод


Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»


Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.




Ответить на вопросы.

-


Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

















































Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.

Цель: раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

1. Повторение:

- Почему герои «Песни...» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни...»расположены в поряд­ке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)

  • В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Пес­ней. ..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы зна­комство с его творчеством начиналось с «Песни...»?

- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Пес­не. ..»? (Прежде всего, былинные традиции, традиции народ­ных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны - традиции народной песни, плача.)

- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

- Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна - за­мужняя женщина?

2. Характеристика героев. Беседа по 2 части произведения

- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? (В начале второй главы отметим детали, точно рисующие быт того времени: «Отзвонили вечерню во святых церквах...»; «За­пирает Степан Парамонович / Свою лавочку дверью дубовою / Да замком немецким со пружиною...»; «И пошёл он домой... за Москву-реку» (купеческие дома в Замоскворечье). Объясним де­тям, что замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростово­лоситься», которое означает «опозориться, осрамиться»).


  • Какими средствами изображаются герои поэмы?

  • Кому из героев поэмы вы сочувствуете?

  • Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

  • По каким приметам можно утверждать, что купец предчув­ствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впе­реди будут тревожные события.)

  • Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)

- В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).

- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

- Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немило­сти»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?

- Что вы знаете о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.

- Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она гово­рит об этом?

- Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? (В этой части нет оценки поступка Кирибеевича от имени гус­ляров, но в описании переживаний Алёны Дмитревны мы видим что гусляры сочувствуют ей: И услышав то, Алёна Дмитревна Задрожала вся, моя голубушка, Затряслась, как листочек осиновый, Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася).

  • Почему купец Калашников принимает решение биться с цар­ским опричником?

  • Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей се­мьи?

- Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

  • Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?

  • Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?

  • Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей се­мьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим».)

  • Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.

В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также ви­дим оценку поступка Кирибеевича:

...Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич...

(Расскажем детям, что в описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, со­бытиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал са­мочинно превратить охотницкий бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича купцом было вос­принято как преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова вы­глядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда).

- Читаем описание схватки. (Калашников ударил Кирибеевича не по прави­лам — в висок, но при этом не приводят никаких ссылок, на каких основаниях можно считать этот удар запрещённым. В самой песне нет никаких указаний на то, что это нарушение правил. Мы считаем, что нет необходимости акцентировать внимание на ударе Калашникова: не этот удар является причиной гнева Гроз­ного, а само превращение охотницкого боя в судебный поеди­нок).

  • Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?

  • Каким представляется нам царь Иван Грозный? (Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы

его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.

  • Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

  • Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

  • Почему царь приказал казнить победителя в честном кулач­ном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

- Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.

Сравним эти строки с отрывком из народной песни «Василий и Софья»:

.. .Старый идёт — богу молится да наплачется,

Пожилой идёт — удивляется,

Малый идёт — натешится, наиграется!

  • Какие строки вам кажутся более выразительными?

- Какое отношение народа к герою выражают гусляры?

  • Какие художественные приемы используются в поэме? Ка­кова их роль?

  • Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

Комментарий учителя.

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольною волей», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке проявилось полное право на сохранение тайны перед ли­цом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь. Во времена террора и бесчестья Калашников отстаи­вает неприкосновенность своей семьи. За это он был казнён и погре­бён не по христианскому обычаю, а как разбойник - «промеж трёх дорог». Но, несмотря на это, он оставил о себе добрую память.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, каз­нённый царём и оклеветанный, становится народным героем.

3. Итоги урока

В жестокие времена опричнины произвол и беззаконие были обычным делом. Простой народ боялся опричников, знатные люди избегали с ними встреч. Но опричники были опорой царя.

Калашников отстоял свою честь, честь своей семьи, но поплатил­ся за это собственной жизнью, по приказу царя пошёл на плаху за соз­нательное убийство его «верного слуги». «Песня про... удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в духе песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казнённому Калашникову, осу­ждают царское решение, разошедшееся с мнением народным.

Белинский справедливо заметил: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее». Во все времена конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством» не утрачи­вает своей остроты.

- Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!