Урок 3 .Практические вычисления по табличным данным. Крупнейшие города России
Цель: способствовать развитию умений выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; содействовать развитию логического мышления.
1.Проблематизация, актуализация, мотивация.
Цель: мысленное отражение предстоящего действия, выраженного в знаках, формирование готовности адекватного запоминания и вербального воспроизведения условия задания.
- С чем работали на прошлом уроке? Проверка домашнего задания.
№24. Поезд 24( «Экспресс» выходит в 23:30)
№25.Поезд 802 ( прибытие в 00:21, билет от 1237 р) может опоздать в метро, если метро не около вокзала. Или Поезд 258 ( прибытие в 20:40, билет 1266 р.)
№26. Поезд 266 ( отправление в 22:07, прибытие в ,6:30)
- А что ещё и как можно делать в таблицах? ( производить расчеты)
Сообщение темы урока.
2.Отработка и закрепление.
(Решение задач.)
Цель: выполнение действий, адекватных условиям задания, понимание предметных закономерностей и оснований, обеспечивающих возможность экономных упрощающих действий.
- Часто бывает нужно знать, как изменяется тот или иной показатель спустя некоторое время. Рассмотрим, как изменилась численность населения крупнейших городов России в период с 2010 по 2019 года. Эти данные приведены в таблице 14 ( учебники 2022 года).
Распечатанная таблица раздается на парты.
Таблица 14. Население крупнейших городов России
Город | Население, тыс. чел. | Изменение в 2019 г. По сравнению с 2010 г. |
1979 | 2002 | 2010 | 2019 | тыс.чел. | в процентах |
Волгоград | 926 | 1011 | 1021 | 1013 | -8 | -0,8 |
Воронеж | 781 | 849 | 890 | 1054 | 164 | 18,4 |
Екатеринбург | 1210 | 1294 | 1350 | 1483 | 133 | 9,9 |
Казань | 989 | 1105 | 1144 | 1252 | 108 | 9,4 |
Красноярск | 795 | 909 | 974 | 1095 | 121 | 12,4 |
Москва | 7854 | 10126 | 11504 | 12616 | 1112 | 9,7 |
Нижний Новгород | 1342 | 1311 | 1251 | 1254 | 3 | 0,2 |
Новосибирск | 1309 | 1426 | 1474 | 1613 | 144 | 9,8 |
Омск | 1016 | 1134 | 1154 | 1165 | 11 | 1,0 |
Пермь | 998 | 1002 | 991 | 1054 | 63 | 6,4 |
Ростов – на- Дону | 925 | 1068 | 1089 | 1133 | 44 | 4,0 |
Самара | 1203 | 1158 | 1165 | 1157 | -8 | -0,7 |
Санкт -Петербург | 4067 | 4661 | 4880 | 5384 | 504 | 10,3 |
Уфа | 977 | 1042 | 1062 | 1124 | 62 | 5,8 |
Челябинск | 1030 | 1077 | 1130 | 1201 | 71 | 6,3 |
1. На сколько изменилось население Санкт-Петербурга в 2019 г. по сравнению с 2010 г.?
2. На сколько изменилось население Екатеринбурга в 2019 г. по сравнению с 2010 г.?
Чтобы найти изменении численности населения в каждом городе, мы из числа жителей города в 2019 г. вычли число жителей в 2010 г. Положительная разность означает увеличение численности населения, а отрицательная – уменьшение. Обычно изменения указывают в процентах. Найдем, например, процентное изменение
численности города Уфа:
* 100% = 5,8%.
Полученные данные занесем в таблицу ( см. последний столбец).
Стр. 23 № 39- 43 – устная фронтальная работа- (учебник 2022)
- К каком городе из таблицы 14 абсолютный прирост численности населения был наибольшим в период с 2010 по 2019 г.? ( тыс.чел.) ---- Москва
- В каких городах произошла убыль населения в этот же период? ----Волгоград, Самара
- В каком из российских городов из таблицы 14 относительный прирост населения был самым большим в период с 1979 г. по 2019 г.? – производим расчеты в парах
(Незаполненная таблица на партах учащихся) и получаем : Москва – 60,6%
Город | Население, тыс. чел. | Изменение в 2019 г. По сравнению с 1979 г. |
1979 | 2002 | 2010 | 2019 | тыс.чел. | в процентах |
Волгоград | 926 | 1011 | 1021 | 1013 | 84 | 9,4 |
Воронеж | 781 | 849 | 890 | 1054 | 273 | 35,0 |
Екатеринбург | 1210 | 1294 | 1350 | 1483 | 273 | 22,6 |
Казань | 989 | 1105 | 1144 | 1252 | 263 | 26,6 |
Красноярск | 795 | 909 | 974 | 1095 | 300 | 37,7 |
Москва | 7854 | 10126 | 11504 | 12616 | 4762 | 60,6 |
Нижний Новгород | 1342 | 1311 | 1251 | 1254 | -88 | -6,6 |
Новосибирск | 1309 | 1426 | 1474 | 1613 | 223 | 17,0 |
Омск | 1016 | 1134 | 1154 | 1165 | 149 | 14,7 |
Пермь | 998 | 1002 | 991 | 1054 | 56 | 5,6 |
Ростов – на- Дону | 925 | 1068 | 1089 | 1133 | 208 | 22,5 |
Самара | 1203 | 1158 | 1165 | 1157 | -46 | -3,8 |
Санкт -Петербург | 4067 | 4661 | 4880 | 5384 | 1317 | 32,4 |
Уфа | 977 | 1042 | 1062 | 1124 | 147 | 15,0 |
Челябинск | 1030 | 1077 | 1130 | 1201 | 171 | 16,6 |
- есть ли в таблице два города, в первом из которых абсолютный прирост численности населения больше, чем во втором, а в процентном отношении - меньше? Возможно ли такое? ---- Москва прирост 1112 больше , чем в городах Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Санкт- Петербург , в которых относительный прирост выше.
3. Подсчеты и измерения в таблицах
Цель: выполнение действий, адекватных условиям задания, понимание предметных закономерностей и оснований, обеспечивающих возможность экономных упрощающих действий.
Задание 1. В некотором классе был проведен опрос, какие у кого домашние животные. Получился следующий список:
Собака, собака, кошка ,никого, кошка, рыбки, кошка, никого, кошка, кошка, птицы, никого, собака, никого, кошка, птицы, собака, кошка, собака, никого, рыбки, кошка, собака, собака, кошка, никого, черепаха, никого, собака, рыбки, кошка, собака, кошка.
Список не показывает прямо, сколько каких животных у школьников. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести подсчеты. Проще это сделать при помощи таблицы, читая список один раз. Составляем таблицу: ( образец таблицы 15. на стр.24 учебника 2020) Когда число черточек достигнет пяти, пятой горизонтальной черточкой перечеркнем четыре предыдущие, как показано в строке «Кошка:
Животные | Встретилось в списке | Всего |
Собака | I I I | |
Кошка | I I I I | |
Никого | I I | |
Рыбки | I | |
| | |
| | |
| | |
Теперь легко подсчитать животных каждого вида. ( Продолжают работу самостоятельно): Собак в нашем списке 5 и еще 4, всего 9, кошек 11, птиц 2, рыбки живут у трех школьников, а черепаха только одна.
Задание 2. Таблицы часто используют для записи результатов измерений. Рассмотрите таблицу 17 ( учебника 2022 г.) Число страниц в учебниках 9 класса. Толщину учебника можно измерить линейкой.
4.Обратная связь.
Цель: мысленное отражение предстоящего действия, выраженного в знаках, формирование готовности адекватного запоминания и вербального воспроизведения условия задания.
Оцените свою работу на уроке.
Выполнение задач. | Выполнены все. | Выполнены частично. | Не выполнены. |
Правильно ли сделаны вычисления? | Правильно. | 1 ошибка. | 2 и более ошибки. |
Выполнена ли проверка результатов? | Да, верно. | Да, с 1 – 2 ошибками. | Проверка выполнена неверно. |
6. Домашнее задание
Цель: письменное отражение предстоящего действия, выраженного в знаках, формирование готовности адекватного запоминания и вербального воспроизведения условия задания
Выполните вычисления в таблице. Начертите таблицу в тетради, обязательно запишите название таблицы. Подумайте, как рассчитать стоимость покупки каждого товара и общую сумму расходов. (п.3 – учебник 2020)
Смета расходов на покупку спортивного инвентаря
Можно предложить учащимся провести опрос на выяснения роста, веса ил размера обуви одноклассников и составить таблицы подсчетов.