СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе по теме "Стебель- осевая часть побега: строение и функции".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока подходит к учебнику по биологии авторов- Шереметьева А.М., Рокотова Д.И.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе по теме "Стебель- осевая часть побега: строение и функции".»


Тема урока: Стебель - осевая часть побега: строение и функции.

Учебник: Биология 7 класс, часть 1. Шереметьева А.М., Рокотова Д.И.

Класс: 7

Цель: сформировать у учащихся представление о побеге, познакомить со строением и функциями побега, его видами.

Задачи.

Развивающая (формирование регулятивных УУД):

- отработать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- умение работать по инструктивной карте, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.

Образовательная (формирование познавательных УУД):

- в процессе самостоятельной работы с учебником выяснить особенности строения стебля растений, установить, типы тканей и функции каждого слоя стебля;

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Знать типы стеблей по направлению роста растения;

- совершенствовать навыки работы с текстом, рисунками, наглядным материалом.

Воспитательные (коммуникативные и личностные):

- выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы;

- побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Предметные: учащиеся знакомятся с основными частями внутреннего строения стебля, их значением; учатся распознавать основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, определять возраст дерева по спилу.

Метапредметные: учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы по проделанной работе, самостоятельно работать с текстом учебника, выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Личностные: осознание ценности биологических знаний в жизни человека и своей жизни; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса.

Ход урока


1. Организационный момент.

Пусть девизом нашей работы будет древнекитайская мудрость

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать мне - и я пойму.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы.

  1. Что такое побег?

  2. Какие бывают побеги в зависимости от выполняемой функции? Каковы их функции?


  1. Используя рисунок, укажите все части побега:

  1. Какие типы побегов изображены на рисунке?

  1. Что такое почка?

  2. Какими бывают почки?

  3. По рисункам определите типы почек и опишите их строение, указав значение.

  1. Какое значение имеет ветвление для растений?

  2. Устно выполните задание: назовите виды побегов по разным признакам.

По направлению и способу роста




По строению и продолжительности жизни побегов



  1. Назовите причину, по которой в процессе эволюции возникали видоизменения побегов.

  2. Используя рисунки, назовите видоизменения побегов, их функции, а также примеры растений, имеющих эти видоизменения.



3. Целеполагание


-Ребята, давайте откроем учебник на стр. 155 и узнаем, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока (ученики записывают тему и дату в тетрадь).

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока (изучить строение и функции стебля).

-А что бы хотели узнать по этой теме?

-Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их функциями.


4. Изучение нового материала.

-Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей).

Правильно, стебель проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества, на нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами.

У ряда растений, у которых отсутствуют настоящие листья (кактус, спаржа), стебель выполняет функцию фотосинтеза. Молодые зелёные стебли также активно участвуют в процессе фотосинтеза.

(по ходу объяснения, учитель на доске, а ребята в тетрадях оформляют схему):

Функции стебля:


1. Транспорт веществ

2.Вынос листьев к свету

3.Вегетативное размножение

4. Опорная функция

5.Фотосинтез

6.Запасание веществ


-Для того, чтобы представить, как выполняет стебель все эти функции, нужно знать его особенности строения.

Внутреннее строение стебля у разных растений не одинаково. Оно зависит от того, травянистое это растение или деревянистое, к какому классу покрытосеменных растений оно принадлежит, какой его возраст.

- Чтобы лучше представить внутреннее строение стебля, давайте вспомним, какие бывают типы тканей у растений.

Актуализация опорных знаний

-Назовите известные вам типы тканей у растений?(записать на доске)

1.Покровная.

2. Образовательная.

3.Механическая.

4. Основная.

5. Проводящая.

-Назовите особенности строения и функции этих тканей.


Изучим строение стебля на примере ветки липы. Это можно сделать, рассмотрев её поперечные срезы.

Для этого каждому из вас будет выдана информационная карточка, изучив которую вы должны будете всему классу рассказать об определённой внутренней части стебля (не более 5 минут). По ходу объяснения материала, все ученики будут должны заполнить таблицу «Внутреннее строение стебля».

Давайте оформим эту таблицу в тетради.



Карточка 1.

Кожица. Первичная кора.

У однолетней ветки стебель покрыт кожицей, которая образована прозрачными, плотно прилегающими друг к другу клетками. Среди них расположены устьица – клеточные образования, обеспечивающие газообмен.

Под кожицей находится несколько слоёв клеток первичной коры. Её наружный слой выполняет опорную функцию, а расположенные под ним клетки с хлоропластами участвуют в фотосинтезе. Вот почему молодые стебли имеют зеленоватый цвет. Внутренние слои коры запасают питательные вещества.


Карточка 2.

Пробка.

По мере роста стебля его строение меняется. Уже в первый год жизни растения тонкая кожица слущивается и замещается пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка – покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, а также от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений.

Для осуществления газообмена в пробке развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, особенно хорошо заметные у бузины, дуба, черёмухи. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

У некоторых деревьев образуются толстые слои пробки. Особенно мощная пробка развивается на стволе пробкового дуба. Её используют для хозяйственных нужд.


Карточка 3.

Наружная кора.

Под пробкой находится наружная кора. Она имеет сложное строение и представлена несколькими видами тканей. Снаружи расположены клетки с утолщёнными стенками – механическая ткань (опорная функция). Под ними находятся тонкостенные живые клетки основной ткани (паренхимы), запасающие питательные вещества. Вместе эти клетки механической и основной тканей составляют наружную кору.


Карточка 4.

Внутренняя кора.

Основной элемент внутренней коры (луба) – ситовидные трубки и клетки – спутницы. Это элемент проводящей ткани. Ситовидные трубки, как и в корне, состоят из расположенных друг над другом живых, безъядерных клеток. Их поперечные стенки подобно ситу содержат множество отверстий, через которые осуществляется связь клеток друг с другом и передвижение органических веществ от листьев ко всем частям растения. Клетки – спутницы поддерживают жизнедеятельность безъядерных клеток ситовидных трубок.

Лубяные волокна (механическая ткань) придают стеблю прочность. Лубяная паренхима служит местом, где откладываются запасные питательные вещества.


Карточка 5.

Камбий.

Под лубом располагается тонкий слой образовательной ткани – камбий. Он кольцом опоясывает весь стебель. Весной и летом клетки камбия активно делятся, при этом в сторону коры откладываются новые клетки луба, а вглубь стебля – новые клетки древесины. В результате происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.


Карточка 6.

Древесина.

Сразу после камбия располагается древесина. Она, как и луб, образована разными тканями. Её прочность обеспечивают узкие тонкостенные и одревесневшие клетки - древесные волокна (механическая ткань). Передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ снизу вверх происходит по сосудам. Сосуды образованы цепочками мёртвых полых клеток и представляют собой полые трубки.

Карточка 7.

Сердцевина.

В центре стебля расположена сердцевина, образованная крупными клетками с тонкими оболочками. В них откладываются запасные вещества. Значит, сердцевина образована паренхимой (основной тканью) и выполняет запасающую функцию.

Сердцевину окружают проводящие ткани – древесина и луб. Сердцевина и древесина в многолетнем дереве составляют центральный цилиндр.


Внутреннее строение стебля

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая


Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая




5. Закрепление полученных на уроке знаний и физ. минутка.

Соревнование любознательных (физ.минутка).

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Сосуды древесины представлены мёртвыми клетками.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

- По лубу передвигаются органические вещества.

- Пробка стебля образует устьица.

6. Продолжение изучения нового материала.

- Ребята! Давайте вспомним, за счёт чего стебель растёт в длину? (за счет деления клеток конуса нарастания).

-А за счет, какого слоя стебель растет в толщину? (за счет деления клеток камбия).


- Внимание на экран (годичные кольца), (рассказ учителя о росте стебля в толщину).

При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью. Годовой прирост древесины называют годичным кольцом. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна.

Подсчитав число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о плохом питании.

7. Лабораторная работа.

Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева».

Цель: познакомиться с внутренним строением стебля, научиться определять возраст растения.

Оборудование: готовый микропрепарат «Поперечный срез веточки липы», микроскопы.

Ход работы

  1. Рассмотрите в микроскоп препарат готовый микропрепарат «Поперечный срез веточки липы», найдите кожицу и пробку. Какова структура клеток этих тканей? С какими функциями это связано?

  2. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной от древесины, более позднего времени года.

  3. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?


8. Домашнее задание.

Параграф 26; зарисовать поперечный срез ветки и подписать названия каждой части стебля.

9. Рефлексия.

  • Что вы сегодня узнали на уроке?

  • Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

  • В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

  • Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?

  • Вам понравился урок?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!