СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В.Гаршин "Лягушка-путешественница"»

КОНСПЕКТ



урока по литературному чтению

Быка Ирины Антоновны



специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

4 курс, группа 41





































Класс 3-Б Дата: 12.12.2019

Тема: В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель:

Образовательная:

- кратко познакомить с писателем В.М.Гаршином и его произведением «Лягушка-путешественница»; обогащать словарный запас учащихся, умению характеризовать поступки героев;

- учить понимать поступки героев, их эмоциональное состояние

-формировать навыки правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; пополнить словарный запас новыми словами;

Развивающая:

- развивать связную речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание, любознательность, активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению, эстетические чувства, формирует определенную модель поведения и взаимоотношения с другими людьми.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 3 класс 1 часть», портрет В.М. Гаршин, наглядные иллюстрации




















ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока 1 мин.

1.1. Приветствие и проверка к уроку

1.2. Сообщение темы, цели и задач урокам

2.Актуализация опорных знаний 3 мин.

2.1. Проверка домашнего задания. Беседа.

2.2. Сообщение темы, цели и задач урока

3. Изучение нового материала В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» 30 мин.

3.1. Подготовка детей к восприятию произведения

3.1.1. Вступительное слово про В.М. Гаршин

3.2. Подготовка детей к первичному восприятию произведения

«Лягушка-путешественница»

3.2.1. Словарная работа перед прочтением сказки «Лягушка-путешественница»

3.3. Первичное чтение и проверка первичного восприятия произведения

3.3.1. Чтение текста детьми вслух

3.3.2. Беседа

Физкультминутка 2 мин.

3. 4. Повторное чтение произведения с углубленным анализом

3.4.1. Чтение текста детьми про себя

3.4.2. Беседа

3.4. Выборочное чтение

3.5. Обобщающая беседа по произведению

4. Итоги урока 3 мин.

5. Сообщение домашнего задания 2 мин.

















ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

1.1. Приветствие и проверка к уроку

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Антоновна и сегодня урок литературного

чтения проведу у вас я.

- Ребята, проверьте, чтобы у вас на партах был учебник, пенал и дневник. Все

лишнее уберите с парт.

1.2. Сообщение темы, цели и задач урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем как Всеволод Михайлович Гаршин и его произведением «Лягушка-путешественница».

2.Актуализация опорных знаний

2.1.Проверка домашнего задания. Беседа.

-Ребята на прошлом уроке, вы закончили читать сказку. Ответьте на вопросы:

-Как называется сказка? («Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза и короткий хвост»)

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, откройте учебники на странице 187 и ответим на вопросы. Читай второй вопрос и отвечай на него.

- Каким изображен Заяц в начале сказки? (Знакомясь с главным героем, мы узнаем, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг. Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер. Но в один момент все переменилось – Заяц решил стать храбрецом. Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия. Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.)

- Придавали ли Зайцу силы хвастливые слова? (Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, что он сам верил в то, что говорил.)

-Почему над ним смеялись молодые и старые зайцы? (Они понимали, что это просто фантазии Зайца. Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и всего его рассказы –это его воображение. Но все изменилось, когда Заяц увидел настоящего волка.)

- Как вы понимаете выражение: «У хвастуна язык «примерз»?» (Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь. А причиной этого был жуткий испуг. Видимо, Заяц еще никогда не испытывал такого страха.)

-Что случилось с героями дальше? (С перепуга Заяц был не в силах управлять собой. Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.)

- Молодцы! Вы хорошо запомнили эту сказку.

2.2. Сообщение темы, цели и задач урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем как Всеволод Михайлович Гаршин и его произведением «Лягушка-путешественница».


1. Изучение нового материала В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1.2. Подготовка детей к первичному восприятию произведения «Лягушка-путешественница»

-Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина.

-Как вы думаете, о ком будет эта сказка? (о лягушке)

-Посмотрите на доску. Вы видите изображение лягушки. Скажите, где живут лягушки? (в болоте, в воде, на суше)

-Как лягушки передвигаются? (они прыгают). Могут ли лягушки путешествовать?

-Сегодня на уроке мы с вами узнаем как путешествовала Лягушка в произведении «Лягушка-путешественница».

1.3. Вступительное слово про В.М.Гаршина


- Посмотрите на доску. Вы видите портрет Всеволода Михайловича Гаршина.

-Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился в 1855 году. В.М. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, – «Четыре дня», «Трус». В 1883 году Гаршин создал свой лучший рассказ – «Красный цветок».

Он написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера. А вот какие это качества мы узнаем, когда прочитаем сказку.

1.3. Словарная работа перед прочтением сказки «Лягушка-путешественница»

- Но прежде, чем начнем знакомство со сказкой, мы прочитаем слова и выясним их значения, для того чтобы при чтении вам было всё понятно.

ВЕРСТА – старинная русская мера длины равная 1км 66м.
ЧЕТВЕРТЬ – четвёртая часть чего-либо (раньше считали, что это расстояние между кончиками большого и среднего пальца).
СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.
ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

ПАЯЦ (бумажный паяц) – старинное название клоуна.

2. Первичное чтение и проверка первичного восприятия произведения

2.1. Чтение текста детьми вслух

- Сейчас вы будете читать сказку «Лягушка-путешественница» со стр.188. Вы будете читать по частям, читает один человек, я останавливаю, и продолжает другой и т.д. Затем вы ответите на вопрос: каким образом Лягушка совершила путешествие?

2.2. Беседа

-Каким образом Лягушка совершила путешествие? (в этом ей помогли утки, которые взяли прут, а Лягушка держалась за него)

Физкультминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

3. Повторное чтение с углубленным анализом

3.1. Чтение текста детьми про себя

- Ребята, сейчас вы будете читать сказку про себя. А затем ответите: как Лягушке жилось в болоте?

3.1.1. Беседа по произведению

-Как же Лягушке жилось в болоте? (Главная героиня счастливо жила на просторах болота. Ее жизнь было спокойной, а лягушка всегда сытой и довольной.)

-Почему Лягушка решилась отправиться в дальние края? (Когда утки рассказали Лягушке о дальних краях, об их красоте и теплоте, то она очень захотела туда попасть. А больше всего Лягушку заманил рассказ о большом количестве комаров. Это было решающим моментом.)

-Итак, какой была Лягушка? (Лягушка была сообразительной, хвастливой, находчивой, болтливой, любопытной, неунывающей)

-Как вы понимаете выражения:

Присутствие духа (силы воли, самообладание, не растеряться).
Захватило дух (стало страшно, замерла от испуга).

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию).
Прыгало сердце (радовалась).
Полетела вверх тормашками (полетела вверх ногами).
Закричала во всё горло (закричала очень громко).

- Что означает выражение «не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)

3.2. Выборочное чтение

-Посмотрите, на доске вы видите изображения. Найдите в тексте слова, которыми их можно описать.

-Удалось ли Лягушке совершить путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитайте этот отрывок.

- Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство)

3.3. Обобщающая беседа

-Какое у вас отношение к Лягушке?

-Подходит ли поговорка «Хвастовство само себя наказывает»?

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

- Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.)

4. Итоги урока

-С какой сказкой мы познакомились на уроке?

-Кто написал эту сказку?

-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

5. Сообщение домашнего задания

- Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам необходимо читать сказку «Лягушка-путешественница».































ВЕРСТА





ЧЕТВЕРТЬ


СКИРДЫ


ЦЕП
ПАЯЦ



14 февраля 1855

5 апреля 1888 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!