КОНСПЕКТ
урока по литературному чтению
Быка Ирины Антоновны
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
4 курс, группа 41
Класс 3-Б Дата: 12.12.2019
Тема: В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Цель:
Образовательная:
- кратко познакомить с писателем В.М.Гаршином и его произведением «Лягушка-путешественница»; обогащать словарный запас учащихся, умению характеризовать поступки героев;
- учить понимать поступки героев, их эмоциональное состояние
-формировать навыки правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; пополнить словарный запас новыми словами;
Развивающая:
- развивать связную речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание, любознательность, активизировать словарный запас учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению, эстетические чувства, формирует определенную модель поведения и взаимоотношения с другими людьми.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 3 класс 1 часть», портрет В.М. Гаршин, наглядные иллюстрации
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1. Организация начала урока 1 мин.
1.1. Приветствие и проверка к уроку
1.2. Сообщение темы, цели и задач урокам
2.Актуализация опорных знаний 3 мин.
2.1. Проверка домашнего задания. Беседа.
2.2. Сообщение темы, цели и задач урока
3. Изучение нового материала В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» 30 мин.
3.1. Подготовка детей к восприятию произведения
3.1.1. Вступительное слово про В.М. Гаршин
3.2. Подготовка детей к первичному восприятию произведения
«Лягушка-путешественница»
3.2.1. Словарная работа перед прочтением сказки «Лягушка-путешественница»
3.3. Первичное чтение и проверка первичного восприятия произведения
3.3.1. Чтение текста детьми вслух
3.3.2. Беседа
Физкультминутка 2 мин.
3. 4. Повторное чтение произведения с углубленным анализом
3.4.1. Чтение текста детьми про себя
3.4.2. Беседа
3.4. Выборочное чтение
3.5. Обобщающая беседа по произведению
4. Итоги урока 3 мин.
5. Сообщение домашнего задания 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
1.1. Приветствие и проверка к уроку
- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Антоновна и сегодня урок литературного
чтения проведу у вас я.
- Ребята, проверьте, чтобы у вас на партах был учебник, пенал и дневник. Все
лишнее уберите с парт.
1.2. Сообщение темы, цели и задач урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем как Всеволод Михайлович Гаршин и его произведением «Лягушка-путешественница».
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Проверка домашнего задания. Беседа.
-Ребята на прошлом уроке, вы закончили читать сказку. Ответьте на вопросы:
-Как называется сказка? («Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза и короткий хвост»)
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, откройте учебники на странице 187 и ответим на вопросы. Читай второй вопрос и отвечай на него.
- Каким изображен Заяц в начале сказки? (Знакомясь с главным героем, мы узнаем, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг. Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер. Но в один момент все переменилось – Заяц решил стать храбрецом. Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия. Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.)
- Придавали ли Зайцу силы хвастливые слова? (Когда маленький хвастунишка оглашал о своей силе и способностях, казалось, что он сам верил в то, что говорил.)
-Почему над ним смеялись молодые и старые зайцы? (Они понимали, что это просто фантазии Зайца. Ведь у главного героя не было опыта встречи с хищниками и всего его рассказы –это его воображение. Но все изменилось, когда Заяц увидел настоящего волка.)
- Как вы понимаете выражение: «У хвастуна язык «примерз»?» (Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него отняло речь. А причиной этого был жуткий испуг. Видимо, Заяц еще никогда не испытывал такого страха.)
-Что случилось с героями дальше? (С перепуга Заяц был не в силах управлять собой. Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.)
- Молодцы! Вы хорошо запомнили эту сказку.
2.2. Сообщение темы, цели и задач урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким писателем как Всеволод Михайлович Гаршин и его произведением «Лягушка-путешественница».
1. Изучение нового материала В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
1.2. Подготовка детей к первичному восприятию произведения «Лягушка-путешественница»
-Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина.
-Как вы думаете, о ком будет эта сказка? (о лягушке)
-Посмотрите на доску. Вы видите изображение лягушки. Скажите, где живут лягушки? (в болоте, в воде, на суше)
-Как лягушки передвигаются? (они прыгают). Могут ли лягушки путешествовать?
-Сегодня на уроке мы с вами узнаем как путешествовала Лягушка в произведении «Лягушка-путешественница».
1.3. Вступительное слово про В.М.Гаршина
- Посмотрите на доску. Вы видите портрет Всеволода Михайловича Гаршина.
-Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился в 1855 году. В.М. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, – «Четыре дня», «Трус». В 1883 году Гаршин создал свой лучший рассказ – «Красный цветок».
Он написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера. А вот какие это качества мы узнаем, когда прочитаем сказку.
1.3. Словарная работа перед прочтением сказки «Лягушка-путешественница»
- Но прежде, чем начнем знакомство со сказкой, мы прочитаем слова и выясним их значения, для того чтобы при чтении вам было всё понятно.
ВЕРСТА – старинная русская мера длины равная 1км 66м.
ЧЕТВЕРТЬ – четвёртая часть чего-либо (раньше считали, что это расстояние между кончиками большого и среднего пальца).
СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.
ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.
ПАЯЦ (бумажный паяц) – старинное название клоуна.
2. Первичное чтение и проверка первичного восприятия произведения
2.1. Чтение текста детьми вслух
- Сейчас вы будете читать сказку «Лягушка-путешественница» со стр.188. Вы будете читать по частям, читает один человек, я останавливаю, и продолжает другой и т.д. Затем вы ответите на вопрос: каким образом Лягушка совершила путешествие?
2.2. Беседа
-Каким образом Лягушка совершила путешествие? (в этом ей помогли утки, которые взяли прут, а Лягушка держалась за него)
Физкультминутка
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
3. Повторное чтение с углубленным анализом
3.1. Чтение текста детьми про себя
- Ребята, сейчас вы будете читать сказку про себя. А затем ответите: как Лягушке жилось в болоте?
3.1.1. Беседа по произведению
-Как же Лягушке жилось в болоте? (Главная героиня счастливо жила на просторах болота. Ее жизнь было спокойной, а лягушка всегда сытой и довольной.)
-Почему Лягушка решилась отправиться в дальние края? (Когда утки рассказали Лягушке о дальних краях, об их красоте и теплоте, то она очень захотела туда попасть. А больше всего Лягушку заманил рассказ о большом количестве комаров. Это было решающим моментом.)
-Итак, какой была Лягушка? (Лягушка была сообразительной, хвастливой, находчивой, болтливой, любопытной, неунывающей)
-Как вы понимаете выражения:
Присутствие духа (силы воли, самообладание, не растеряться).
Захватило дух (стало страшно, замерла от испуга).
Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию).
Прыгало сердце (радовалась).
Полетела вверх тормашками (полетела вверх ногами).
Закричала во всё горло (закричала очень громко).
- Что означает выражение «не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)
3.2. Выборочное чтение
-Посмотрите, на доске вы видите изображения. Найдите в тексте слова, которыми их можно описать.
-Удалось ли Лягушке совершить путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитайте этот отрывок.
- Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство)
3.3. Обобщающая беседа
-Какое у вас отношение к Лягушке?
-Подходит ли поговорка «Хвастовство само себя наказывает»?
(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)
- Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.)
4. Итоги урока
-С какой сказкой мы познакомились на уроке?
-Кто написал эту сказку?
-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)
5. Сообщение домашнего задания
- Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам необходимо читать сказку «Лягушка-путешественница».
ВЕРСТА
ЧЕТВЕРТЬ
СКИРДЫ
ЦЕП
ПАЯЦ
14 февраля 1855
–
5 апреля 1888 г.