СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока В преддверии Смуты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В преддверии Смуты»

Конспект урока по истории России 7 класс

по учебнику Пчелова Е.В., Лукина П.В. «История России. XVI-XVII века» 7 класс.

ТЕМА УРОКА: «В ПРЕДДВЕРИИ СМУТЫ»

I.Цели урока:

1.Обучающие:

- подвести учащихся к пониманию причин и предпосылок Смуты;

- формировать у учащихся представление о конце царской династии Рюриковичей;

- формировать у учащихся представление о правлении Бориса Годунова;

2. Развивающие:

- умение работать с учебником как с источником знаний;

- умение работать с ИКТ;

3. Воспитательные:

- воспитать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны;

II.Дидактические материалы:

ФГОС 2012; Примерная программа по истории; историко-культурный стандарт; Е.В. Пчелов История России с древнейших времен до концаXVIII в., 7кл.) (Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для 7 класса основной школы. –М.: Русское слово, 2018.); программы и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России в XVI-XVII вв. Москва, «Русское слово», 2017г.


III.Ход урока:

Этапы урока


методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент


Поприветствовать учеников!

Проверка присутствующих в классе.

Приветствуют учителя.

2. Опрос

Фронтальный устный опрос;

повторение; актуализация знаний;

Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы и нового раздела, хотелось бы повторить некоторый моменты из раздела «История России в XVI веке», самые активные получат оценку в журнал.


1.Сын Ивана III, который завершил процесс начатый отцом – объединение русских земель вокруг Москвы?


2.годы правления Василия III?


3.Как назывался совет государя с наиболее значимыми и знающими людьми в государстве?


4.Как назывались учреждения, которым государь «приказывал» заведовать теми или иными направлениями жизни государства или какими-либо его территориями?


5.Кто был автором идеологии «Москва- Третий Рим»?


6.В каком году Псковская земля была подчинена Москве?


7. Годы правления Ивана Грозного?


8.Год венчания Ивана Грозного на царство?


9.Какое событие произошло в истории России в 1589 г.?


10. Кто стал первым Патриархом всея Руси?

Отвечают на вопросы:



1.Василий III;


2. 1505-1533 г.;


3. Боярская дума;


4. Приказы;



5. монах Филофей;


6. 1510 г.;


7.1533-1584 г.;


8. 1547 г.;


9. установление Патриаршества;


10. Иов

3. Новая тема:












1.Предпосылки и причины Смуты;














2.конец царской династии Рюриковичей;































3.правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.).

Повторение;

устный опрос;

вводная беседа;



работа с тетрадью;




опрос;



объяснение;












Сжатое изложение;





Опрос;


Сжатое изложение;

Работа с тетрадью;


Сжатое изложение;

















Краткое изложение; повторение; опрос;



Краткое изложение;







Беседа;



Объяснение;











Работа с тетрадью;


Объяснение;

Прежде чем начать новую тему, давайте с вами вспомним, какая династия пресеклась со смертью бездетного Федора Иоанновича? Сколько лет правила данная династия?

2.В каком году началось правление этой династии? С какого события? И как звали родоначальника династии?


Сегодня мы с вами рассмотрим события, которые предшествовали Смутному времени и правление Бориса Годунова – первого царя не по рождению, а избранного народной волей; Запишите в тетради тему и план урока(записано на доске):

Тема: В преддверии Смуты;

План:

-Предпосылки и причины Смуты;

-конец царской династии Рюриковичей;

-правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.).


1.Предпосылки и причины Смуты.

Давайте с вами вспомним, а так же логически догадаемся, что могло послужить началом Смутного времени?

Верно, молодцы!


На рубеже XVI-XVI1 веков Россия находилась в тяжёлом состоянии. Опричная политика Ивана Грозного страшным ударом обрушилась на страну.

Хозяйство пришло в упадок. Разрухе способствовала и затяжная, неудачная Ливонская война (1558-1583). Многие люди, спасаясь, бежали на южные окраины государства, где пополняли ряды казаков. Среди них росло недовольство, просыпался бунтарский дух. Своим положением были не удовлетворены и дворяне. Мелкие и средние помещики требовали отмены урочных лет сыска беглых, то есть полного прикрепления крестьян к земле, приращения земли к поместьям. Они добивались большего участия в решении государственных дел. Но всё же одной из главных причин Смуты был возникший в конце XVI века династический кризис.

Историки, изучавшие эпоху смутного времени, пришли к выводу о том, что перечисленные выше проблемы породили период хаоса и разрухи в с стране. В исторической науке его называют Смутным временем или просто Смутой. Этот период российской истории длился более десятилетия – с 1904 по 1618 год. Но, о причинах и хронологических рамках этого периода мы с вами подробнее поговорим на следующем уроке.


2.Конец царской династии Рюриковичей. После смерти Ивана Грозного осталось двое сыновей. Старший Федор, который как мы с вами знаем стал новым русским царем и младший Дмитрий, которому на тот момент было всего полтора года. Во владение ему остался город Углич. Туда его отправили вместе с матерью – Марией Нагой (попрошу внимательно следить за этой личностью, которая ещё сыграет свою роль в ходе Смутного времени).

Тем временем, при царе Фёдоре большим влиянием пользовался брат его жены Ирины – Борис Годунов.


Вспомните, при каких условиях мы уже сталкивались с этой исторической личностью? Правильно!


15 мая 1591 г отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол в Угличе возвестил о беде. Да княжеском дворе бился в предсмертных судорогах младший брат и наследник царя Федора — восьмилетний царевич Дмитрий.

Запишите в тетради: 1591 г. – трагедия в Угличе, смерть царевича Дмитрия.

Народное мнение было единодушным: царевич злодейски убит. Трагедия произошла вскоре после обедни — около полудня, когда угличане отдыхали в своих домах. К няне, державшей на руках умирающего ребенка, подбежала мать царевича —Мария Нагая. Обезумев от горя, она принялась бить Василису Волохову, няню поленом, крича, «что будто се сын ее царевича Дмитрия убили*.

Лишь к вечеру успокоились угличане. Заподозренные в убийстве были замучены и убиты.

Правительство назначило расследование случившегося. Проводил его будущий царь боярин Василий Иванович Шуйский (за этой личностью тоже следите внимательно!).

Через несколько месяцев следствие было завершено и результаты его были доложены царю Федору, выводы комиссии свелись к тому, что «небрежением Нагих* царевич случайно закололся ножом, играя с ребятишками. Было известно, что Дмитрий страдал тяжелой формой эпилепсии (падучей болезнью). Во время припадков

он и мог напороться на нож. Выводы комиссии выглядели достаточно обоснованными.

И все же у историков нет уверенности в том, что царевич погиб в результате несчастного случая. Уж очень выгодна была эта смерть Борису Годунову. Нагие ненавидели Годунова, и в случае воцарения Дмитрия он неизбежно потерял бы власть, а возможно, и жизнь. Годунову было известно, что в Угличе подрастал его непримиримый враг. Дмитрий, вылепив однажды из снега несколько фигур, каждой дал имя боярина и стал

отсекать им головы. Фигура «Годунова* стояла первой...

Смерть Дмитрия открывала Годунову прямой путь к престолу: у Федора не было наследника. Не случайно Нагие сразу же объявили убийц агентами Годунова.

Впрочем, загадка смерти Дмитрия, взволновавшей современников, не разгадана и поныне. Едва ли наука когда-либо сможет окончательно вынести свой вердикт по этому делу.

Русская православная церковь причислила царевича Дмитрия к лику Святых.


3. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.). 6 января 1598 г. умер царь Федор. А 17 февраля 1598 г. Земский собор избрал на царство его шурина — Бориса Годунова.

Давайте вспомним с вами, что такое Земский собор, в каком году был впервые созван и при каком правителе?

Что же произошло в январе — феврале 1598 г.? 15 января овдовевшая царица Ирина отправилась в Ново­

девичий монастырь и приняла там монаший постриг. Формально она оставалась правительницей — от ее имени издавались указы.

По некоторым сведениям, умирающий царь Федор говорил Годунову, что тот не може' быть царем из-за недостаточно высокого происхождения. Выбор царя пал на Федора Никитича Романова*. Трудно сказать, насколько достоверно данное известие, но, во всяком случае, очевидно, что за свое избрание на царство Годунову предстояло бороться, а для этого нужно было проявить незаурядную выдержку, хитрость, дипломатический талант. Борис Годунов уехал из Москвы, показывая, что он не интересуется происходящими событиями. На самом же деле царица Ирина вела переговоры об избрании на престол своего брата.

Впервые на Руси на трон вступал *неприрожденный государь. Именно избрание на Земском соборе должно было составить основу авторитета будущего царя. В Новодевичий монастырь к царице-инокине потянулись шествия людей, просящих дать Бориса «на Московское государство*. Участвовал в этом спектакле и сам патриарх Иов — преданный сторонник Годунова. После нескольких отказов Годунов «согласился* принять престол.

Подумайте, почему Борис Годунов, мечтавший о царской власти, несколько раз отказывался от трона? И почему патриарх Иов поддерживал Бориса Годунова (вспомним, после каких событий)?


Земский собор избрал Бориса царем и принес ему присягу на верность. Предстояла коронация — венчание на царство.

Однако она задержалась, так как пришло тревожное известие о готовящемся походе крымского хана Казы-Гирея на Москву.

Годунов решил лично возглавить поход против крымцев. В средние века люди верили, что в победе и в поражении узнается воля Божия. Если новоизбранный царь победит — значит к нему благоволит Всевышний. Сам Годунов говорил, что хочет перед венчанием на царство проверить, повинуется ли ему

«земля*. Численность собранного дворянского ополчения достигала 40 тыс. воинов. Прослышав о таких приготовлениях русских, Казы-Гирей раздумал идти на Москву. Выйдя к рубежам государства, Борис узнал, что хан намеревается двинуться в Венгрию.

Годунов вернулся вМоскву не победителем, но миротворцем. 2 июля 1598 г. столица торжественно встретила его. А 3 сентября состоялась долгожданная коронация в Успенском соборе.

Запишите в тетради: 1598-1605 г. – годы правления Бориса Годунова;

Пировали и в самых торжественных кремлевских залах, и намосковских площадях. «Множество московского народу» целую неделю бесплатно угощалось сладким медом и пивом.

Бояре и дворяне получили тройное жалованье. Была объявлена амнистия заключенным, на пять лет отменена смертная казнь.

Борис Годунов победил. Его поддержали, потому что вся его предыдущая деятельность высоко оценивалась современниками. Посадские люди помнили, что новый царь облегчил их тягло и радел о строительстве городов. Церковь была благодарна Борису за учреждение патриаршества. Дворяне видели, что он отстаивает их интересы. Он активно ещё в годы правления царя Федора поддерживал градостроительство.

Царствование Бориса Федоровича Годунова ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободив их от налогов и предоставив право беспошлинной торговли. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии , Испании, Франции, Италии и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь. И все же Годунов выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. (Правда, в последующие годы Смуты они не решились вернуться на родину и «задавнели» за границей.)

Царь стремился открыть страну дня европейцев. Пожалуй, он первым среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада.

Неурожай. Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные

бедствия. Наметившийся было в 90-е годы XV I в. подъем сельского хозяйства прервал неурожай. В 1601 г. шли долгие дожди, не дававшие убирать хлеб. А затем грянули ранние холода. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод. И продолжался он целых три года! Богатые вельможи и монастырские власти прятали хлеб в своих амбарах. Цена его возросла в сто раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже установленного предела, даже наказывал тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, Годунов не жалел средств, щедро раздавал деньги беднякам. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену.

Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако их запасов не могло хватить на всех голодных, тем более что, прослышав о раздаче, голодающие со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые имелись у них дома. Но в столице голод был еще более страшным. Появились случаи людоедства. Около 127 тыс. умерших от голода было похоронено в Москве, а хоронить

успевали не всех. Тела умерших подолгу оставались на улицах.

В народе все более укреплялась мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью. Стало быть, оно не может кончиться добром.

Никакие усилия Годунова уже не могли вернуть ему доверия и людских симпатий.

Народные волненья охватили большие территории, грозя всеобщим бунтом. Наиболее мощным было восстание

под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы.

Царские воеводы сумели разбить Хлопка лишь пссле того, как Борис обещал свободу всем холопам. Но успокоить страну не удалось — было уже слишком поздно.

В это время по стране стали распространяться слух, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Годунов осознавал нависшую над ним угрозу: в сравнении с «прирожденным* государем он — никто. Не случайно хулители называли его «рабоцарь*. Ведь еще недавно он именовал себя

государевым холопом! Противники Бориса приписывали ему даже смерть царя Федора (не говоря уже о царевиче Дмитрии).

Борис понимал, что в этом слухе кто-то заинтересован и сознательно его распускает. Царь не без оснований подозревал семью Романовых: этот род был самым близким по крови к царской династии. Приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Ивановичу. В 1600 г. Романовых ложно обвинили в том, будто

они хотят извести царя «кореньями* и с помощью «ведовства* добыть царский престол.

Федора Романова, красавца, щеголя, любителя охоты, насильно постригли в монахи под именем Филарета и отправили на север.

13 апреля 1605 г. Борис Годунов умер. Целый день власти не решались объявить народу о смерти Бориса, лишь сутки спустя состоялась церемония присяги новому царю. Им стал 16-летний сын Бориса — Федор, юноша

образованный и чрезвычайно- умный. Но присягали ему равнодушно, приговаривая: «Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придет в Москву».

Дети отвечают на вопрос:

1.Династия Рюриковичей. 736 лет;

2. 862 г. с призвания Рюрика (Варягов) на правление в Новгород; Рюрик.



Записали в тетради:

Тема: В преддверии Смуты;

План:

-Предпосылки и причины Смуты;

-конец царской династии Рюриковичей;

-правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.).


Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос:

1.Династический кризис; Последствия опричниной политики Ивана Грозного и т.д.

Слушают учителя;













Слушают учителя;







Отвечают на вопрос учителя: когда изучали правление царя Федора и рассматривали его роль в установлении патриаршества на Руси;


Слушают учителя;

Записали в тетрадь: 1591 г. – трагедия в Угличе, смерть царевича Дмитрия.



Слушают учителя;



















Слушают учителя;

Записывают в тетради; Отвечают на поставленные вопросы;

1.Зеский собор-сословно представительный орган. Собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. 1549 г. Иван IV Грозный;









Отвечают на поставленный вопрос;















Записали в тетради: 1598-1605 г. – годы правления Бориса Годунова;




Слушают учителя;






4.Закрепление

Беседа;

опрос

А теперь давайте с вами закрепим сегодняшнюю тему и посмотрим, что вы усвоили за урок из того, что мною сегодня было сказано;

Давайте с вами выделим + и – правления Бориса Годунова.

Учащиеся решают поставленную задачу;

5.Оценивание


Похвалить, поблагодарить за урок, выставить оценки;

Выслушали свои оценки, сдали дневники учителю;

6.Д/з


Запишите д/з: Прочесть параграф №9; уметь отвечать на вопросы и задания в конце параграфа;

Используя ИКТ, составить исторический портрет Бориса Годунова;

1.Годы жизни; Происхождение, семья;

2.Годы правления; условие прихода к власти;

3.Основные события во внутренней политике;

4.Основные события во внешней политике;

5.Причины упадка авторитета Бориса Годунова;

6.Оценка личности и правления Бориса Годунова историками и его современниками.

Записали д/з: Прочесть параграф №9; уметь отвечать на вопросы и задания в конце параграфа;

Используя ИКТ, составить исторический портрет Бориса Годунова;

1.Годы жизни; Происхождение, семья;

2.Годы правления; условие прихода к власти;

3.Основные события во внутренней политике;

4.Основные события во внешней политике;

5.Причины упадка авторитета Бориса Годунова;

6.Оценка личности и правления Бориса Годунова историками и его современниками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!