СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Великая французская революция. От монархии к республике"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Всеообщей истории "Великая французская революция. От монархии к республике" по ФГОСу

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Великая французская революция. От монархии к республике"»

Урок №36-37 Дата 17.01.19, 21.01.19 Класс 8-А Учитель Марущак Е. В.

Дата 16.01.19, 17.01.19 класс 8-Б

Тема урока: «Великая французская революция.

От монархии к республике»

Цель урока:

1.Формирование представления о ходе Великой французской революции;

2. Формирование представления о расстановке политических сил;

3. Формирование понимания значения Декларации прав человека и Конституции Франции.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять термины: жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина.

Получат возможность научиться: анализировать причины революции, анализировать текст исторического документа.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Оборудование урока:

1. учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «История Нового времени. 1500 – 1800 гг. 7 класс». – М., «Просвещение», 2014 г.;

2. презентация «Великая французская революция. От монархии к республике»;



Ход урока.


Этапы урока.

Методические приемы.

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников.

I.Организационный момент.








II. Актуализация знаний (устный опрос)




I

























II. Изучение новой темы:





1. Декларация прав человека. Конституция 1791 года.

( постановка вопроса к документу, рассказ с элементами эвристической беседы





























2. Начало революционных войн.



























































3. Установление республики.







































4. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!»























5. Свержение монархии











6. Организация обороны. Победа при Вальми.
















7. Провозглашение республики

































8. Казнь Людовика 16.






















9. Республика в опасности






























10. Якобинская диктатура.

(рассказ)









































11. Террор.




























IV. Закрепление.



















V. Д/з



VI. Оценивание.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с событиями Великой французской революции. Вспомним причины и начало революции, а затем рассмотрим, как развивались события дальше до 1794 г.


Расскажите о причинах Великой французской революции.


Почему взятие Бастилии ассоциируют с началом революции?

Работа по датам.

А) Объяснение уч-ся понятий и дат, данных на доске:

- 5 мая 1789 г., 9 июля 1789 г., 14 июля 1789 г.

  • Генеральные штаты

  • революция

  • абсолютная монархия

  • Национальное собрание

Учредительное собрание

Б) Работа уч-ся с вопросами

- Расскажите, в результате каких событий Генеральные штаты стали Учредительным собранием

- Почему именно взятие Бастилии считается началом революции? Что нового дала революция? Девизы революции.

- Отречение от прошлого (Жильбер де Лафайет – начальник национальной гвардии)




План:

1. Декларация прав человека. Конституция 1791 года;

2. Начало революционных войн;

3. Установление республики;

4. Якобинская диктатура.


«Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с Великой французской революцией и остановимся подробнее на основных событиях с 1789 по 1793 гг. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Обратите внимание, у вас на партах даны таблицы «Основные события революции».


Дата

Событие





«Все люди рождаются свободными и равными в правах» -гласит первая строка знаменитой Декларации прав человека и гражданина


26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.


Откройте учебники на стр. 260, прочитайте фрагмент Декларации и попытайтесь выделить основные идеи этого документа.

В чем сходства и различия его с Декларацией независимости США?

Декларация заложила основы правового государства во Франции


В глазах короля и двора Декларация прав человека и гражданина являлась наглым нарушением всех божеских и человеческих законов. Король решительно отказался утвердить ее.





Поход на Версаль


С началом революции экономический кризис только лишь разрастался. В Париже по–прежнему свирепствовала страшная нужда. Был сентябрь: жатва уже была кончена, но хлеба все–таки не хватало. У дверей булочных целые вереницы людей ждали с раннего утра своей очереди и часто после долгих часов ожидания люди уходили без хлеба. Муки не хватало. Несмотря на закупку зерна за границей, организованную правительством, несмотря на премии, выдаваемые за ввоз зерна в Париж, хлеба все–таки недоставало как в столице, так и в соседних с ней больших и малых городах. Все меры, принимавшиеся для продовольствия населения, оказывались недостаточными



Дефицит хлеба заставил тысячи парижанок 5-6 октября 1789 года совершить поход на Версаль.


Посмотрите на рисунок на стр. 241.

Около полудня 6-7 тыс. человек, преимущественно женщины, с ружьями, пиками, пистолетами и даже двумя пушками двинулись на Версаль.


В первые моменты своего вступления в Версаль женщины, измученные усталостью и голодом, измокшие под проливным дождем, требовали только хлеба. Когда они ворвались в Собрание, то попадали в изнеможении на скамьи депутатов; но самое их присутствие в этом месте было уже победой. И Собрание немедленно воспользовалось этой победой, чтобы получить от короля утверждение Декларации прав человека.

Вслед за женщинами в путь тронулись и мужчины. Тогда во избежание какого–нибудь несчастья во дворце Лафайет в семь часов вечера двинулся в Версаль во главе буржуазной национальной гвардии.

Ужас охватил двор. Весь Париж, стало быть, идет походом на дворец?

 Около 11 вечера король известил о своем согласии утвердить Декларацию прав и другие декреты. Однако ночью толпа ворвалась во дворец, убив двух гвардейцев короля. Только вмешательство Лафайета предотвратило дальнейшее кровопролитие. По совету Лафайета король вышел на балкон вместе с королевой и дофином. Народ встретил его криками: «Короля в Париж! Короля в Париж!»[27].

6 октября из Версаля в Париж направилась примечательная процессия. Впереди шла Национальная гвардия; на штыках у гвардейцев было воткнуто по хлебу. Затем следовали женщины, одни восседая на пушках, другие в каретах, третьи пешком и наконец карета с королевской семьей. Женщины плясали и пели: «Мы везём пекаря, пекаршу и маленького пекарёнка!». Вслед за королевской семьей в Париж перебралось Учредительное собрание.


Слайд


Понимая опасность своего положения, король решился на эмиграцию.

20 июня 1791 года он бежал из Парижа, однако, был задержан в местечке Варенн .

В сущности, это событие положило начало разладу отношений между новой властью и королем.


Народ обвинил Людовика в измене революции. Многие депутаты стали требовать суд над королем, обвинив его в государственной измене



В сентябре 1791 года была принята первая французская конституция. В стране устанавливалась конституционная монархия.

Вспомните, какой государственный строй называют конституционной монархией?


Все мужчины-налогоплательщики, достигшие 25 лет, получили право голоса. Цеховая система упразднялась. Франция теперь делилась не на прежние феодальные синьории, а на департаменты.

Запишем:

Сентябрь 1791 год – принятие первой французской конституции.

четвёртую в истории Европы и пятую в мире конституцию


Вместо Учредительного начало работать Законодательное собрание. Тон там задавали представители департамента Жиронда. Поэтому группу их сторонников называли жирондистами. Жирондисты выступали за радикальные социальные и политические реформы.


Жирондисты -  одна из политических партий в эпоху 
Великой Французской революции, сторонники реформ, способствующих развитию промышленности, торговли и ликвидации монархии
Своё название партия получила от 
департамента Жиронда

  • Якоби́нцы — участники политического клуба эпохи Великой французской революции, сторонники конституционной монархии и проводимых Учредительным собранием реформ

  • .Сформировались в июне 1789.

  • Получили своё название от клуба, члены которого собирались в библиотеке монастыря Святого Якова.

  • Раскол на сторонников конституционной монархии и республики


Европейские монархи вначале не хотели воевать с Францией.

- Революция – плохой пример для их народов

- их устраивало, что Франция вышла из игры на международной арене


Как это не странно, инициатором войн был Людовик XVI и жирондисты.

Как вы думаете, почему?

Т.к. в результате победы король надеялся вернуть себе прежнюю власть


20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии.

Однако, на первом этапе французские войска терпели одно поражение за другим. К тому же Австрии оказывали серьезную поддержку Англия и Пруссия.


В июле 1792 года был провозглашен лозунг «Отечество в опасности». Страну захлестнула волна патриотизма. В то время написан будущий гимн Франции «Марсельеза». Возник клуб патриотов – крайне радикально настроенных якобинцев Их лидерами были М. Робеспьер, Ж.П. Марат и Ж.Ж. Дантон.



На улицах Парижа связывали военные неудачи с прямым предательством короля и богочей. В итоге глухое народное недовольство вылилось в открытое восстание. 10 августа 1792 года под руководством Парижской коммуны был захвачен дворец Тюильри.

В тот же день Законодательное собрание приняло решение о низложении короля и о созыве нового представительства – Национального конвента (собрания).

Людовика 16 арестовали и поместили в тюрьму Тампль. На улицах Парижа разрушали бюсты и статуи короля

Запишем:

10 августа 1792 год – свержение монархии во Франции.

В сентябре 1792 г. положение на фронтах для революционной армии стало критическое. Иностранные армии угрожали Парижу.

Якобинец Жорж Дантон призывал: «Настало время сказать народу, что он всей своей массой должен броситься на врага… Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость»

Был объявлен массовый набор добровольцев. Везде звучало: « К оружию, граждане!»


В скором времени, 20 сентября 1792 года французские войска нанесли тяжелое положение прусским в битве при Вальми. Это стало поворотной точкой в истории революционных войн, так как после этого сражения территория Франции фактически была освобождена от интервентов.



Уничтожение монархии сделало недействительной Конституцию 1791 года. Поэтому был созван Конвент, избранный всеобщим голосованием мужчин. Среди его депутатов было больше сторонников крайних, решительных действий. В результате жирондисты стали правыми.


Запишем:

Сентябрь 1792 года – провозглашение Франции республикой.


Значительную часть Конвента составляли радикальные элементы – якобинцы. Они сидели на верхних скамьях и потому получили наименование «гора».

На нижних скамьях сидели умеренные (по сравнению с якобинцами) и жирондисты.

Однако, большинство составляли депутаты, сидевшие посередине – т.н. «равнина» или «болото». (около 500 человек из 750). Они не принадлежали ни к правым, ни к левым. Как правило, во время голосования они присоединялись к тем, у кого была реальная сила.





Перед Национальным конвентом стояла проблемы суда над королем.


Как вы думаете, в чем обвинялся король?

Свергнутого короля привели в Конвент для допроса и суда. Ему предъявили обвинение в измене – в связи с державами, воевавшими против революционной Франции


16 января началось голосование по вопросу о смертной казни. Единства среди депутатов не было, и предсказать его исход не брался никто. В итоге из 721 депутата, которые приняли участие в голосовании, 387 высказались за смертную казнь, 334 были против.

Последний шанс короля был связан с голосованием о помиловании, которое состоялось 18 января. За помилование было отдано 310 голосов, против — 380. Таким образом, король Людовик XVI был приговорен к смертной казни. Исполнение приговора было назначено на 21 января 1793 года.

Король был приговорен к смерти и казнен 21 января 1793 года. (10 часов 10 мин.) Тело короля отвезли на кладбище Мадлен и похоронили в слое негащенной извести.



Европейские державы заключили коалицию, направленную против Франции. И вскоре революционные войска начали вновь терпеть сплошные поражения. Ситуация выходила из-под контроля. По всей Франции вспыхивали мятежи, направленные против новой власти. В Париже не хватало хлеба. Радикалы призывали к исключительным мерам. Вся ответственность падала на жирондистов, находившихся у власти.

В поддержку простонародья якобинцы завоевали требованием ограничения цен, созданием сильной исполнительной власти.

Жирондисты выступали за организацию сильных органов местной власти, они были приверженцами демократических норм, обвиняли якобинцев в разжигании ненависти, беспорядков и самосудов. Они даже пытались арестовать лидера якобинцев Марата и Эбера – редактором газеты для народа, в которой он призывал народ к казням и обличал жирондистов.


В Париже обстановка была накалена. На западе Франции вспыхиваю контрреволюционные восстания, крестьянство было недовольным тем, что землю стали скупать городские предприниматели, они считали казнь короля , помазанника Божьего – преступлением.. Особенно сильны были мятежи в Нормандии и Вандее. Вооруженные вилами, пиками, саблями, ружьями, крестьяне врывались в города, разгоняли местную национальную гвардию, громили дома богатых горожан, убивали.



В ночь на 2 июня 1793 года отряды Парижской коммуны и Национальной гвардии окружили здание Конвента и потребовали исключения жирондистов из его состава. Власть перешла к якобинцам, провозгласившим революционное правление.

Его целью – спасти революцию любой ценой. Для этого они установили революционный террор (чрезвычайный режим революционной диктатуры)



Высшим законодательным органом остался Конвент. Ему подчинялось новое правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения, во главе которого встал Максимилиан Робеспьер.

Положение нового правительства было тяжелым. Мятежи, террор охватили 60 департаментов из 83.

Летом 1793 г. молодая дворянка Шарлотта Корде убила Марата. Ее арестовали и приговорили к смерти.

На суде она сказала: « Я убила одного человека, чтобы спасти жизнь сотни тысяч других, убила негодяя, свирепое дикое животное, чтобы спасти невинных и дать отдых моей родине!»


Стремясь спасти достижения революции , Комитет общественного спасения принимал самые крайние меры.

В июне 1793 годы была принята новая Конституция, провозгласившая Францию республикой.

Тем не менее, новая конституция не действовала, так как Франция находилась в чрезвычайном положении.

Помимо введения конституции, якобинцы окончательно освободили крестьян от феодальных повинностей, конфисковали земли эмигрантов,

установили твердые цены на продукты первой необходимости.

Но тем не менее все эти меры вызывали всеобщее недовольство даже среди революционно настроенных парижан. Прилавки магазинов опустели, торговцы продавали товары из-под прилавков втридорога. Правительство издало декрет, устанавливающий максимум заработной платы, т.е. народ оказался в западне. Продукты надо покупать на черном рынке дорого, но на твердую зарплату.


С недовольными якобинцы боролись самым решительным образом. 17 сентября 1793 г. Был принят закон о подозрительных, согласно которому можно было арестовать любого, подозреваемого в заговоре против республики. «Подозрительными» объявляли всех, кто «сочувствовал тирании» , аристократы, родственники эмигрантов.

10 октября 1793 г. Конвент принял закон о временном революционном порядке. (все патриоты в знак поддержки революции должны были носить эмблемы революции – фригийский колпак и трехцветную кокарду)

Казни подвергались любые представители оппозиции: роялисты, жирондисты.

«Мы умираем потому, что народ спит, а вы умрете потому, что он проснется!»

«Революция…пожирает собственных детей».


Гильотина работала все чаще, тюрьмы заполнялись «подозрительными», громкие политические процессы следовали один за другим

В октябре 1794 г. казнили бывшую королеву Марию Антуанетту.

Подавлять недовольных надо было и за пределами Парижа. В начале 1794 года был захвачен Марсель, а 9 октября того же года революционными войсками был разгромлен Лион.



Сегодня мы с вами рассмотрели очередной этап Великой французской революции. Давайте вспомним, какие важные документы были приняты в этот период и каково их значение?

Как изменилась за этот период форма правления во Франции?


§ 26, продолжить заполнение хронологической таблицы, подготовить сообщение о Наполеоне Бонапарте.

5. Рефлексия:

Большое спасибо за урок. А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика. Уч-ся считают свои жетоны, в зависимости от их количества ставятся оценки за урок.


Параграф 26, выучить даты и события,



















В тетради:




































26 августа 1789 год – принятие Декларации прав человека и гражданина Учредительным собранием


- Согласно этому документу, за гражданами Франции закреплялись свобода слова, печати, вероисповедания, собраний и т.д. В сфере гос. строительства устанавливался принцип народного суверенитета, как и в Декларации независимости США. Объявлялось о неприкосновенности частной собственности.

- строй, при котором власть монарха ограничивается конституцией.

















5-6 октября 1789 г. - поход на Версаль.















































































- в измене Франции.




































  

Гильотина для короля. Как казнили Людовика XVI

 Все материалы сюжета Всемирная история с Андреем Сидорчиком

21 января 1793 года в Париже был казнен король Франции Людовик XVI.

Казнь Людовика XVI. © / Public Domain

  • 174

  • 17

  • 19

Жизнь королевских особ в период великих потрясений теряет свой лоск и величавость. Монарх, который еще вчера был всесильным владыкой, превращается в человека, находящегося в постоянной опасности. Покорность подданных сменяется яростью и готовностью поквитаться с помазанником Божьим за все обиды.

«Нет, Ваше Величество, это революция»

Король Франции Людовик XVI, занявший трон в 1774 году, не мог и подумать, что абсолютная монархия, которую он считал незыблемой, рухнет всего через несколько лет.

Когда в 1789 году восставшие парижане пошли на штурм Бастилии, король воскликнул: «Но это бунт!». «Нет, Ваше Величество, это революция», — поправил монарха один из приближённых.

Формально отстранения Людовика XVI от власти революционеры не добивались. Но с каждым днем король терял свои полномочия. Воли к активному сопротивлению король не проявлял, им овладела апатия. В тоже время приближенные полагали, что ему необходимо покинуть Париж, добраться до территории, где еще оставались сильные монархические настроения, и возглавить борьбу с революцией.

Сделать это, однако, было не просто. Монаршая семья находилась в парижском дворце Тюильри под охраной Национальной гвардии, возглавляемой Жильбером Лафайетом. С одной стороны, Лафайет выступал гарантом неприкосновенности Людовика XVI и его семьи, а с другой — контролировал всех их передвижения. Таким образом, статус короля и его близких можно было определить как «плен с привилегиями».

Портрет Людовика XVI.

Неудачный побег

В сентябре 1790 года окружению короля удается убедить его начать подготовку к побегу. Замысел заключался в том, чтобы добраться до крепости Монмеди, в которой находился маркиз де Буйе, командующий войсками Мёза, Саара и Мозеля, верный королевской фамилии.

В ночь на 21 июня 1791 года королевская семья тайно покинула дворец Тюильри в сопровождении трех телохранителей. Король был переодет пажом, однако внешность его была слишком узнаваемой для того, чтобы Людовик мог сохранить инкогнито.

В городе Сент-Мену короля заметил почтмейстер Жан-Батист Друэ. Стопроцентной уверенности у Друэ не было, и он последовал вслед за каретой, двинувшейся в город Варенн.

Согласно плану заговорщиков, в Варенне короля должен был ждать отряд гусар, на который был возложена миссия по сопровождению короля.

Варенн разделен рекой на две части, и гусары разместились в его восточной части, в то время как карета с беглецами прибыла вечером 21 июня в западную часть. Пока сопровождающие Людовика XVI пытались разобраться в ситуации, в город прибыл Друэ, который поднял тревогу. Местные части Национальной гвардии перекрыли мост, соединяющий две части города, не дав гусарам прийти на помощь королю. Беглецов задержали, отправив в Париж посыльного с сообщением. Гусары также отправили гонца, требуя помощи. За час до того, как силы, верные королю, подошли к Варенну, монарха с семьей уже увезли обратно в Париж.

Тайны железного шкафа

Бегство Людовика XVI значительно ухудшило его положение. Хотя он и не был низложен, обвинения в измене и требования отдать монарха под суд звучали все чаще. Тем более и сам король давал к этому повод, все чаще отказываясь утверждать решения революционного парламента. Король надеялся на интервенцию, которая поможет ему одолеть революционеров.

10 августа 1792 года Национальная гвардия и революционные федераты штурмом взяли дворец Тюильри. Законодательное собрание было заменено Национальным конвентом, который 21 сентября 1792 года провозгласил Францию республикой.

Вопрос о суде над королем встал практически сразу — приговор, вынесенный монарху, придал бы легитимности событиям 10 августа.

Людовик был заключён с семьей в крепость Тампль и обвинён в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства.

В ноябре 1792 года при обыске был обнаружен железный шкаф с документами. По версии обвинения, документы, находившиеся в нем, свидетельствовали, что Людовик XVI поддерживал отношения с эмигрантами, вел тайные переговоры с иностранными монархами, замышлял и осуществлял подкуп революционных лидеров умеренного толка.

Падение французского Карфагена. Как парижане на самом деле взяли Бастилию

Подробнее

«Виновен в злоумышлении против свободы и безопасности»

10 декабря 1792 года начался суд над королем в Национальном конвенте. Монарх держался стойко, отрицал все выдвинутые против него обвинения, однако мало кто сомневался в том, что Людовик XVI будет признан виновным.

Главный вопрос заключался в том, какую меру наказания вынесет ему суд.

Процедура голосования проходила с 15 по 19 января 1789 года. Каждый из членов Национального конвента должен был дать обоснованный ответ на четыре вопроса: о виновности гражданина Луи Капета (так именовали короля революционеры), о необходимости вынесения вопроса о наказании короля на всенародный референдум, о смертной казни короля и о возможности помилования короля.

Все члены Национального конвента проголосовали за признание Людовика XVI виновным «в злоумышлении против свободы нации и общей безопасности государства». Предложение о референдуме было отвергнуто.

16 января началось голосование по вопросу о смертной казни. Единства среди депутатов не было, и предсказать его исход не брался никто. В итоге из 721 депутата, которые приняли участие в голосовании, 387 высказались за смертную казнь, 334 были против.

Последний шанс короля был связан с голосованием о помиловании, которое состоялось 18 января. За помилование было отдано 310 голосов, против — 380. Таким образом, король Людовик XVI был приговорен к смертной казни. Исполнение приговора было назначено на 21 января 1793 года.

Прощание Людовика XVI с семьей перед казнью. Репродукция картины.

Последние часы короля

Свидетели сообщали, что, узнав, о вердикте, король попросил принести ему том Британской энциклопедии с описанием казни Карла I. Получив его, он погрузился в чтение.

Вечером 20 января Людовику XVI разрешили проститься с семьей. После этого король до двух часов ночи общался со священником, а затем лег спать.

В пять часов утра его разбудили, он привел себя в порядок при помощи камердинера, вновь пообщался со священником, который затем отслужил обедню.

В восемь часов утра приговоренный передал членам муниципалитета свое завещание, попросил у священника последнего благословения, и в сопровождении офицеров охраны отправился в карету, которая должна было отвезти его к месту казни.

Эшафот на площади Революции был окружен вооруженной толпой. Опираясь на священника, Людовик поднялся по ступенькам к разящему орудию Французской революции — гильотине.

Помощники палача хотели снять с него одежду, но король отказался от их услуг, сам снял коричневый камзол, оставшись в белом фланелевом жилете, серых панталонах и белых чулках.

Обаяние «шлюхи». Как гильотина стала модной вещью Французской революции

Зачем отрубленную голову показывали толпе?

Казнить монарха предстояло Шарлю-Анри Сансону, представителю династии палачей, который начал свою карьеру еще при Людовике XV.

Между опытным палачом и монархом возник спор. Сансон, быстро освоивший новое орудие казни, к выполнению всех процедур подходил скрупулезно. Приговоренному было необходимо связать руки, а затем привязать его к доске. Людовик счел это новым оскорблением и отказался подчиниться.

Сансон не горел желанием применять силу, но времени на увещевания у него не было, и шесть ассистентов готовы были скрутить Людовика. Положение спас священник, уговоривший короля принять и это испытание достойно.

«Делайте, что хотите», — изрек король, и обратился к толпе: «Я умираю невинным, я прощаю своих врагов и молю, чтобы моя кровь пролилась на пользу народу Франции и утолила Божий гнев!»

Помощники Сансона, уже успевшие связать приговоренному руки, ловко и быстро положили его на доску и привязали к ней.

Под звуки барабанной дроби голова бывшего владыки Франции оказалась под ножом гильотины. Шарль-Анри Сансон привел ее в действие. Людовик XVI лишился головы под крики ликующей толпы: «Да здравствует революция!»

Спустя мгновение помощник палача поднял отсеченную голову и показал ее толпе. Тогда считалось, что моментально отрубленная голова продолжает жить еще около пяти секунд, и в эти мгновения ее поднимали, чтобы казненный мог видеть ликующую и смеющуюся над ним публику.

Рождённая революцией. История французской гильотины

Подробнее

Палач спит спокойно

Тело короля похоронили в общей могиле, засыпав слоем негашеной извести. В октябре 1793 года участь супруга разделила королева Мария-Антуанетта. Вслед за королевскими особами на эшафот взошли и многие пламенные деятели революции, включая главного сторонника смертной казни монарха Максимилиана Робеспьера.

Палач Шарль Анри Сансон, казнивший их всех, а в целом проведший 2918 казней, вышел в отставку и умер своей смертью в 1806 году в возрасте 67 лет. Рассказывают, что как-то со знаменитым палачом встретился Наполеон, который в свое время сам едва не стал «клиентом» Сансона. Бонапарт поинтересовался, может ли спокойно спать человек, отправивший на тот совет столько людей. «Если короли, диктаторы и императоры спят спокойно, почему же не должен спокойно спать палач?», — пожал плечами Сансон







Задания для закрепления темы.

А. Уч-ся читают содержание таблицы. Проверяется правильность ее заполнения.


Б. Выполнение тестовых заданий.

1. Согласно конституции 1791 г., во Франции устанавливалась

А) республика Б) парламентская республика

В) конституционная монархия Г) абсолютная монархия

2. Жирондистами и якобинцами во время Великой французской революции называли

А) католиков и гугенотов Б) группировки в Конвенте

В) представителей второго и третьего сословия

Г) сторонников и противников восстановления абсолютизма

3. Расставьте в хронологической последовательности события французской революции.

А) Объявление войны Австрии

Б) Декларация прав человека и гражданина

В) Приход якобинцев к власти

Г) Казнь Людовика XVI

Д) Поход на Версаль

4. Какие мероприятия были проведены Учредительным собранием в период революции. Выберите 2 верных ответа.

А) принятие конституции

Б) декрет о запрещении стачек

В) принятие Декларации прав человека и гражданина

Г) принятие закона о «подозрительных»

Д) введение твердых цен на предметы первой необходимости

В. Необходимо определить, о каких событиях Великой французской революции идет речь в стихах и назвать, когда они произошли.

1.Французы пред лицом закона 2.Забыв о клятвах всех своих,
Теперь в правах уравнены, На ветер бросили вы их.
И заноситься не должны И ваше вероломство-
Дельцы, дворяне, люди трона. Оценит и потомство. Пускай башмачник я простой – Вы слышите ли, хорошо! Мне по плечу министр любой! И кто вас только убедил,
У всех нас общее есть чувство – Предать народ, что вас любил?
Равны все люди меж собой. И вот все это вместе Я человек был небольшой, Не делает вам чести. Никто не чтил мое искусство, - Теперь обманутый народ
Теперь я тоже знатным стал, Уж клятвам веры не дает.
Как принц любой иль генерал. И заклеймил вас кстати
Названием “Предатель!”





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!