СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ветвление и последовательная детализация"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ветвление и последовательная детализация"»

Урок 9

Дата:

Класс: 9

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"

  

Тип урока

изучения нового материала

Цель деятельности учителя

Обучающая: познакомить учащихся с командой ветвления, показать пример задачи с двухшаговой детализацией.

Развивающая: развитие памяти, внимания, умения, мышления, коммуникативных навыков общения.

Воспитательная – воспитывать готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать умение слушать своих товарищей.

Задачи

сформировать представление о основных понятиях

Термины, понятия

алгоритм, исполнитель, ветвление, блок-схема, программа.

Планируемые результаты

Образовательные

Личностные: способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Предметные: представления понятий: логические высказывания, логика, логические выражения, логические лперации.

Метапредметные: умение решать задачи.

Владеют базовыми понятиями по теме:

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах.

Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.

Проверка домашнего задания

Для перехода к новой теме нам нужно ответить на несколько вопросов:

– Какие свойства информации вы знаете?

– Что такое цикл?

– Как записывается команда цикла?


2

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если  
      то   
      иначе 
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». — это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если справедливо, то выполняется , в противном случае — .

Давайте изобразим блок-схему.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления

Например:

если впереди край 
     то поворот
кв

Блок-схема:

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если
      то   
кв

Здесь выполняется, если справедливо.

Составим сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС — в верхнем левом углу, направление на юг.

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную  программу

программа Орнамент
нач
           сделай РЯД
           поворот
           сделай РЯД 
           поворот
           сделай РЯД 
           поворот 
           сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

Процедура РЯД

Нач

Прыжок

Прыжок

Пока впереди не край, повторить

Нц

Сделай КВАДРАТ

Если впереди не край

То прыжок

Кв

Кц

Кон


Процедура КВАДРАТ

Нач

Шаг

Поворот

Шаг

Поворот

Шаг

Поворот

Шаг

Поворот

Прыжок

Кон

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

блок-схема процедуры РЯД.


Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.





















Приложение 1.























3

Переходим к практической части нашего урока.

Загружайте файл 1_уровень

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.

Загружайте файл 2_уровень

Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.

Загружайте файл 3_уровень

Разработайте алгоритм для воспроизведения рисунка по образцу. Завершить перемещение можно в любой точке.




Приложение 2





Приложение 3


Приложение 4


4

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Формат команды ветвления имеет вид:

если

то

иначе

кв

Неполная форма команды ветвления:

если

то

кв

Сложные алгоритмы удобно строить путем пошаговой детализации.


5

Домашнее задание п.31, вопросы и задания в конце параграфа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!