Литература 6 класс ___.___.___
Урок 37
Тема: Вн. чт. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».
Цели: приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов, освоение их в единстве формы и содержания, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры, развитие интереса к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, творческого воображения учеников; воспитание высоких нравственных качеств личности, культуры речи обучающихся, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Оборудование урока: портрет А. П. Чехова, компьютер, видеопроектор, экран
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ рассказа.
Ход урока
I. Организационное начало урока:
приветствие учащихся;
проверка готовности учащихся.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа «Лошадиная фамилия».
2. Беседа по рассказу.
– Почему рассказ называется юмористическим? (Он вызывает весёлое, доброе настроение, улыбку.)
– Укажите моменты, которые делают рассказ смешным. (Источником смешного является поведение героев и детали их внешнего облика, их речь, исходная ситуация (генерал соглашается «заговорить» зубы по телеграфу).)
– Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль, обратившись к речи героев. (Это прежде всего относится к речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др.)
– С какой целью приходит приказчик к генералу?
– Как лечит Яков Васильевич? Это возможно? А приказчик верит в это?
– Почему генерал соглашается писать акцизному?
– Что высмеивает здесь Чехов?
– Какими приёмами автор добивается смеха? (Смешны предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий: Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренников, Лошадевич, Жеребкович, Кобылянский и др.)
– Кто принимает участие в придумывании фамилии акцизного?
– Вспоминает ли приказчик фамилию?
– Почему это так разозлило генерала?
– А фамилия оказалась действительно лошадиной? Не кажется ли вам, что финал неожиданный? (Финал является неожиданным, потому что фамилия совсем не лошадиная. Действие стремительно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».)
Комментарий учителя. Краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», – писал он в письме).
– В какой части рассказа действие начинается? (У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.)
– Какие особенности речи характерны для героев? (Речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др.)
– Речь автора отличается от речи героев?
– Подробно ли описывается происходящее? (Нет)
– Предложения длинные?
– В каких словах автора можно найти элементы оценки? («тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др.)
– Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добродушным, уничтожающим, снисходительным? (Это смех добродушный над мелкими слабостями людей: боязнью зубной боли генерала, легковерием приказчика и его надеждой на чудодейственные средства. Это смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно.)
– Что же такое, по-вашему, юмористическая ситуация? (Ответы учащихся.)
3. Рассмотрите иллюстрации к рассказам Чехова. Удалось ли, на ваш взгляд, художникам передать основную мысль рассказа? Сопоставьте их с самостоятельно сделанными иллюстрациями. Учащиеся рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями.
4. Просмотр видеофильма «Пересолил».
5. Беседа по рассказу «Пересолил».
– Над чем смеётся в рассказе «Пересолил» Чехов? (Глеб Гаврилович, струсив, так запугал Клима, что тот убежал, а Глеб Гаврилович вынужден был просидеть ночь в лесу.)
III. Подведение итогов урока.
Фронтальный опрос по биографии и творчеству Чехова.
– В какой семье вырос Чехов?
– Что оказало влияние на его духовное развитие?
– Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористических произведений?
– Что потеряла бы Россия и русские люди, если бы Чехов стал врачом, а не писателем?
– Как подписывал Чехов свои произведения? Почему?
– Над чем смеётся писатель в своих рассказах?
– Почему его рассказы можно назвать юмористическими?
– Что такое юмористическая ситуация?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов ХIХ века о родной природе.
3