СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».»

Литература 6 класс ___.___.___


Урок 37


Тема: Вн. чт. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».


Цели: приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов, освоение их в единстве формы и содержания, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры, развитие интереса к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, творческого воображения учеников; воспитание высоких нравственных качеств личности, культуры речи обучающихся, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.


Оборудование урока: портрет А. П. Чехова, компьютер, видеопроектор, экран


Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ рассказа.


Ход урока

I. Организационное начало урока:

  1. приветствие учащихся;

  2. проверка готовности учащихся.


II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа «Лошадиная фамилия».

2. Беседа по рассказу.

– Почему рассказ называется юмористическим? (Он вызывает весёлое, доброе настроение, улыбку.)

– Укажите моменты, которые делают рассказ смешным. (Источником смешного является поведение героев и детали их внешнего облика, их речь, исходная ситуация (генерал соглашается «заговорить» зубы по телеграфу).)

– Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль, обратившись к речи героев. (Это прежде всего относится к речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др.)

– С какой целью приходит приказчик к генералу?

– Как лечит Яков Васильевич? Это возможно? А приказчик верит в это?

– Почему генерал соглашается писать акцизному?

– Что высмеивает здесь Чехов?

– Какими приёмами автор добивается смеха? (Смешны предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий: Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренников, Лошадевич, Жеребкович, Кобылянский и др.)

– Кто принимает участие в придумывании фамилии акцизного?

– Вспоминает ли приказчик фамилию?

– Почему это так разозлило генерала?

– А фамилия оказалась действительно лошадиной? Не кажется ли вам, что финал неожиданный? (Финал является неожиданным, потому что фамилия совсем не лошадиная. Действие стремительно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».)

Комментарий учителя. Краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», – писал он в письме).

– В какой части рассказа действие начинается? (У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.)

– Какие особенности речи характерны для героев? (Речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др.)

– Речь автора отличается от речи героев?

– Подробно ли описывается происходящее? (Нет)

– Предложения длинные?

– В каких словах автора можно найти элементы оценки? («тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др.)

– Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добродушным, уничтожающим, снисходительным? (Это смех добродушный над мелкими слабостями людей: боязнью зубной боли генерала, легковерием приказчика и его надеждой на чудодейственные средства. Это смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно.)

– Что же такое, по-вашему, юмористическая ситуация? (Ответы учащихся.)

3. Рассмотрите иллюстрации к рассказам Чехова. Удалось ли, на ваш взгляд, художникам передать основную мысль рассказа? Сопоставьте их с самостоятельно сделанными иллюстрациями. Учащиеся рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями.

4. Просмотр видеофильма «Пересолил». 

5. Беседа по рассказу «Пересолил». 

– Над чем смеётся в рассказе «Пересолил» Чехов? (Глеб Гаврилович, струсив, так запугал Клима, что тот убежал, а Глеб Гаврилович вынужден был просидеть ночь в лесу.)


III. Подведение итогов урока.

Фронтальный опрос по биографии и творчеству Чехова.

– В какой семье вырос Чехов?

– Что оказало влияние на его духовное развитие?

– Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористических произведений?

– Что потеряла бы Россия и русские люди, если бы Чехов стал врачом, а не писателем?

– Как подписывал Чехов свои произведения? Почему?

– Над чем смеётся писатель в своих рассказах?

– Почему его рассказы можно назвать юмористическими?

– Что такое юмористическая ситуация?


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов ХIХ века о родной природе.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!